Двигатель стиральной машины: устройство и замена при поломке

Как правильно снять двигатель со стиральной машины

Главным звеном любой современной стиральной машины является двигатель. Если этот узел ломается, техника перестанет работать. Замена мотора профессиональными специалистами стоит очень дорого, поэтому пользователи часто интересуются, как снять двигатель стиральной машины своими силами в домашних условиях. Процесс этот несложный, если знать правильный порядок действий.

Виды двигателей

При разборке и ремонте двигателя стиральной машины нужно учитывать его тип и соответствующие особенности конструкции. Всего известно три вида:

Первый тип – самый простой, это – металлический корпус, в котором находятся статор, ротор и тахометр. Для установления контакта между мотором и ротором в конструкцию также входят две щетки, они подают на якорь ток, создается магнитное поле и начинается вращение. Скорость последнего напрямую зависит от напряжения в сети. Такой мотор устанавливается в нижней части стиральной машины и соединяется ремнем со шкивом. К минусам коллекторного двигателя относятся щетки, стирающиеся со временем и ремень, который рвется или растягивается.

Асинхронный тип сегодня практически не встречается. Он бывает двухфазный и трехфазный, состоит из неподвижного статора и ротора, вращающего барабан с помощью ремня. Он просто сконструирован, неприхотлив, имеет низкую стоимость, легко ремонтируется. К недостаткам относится низкая мощность, из-за которой барабан в любую минуту может начать вращаться гораздо слабее и совершать неполные обороты. Это серьезно влияет на качество стирки. Именно поэтому асинхронный двигатель сегодня практически забыт и не используется.

Как снять и заменить двигатель стиральной машины автомат

Как снять коллекторный двигатель

Таким образом, обычно ремонтировать приходится двигатели коллекторного типа. Процесс разборки стиральной машины автомат, последующего снятия мотора, ремонта или замены на новый очень похож на технике различных производителей, но при этом встречаются и отличия. Выглядит он следующим образом:

  1. Отключить устройство от сети и подождать несколько минут, пока техника полностью не обесточится.
  2. Сначала владельцу устройства нужно разобрать стиральную машину. Для этого потребуется снять заднюю крышку (Аристон, Zanussi, Electrolux) или переднюю панель (Bosch, Самсунг, LG), в зависимости от фирмы-производителя. В первом случае потребуется выкрутить несколько винтов, во втором – снять верхнюю крышку и панель управления.
  3. Коллекторный двигатель чаще всего располагается в нижней части стиральной машины, под баком. В первую очередь нужно снять ремень и отсоединить заземляющий провод и питание.
  4. Обычно мотор устанавливается на четыре посадочных места. К двум из них он прочно прикручен винтами. Необходимо выкрутить крепеж, для этого используется ключ на 13, но возможны и другие варианты, в зависимости от марки стиральной машины.
  5. Очень часто в посадочных местах двигатель залипает, поэтому его нужно подковырнуть отверткой.
  6. Почувствовав, что мотор двигается, необходимо потянуть его к себе и снять.

Для установки нового двигателя нужно выполнить эти действия в обратном порядке. Чтобы не перепутать проводку, необходимо ее сфотографировать перед тем, как отсоединить или сделать пометки.

Как снять инверторный двигатель

Инверторный двигатель, устанавливаемый на стиральной машине, не предназначен для ремонта в домашних условиях, но если пользователь все-таки решил снять его самостоятельно, ему придется выполнить следующие действия:

  • Отключить стиральную машину от сети.
  • Выкрутить крепежные болты и снять заднюю крышку или переднюю панель.
  • Сфотографировать или пометить проводку, затем отсоединить ее, предварительно выкрутив удерживающие винты.
  • Выкрутить болт, удерживающий ротор. В процессе, чтобы избежать вращения, следует удерживать ротор рукой.
  • Снять сборку ротора, затем – статора.
  • Отсоединить все разъемы из проволоки.

Как снять и заменить двигатель на стиральной машине активаторного типа

В устройствах активаторного типа (стиральная машина Малютка, некоторые компактные стиральные машины с вертикальной загрузкой) на валу мотора располагается активатор для создания движения воды.

Чтобы снять двигатель в таких устройствах, нужно:

  • Вытащить пробку из корпуса, за которым спрятан мотор.
  • Совместить отверстие в крыльчатке и выемку в роторе, вручную поворачивая активатор.
  • Застопорить отверткой ротор, просунув ее в отверстие.
  • Отсоединить и снять активатор (если стиральная машина выпущена до 1985 года – повернуть деталь по часовой стрелке, иначе – против).
  • Вытащить приводной механизм, затем снять мотор.

Устранение неисправностей

Чтобы выявить неисправность, необходимо запустить двигатель. Для этого нужно выполнить последовательное соединение обмоток статора и ротора, а затем через свободные разъемы подать переменный ток мощностью 220 Вольт. Мотор начнет вращаться.

Если стиральной машине много лет, щетки будут практически стерты, а при работе мотора будет заметно сильное искрение. Целые щетки длинные, не имеют внешних дефектов. В противном случае необходимо снять щетки с двигателя и заменить. Новые детали следует приобретать только оригинальные, это значительно увеличит срок работы стиральной машины.

Сильные шумы, нагрев мотора, неполная мощность работы свидетельствуют о неисправной обмотке. Чтобы убедиться в этом, нужно взять мультиметр, выбрать режим омметра и замерить сопротивление на соседних ламелях. Разница должна быть не более 0,5 Ом. В противном случае пользователь увидит короткое замыкание между витками. Таким же способом нужно проверить работу статора. Далее нужно диагностировать замыкание обмоток на корпус статора или ротора.

Чтобы убедиться в износе ламелей, нужно вытащить ротор из мотора и осмотреть коллектор. О неисправности сообщит отслаивание ламелей, появившиеся заусенцы, обрыв подводящего контакта. Все это приводит к искрению щеток. Обычно ламели перегреваются и отслаиваются, если ротор оказывается заклиненным или происходит межвитковое короткое замыкание.

Еще одна популярная неисправность машины – это оборванный или соскочивший ремень. В тех случаях, если такая проблема проявляется часто, это может свидетельствовать о неисправном шкиве. Его потребуется заменить. Нужно разобрать стиральную машину, убрать ремень, выкрутить крепеж, снять шкив с двигателя и заменить его на новый.

Сегодня в стиральных машинах устанавливаются двигатели двух видов – инверторный и коллекторный. Первый вид ломается редко, дома починить его очень трудно, поэтому следует обратиться в сервисный центр. Если же сломался коллекторный мотор, причиной могут стать стершиеся щетки, повреждение обмотки или ламелей. Диагностику можно выполнить самостоятельно, для этого нужно снять двигатель и осмотреть его. Обычно виной поломки становятся щетки, которые можно заменить своими силами.

Как выполняется замена и ремонт двигателя стиральной машины?

Двигатель – единственный источник крутящей силы, механической энергии, без которого ваша стиральная машина не справится со стиркой белья. Он подвержен износу – как и остальные подвижные части стиральной машины-автомата (СМА). На него ложится большая нагрузка, чем на барабан, – с учётом механических потерь на трение соприкасающихся поверхностей.

Причины неисправностей

Причины, по которым стиральная машина не выдаёт требуемую механическую мощность, шесть.

  • Износ несущей части вала. Весьма редкий случай, когда повреждённой оказывается именно крутящаяся ось, она наиболее долговечная часть несущей конструкции, включая пластины статора и ротора.

  • Сломались или не смазаны подшипники. Шарикоподшипники выходят из строя чаще – намного чаще, когда их забывают смазать хотя бы раз в полгода-год литолом, солидолом или графитовой смазкой. Излишнее трение подтормаживает вал мотора.

  • Выгорание обмоток. Короткозамкнутые витки, как известно, выделяют большой индукционный ток в переменных магнитных полях ротора и статора. Сопротивление одного витка настолько мало – и несоизмеримо, не согласовано с большим током, – что выделяется значительное количество теплоты, разрушающее обмотку. Это верно для роторов и статоров двигателей, трансформаторов, дросселей и электромагнитов – везде, где используется катушка с сердечником.

Перегрев двигателя – верный признак короткозамкнутых витков: температуры в этой точке таковы, что соседние витки также могут выгореть, а мотор работает нестабильно.

  • Снижение питающего напряжения. Распространены ситуации, когда вместо 220 вольт напряжение становится равным 127. Это редкость – но хотя бы раз в несколько лет электростанции и подстанции могут выдать пониженные напряжения, по которым конечное установится на отметке именно в 127 В. Для бытовых приборов такое напряжение неопасно. Стиральным машинам это не грозит – обороты снизятся почти вдвое. Коллекторному двигателю, к примеру, вообще «безразлично», сколько герц частоты в розетке – 25 или 50.

  • Износились щётки. Коллекторные двигатели так устроены, что обмотки ротора соединены последовательно с обмоткой статора через графитовые щётки. Работа двигателя в 1000 и более часов изнашивает щётки. Частый разогрев мотора от длительной работы на предельных оборотах ещё больше способствует износу щёток. Новые, не приработавшиеся щётки, дающие излишнее искрение, также вызывают неполноценную работу мотора.

  • Перегрузка барабана бельём. Не закладывайте больше килограммов белья, чем указано в инструкции.

Причин, по которым машина не стирает бельё (барабан неподвижен), пять.

  • Потеря электроконтакта. Обрыв обмотки происходит из-за критических ударов и вибрации во время работы двигателя. Обмотка повреждается и при хранении и эксплуатации его в агрессивных средах, например в помещениях, где присутствуют пары крепких минеральных кислот. Виной обрыва также может быть отгорание короткозамкнутых витков, механические повреждения от посторонних предметов, попавших в мотор, и т. д. Виной прекращению работы двигателя – обрыв питающих проводов и сетевого кабеля, пропадание электрического напряжения в розетке и т. д.

  • Случайная подача межфазного напряжения 380 В гарантированно сгубит всю электротехнику и электронику в доме. СМА также не рассчитана на такое напряжение. Используйте высокомощный стабилизатор, для которого входное напряжение может колебаться от 100 до 500 В (такое устройство найти крайне сложно).

  • Слетел или повреждён ремень. В некоторых СМА используется ременная передача с вала двигателя на барабан.

  • Термозащита срабатывает независимо от причины перегрева мотора: перенапряжение, межвитковое замыкание, длительная многочасовая стирка десятков килограммов белья (партиями, одна за другой), расходование смазки и т. д. Термистор срабатывает, когда температура статорных пластин превысит 90 градусов жары. При «отстреле» термистора подача питающего тока на двигатель прекращается, пока он не остынет ниже 80 градусов – только после этого термистор «отщёлкнется» обратно.

  • Поломка ЭБУ (электронного блока управления). Это управляющая плата, поделённая на электронную и электромеханическую (силовые цепи с переключающими реле) части. При отказе программы или электронных частей платы (процессор, ОЗУ, ПЗУ, флеш-память) управляющие команды не передадутся к силовым цепям. Износ, отгорание контактов самих реле (например, одного из них, включающих двигатель) после миллионов срабатываний также становятся причиной отказа двигателя и всей механики.

Первоначально определив, в чём причина, легко починить СМА своими руками.

Определение поломки

Проблема, исходящая от двигателя, проявляет себя по-разному.

  1. Искрит снизу – износились щётки, отгорели клеммы, соединяющие силовой кабель с двигателем.
  2. Трещит – возникло межвитковое замыкание в обмотках, компоненты двигателя покрылись токопроводящей графитовой пылью.
  3. Свистит – повышенный уровень свиста исходит от инвертора, управляющего перегруженным инверторным двигателем.
  4. Стреляет – пробой обмотки двигателя или ТЭНа на корпус. Чаще всего такое происходит, когда машина греет воду, а также запускается двигатель (он работает в периоды, задаваемые программно). Пробой проверяется тестером – в режиме омметра.
  5. Барабан движется рывками – нарушилась ременная передача, ремень растянут. Рывковая работа двигателя наблюдается и при изношенных щётках или нечёткой работе инвертора, ненадёжном электропитании, отсутствии чёткого замыкания при включении управляющих реле на плате, окисленных клеммах на проводах.
Читайте также:  Стиральная машина "Малютка": принцип работы, плюсы и минусы, использование

Первым делом проверке подлежит сам двигатель.

Распространённый ремонт мотора

Чтобы добраться до двигателя, сделайте следующее:

  • обесточьте питание, вынув вилку из розетки, отодвиньте машинку от стены;
  • перекройте подачу воды из водопровода и отсоедините заливной и сливной шланги;
  • снимите заднюю стенку машины (в некоторых случаях требуется демонтаж бака и сдвигание его в сторону, т. к. двигатель находится под ним).

Проверьте работу отдельных узлов мотора.

Щётки

Выверните по бокам двигателя запорные винты и извлеките щётки. Если они почти полностью сточены – замените их на точно такие же. Идеальный вариант – купить аналогичные, это расходник для мотора. Ресурс щёток – до 15000 ч.

Подшипники

Может потребоваться разборка статора (он обычно разделён на две половины) либо ротор извлекается с одного торца. На концах ротора (или в самом статоре) закреплены подшипники. Замените их на точно такие же. Их можно найти на любом хозрынке. Возможна их взаимозаменяемость – от похожих двигателей.

Провода

Поменять и провода, и клеммы легче, чем другие детали. Подойдут любые силовые провода с сечением до 1,5 мм2. Клеммы и кабели можно найти в строительном супермаркете. Новые клеммы с проводами соединяются при помощи паяных соединений. Если провод оборван – соединение восстанавливают с помощью пайки, и изолируют это место.

Провода с нарушенной изоляцией подлежат замене.

Ламели

Ламель – медная пластинка на токоведущем «пояске» ротора. Количество ламелей может достигать 20. Соответственно, количество обмоток – 10, т. к. начало и конец обмотки подключаются при помощи парных ламелей и контактируют со щётками. Графит, стачивающийся со щёток в процессе работы, может «зачернить» ламели. Почистите их при помощи мелкой наждачки. Если ламель отслоилась, поможет лишь замена всего ротора: в коллекторных двигателях обмотки залиты компаундом или эпоксидным клеем, и подпаять ламель к концу обмотки нельзя.

Статор

Выгорание статорных обмоток требует замены статора. Зачастую обмотка статора также залита компундом или «эпоксидкой», и ремонту такой двигатель не подлежит. Если в сервис-центре не нашлось рабочего статора от подержанного двигателя, в котором сгорел или износился ротор, то двигатель неремонтопригоден и заменяется целиком. На «незалитых» двигателях статор перематывается и самостоятельно – нужна лишь катушка нового эмальпровода нужного сечения.

Термопредохранитель

Заменить термистор легко. Он является быстросъёмным элементом. Чаще всего он располагается на пластинах статора. Подозрение в поломке термистора возникает, когда перегретый мотор остыл, контакт ЭБУ с двигателем имеется, а мотор не запускается.

Попробуйте включить мотор «накоротко» – обойти термистор с помощью дифавтомата (если мотор берёт 220 вольт) или перемычки. Установив перемычку, перезапустите программу СМА с места остановки.

Замена двигателя стиральной машины

Если мотор всё же неисправен – и неремонтопригоден, то сделайте следующее:

  • обесточьте машину;
  • снимите ремень (или прямоприводное колесо) с мотора;
  • уточните в инструкции, где расположен крепёж, которым мотор зафиксирован, снимите эти болты;
  • выньте контакты из клемм двигателя;
  • приподнимите двигатель и снимите его;
  • установите на его место точно такой же мотор;
  • подключите и соберите всё в обратном порядке.

Подключите вновь подачу и сток воды, откройте кран водопроводной линии. Попробуйте запустить машину. Стирка белья будет выполняться штатно в соответствии с параметрами выбранной программы. Если работоспособность СМА восстановлена, то поставьте её на прежнее место после окончания стирки.

О том, как делать замену щеток и подшипников мотора, смотрите далее.


Как проверить двигатель стиральной машины

Если стиральная машина перестала работать, причина может быть в неисправности двигателя. Прежде чем покупать новую деталь, нужно провести проверку мотора СМА и установить причину его поломки. В большинстве случаев его можно починить.

В статье рассмотрим, какие виды двигателей бывают и в чем особенность их проверки своими руками.

Как работает двигатель стиральной машины: разновидности

Перед проведением диагностики вы должны понимать, какой тип мотора находится в вашей стиральной машине и как он работает. Различают три основных типа: асинхронный, коллекторный и инверторный двигатель центрифуги стиральной машины-автомат и полуавтомат.

  • Асинхронный устанавливается в стиралках Bosch, Сименс, Милле, Ардо и Канди. Дешевый и тихий мотор имеет простую конструкцию: статор и ротор. Большие габариты и низкая производительность оставили асинхронный двигатель в прошлом. Поэтому он использовался в ранних моделях вышеуказанных машин.

  • Коллекторный двигатель сегодня активно используется в марках СМА Indesit (Индезит), Аристон, Занусси, Электролюкс, Самсунг, Веко. Мотор ременного типа имеет компактные габариты и достаточную мощность. Передает обороты с помощью ремня на шкив барабана. Его конструкция немного сложнее предыдущего типа: статор, ротор, две щетки и таходатчик, который контролирует его обороты.

  • Прямоприводной (инверторный) современный двигатель только начал покорять пользователя. Устанавливается на моделях LG, Самсунг. Мотор не имеет ремня, а напрямую крепится к барабану, передавая ему обороты. Его строение схоже с асинхронным мотором, но прямоприводной компактен, мощен и редко выходит из строя.

Как проверить исправность двигателя своими руками

Поскольку сегодня используются только коллекторные и инверторные моторы, рассмотрим пути диагностики на их примере.

Прямоприводной тип

Проверить его исправность в домашних условиях сложно. Можно использовать системное тестирование, если оно предусмотрено в вашей модели стиралки. Также самодиагностика может выдавать код неисправности на дисплее машины. Расшифровав код, вы поймете, в чем проблема и стоит ли обращаться в мастерскую.

Если вы все-таки решите снять двигатель, делайте это правильно:

  • Отключите стиральную машинку от питания.
  • Снимите заднюю крышку, выкрутив болты по периметру.
  • Под ротором двигателя расположены винты, которые крепят проводку. Их нужно выкрутить.
  • Выкрутите центральный болт, удерживающий ротор. Для этого используйте головку на 16 (для модели LG).
  • При откручивании болта второй рукой удерживайте ротор, чтобы он не вращался.
  • Снимите сборку ротора.
  • За ней расположена сборка статора, которую удерживают 6 болтов.
  • Для их выкручивания возьмите головку на 10.
  • Отсоедините разъемы проводки от статора.

Можно начинать осмотр и проверить работоспособность двигателя.

Коллекторный тип

Существует несколько способов проверки коллекторного двигателя. Но сначала достаньте мотор из корпуса:

  • Снимите заднюю крышку СМА.
  • Отсоедините провода от двигателя.

  • Открутите болты и вытащите мотор из корпуса.

Приступите к диагностике. Соедините провода обмотки статора и ротора, как указано на схеме ниже. Затем подключите обмотку к электричеству 220 Вольт. Если ротор начал вращаться, считается, что прибор исправен.

В данном методе есть недостатки. Во-первых, вы не сможете точно подтвердить функциональность двигателя, особенно как он будет работать в разных режимах. Во-вторых, прямое подключение грозит испортить мотор, если его замкнет.

Исходя из сказанного выше, в данную схему можно включать балласт, который служит защитой. В качестве балласта можно использовать ТЭН от стиралки. Подключение согласно схеме:

В таком случае при замыкании элемент начнет нагреваться, защищая двигатель от сгорания.

Поскольку коллекторный мотор состоит из нескольких элементов, их все нужно проверить.

Электрические щетки

По бокам корпуса мотора находятся две щетки. Поскольку выполняются они из мягкого материала, со временем они стирается. Достаньте щетки из корпуса и, если они изношены, установите новые детали.

Узнать, что со щетками проблема, можно при подключении двигателя. Если вы соединили его проводку с сетью, а при вращении он начал искрить, значит, дело в электрощетках.

Купить новые элементы вы можете в магазине, показав старые щетки либо назвав модель машины.

Проблема в ламелях

Через ламели посредством щеток передается электричество к ротору. Поскольку ламели крепятся на клей к валу, при заклинивании мотора они могут отслаиваться. С небольшими отслоениями можно справиться при помощи токарного станка, проточив коллекторы. Стружка тщательно вычищается мелкой шкуркой.

При осмотре ламелей обращайте внимание на отслоения и заусенцы, которые указывают на неполадки в работе.

Обмотки ротора и статора

При проблемах с обмоткой двигатель СМА становится менее мощным, либо вообще прекращает работать. Происходит это потому, что в обмотках возникает замыкание, мотор сильно перегревается и срабатывает термистор, который отключает его для безопасности.

Проверить обмотки можно мультиметром. Настройте его в режим измерения сопротивления. Прикладывайте щупы мультиметра к ламели, как показано на картинке. В норме показатели должны быть от 20 до 200 Ом. Если сопротивление меньше – это замыкание. Если больше – обрыв обмотки.

Чтобы проверить статор, включите на мультиметре режим зуммера и по очереди прикладывайте щупы к концам проводки. Если прибор молчит, не издавая сигнала, значит, все в порядке.

Чтобы найти место замыкания, один щуп мультиметра подсоедините к проводке, другой к корпусу. В норме не должно быть никаких звуков.

Если вы нашли поломку, не пытайтесь проводить самостоятельный ремонт. Для этого нужно заново создавать обмотку. В данном случае проще заменить электродвигатель.

Как видно, проверить двигатель своими руками несложно. В некоторых случаях вы сможете самостоятельно отремонтировать двигатель или обратиться в сервисный центр.

Точка J

Обзоры и рейтинги статьи

Как устроен двигатель стиральной машины: замена при поломке

Выбирая домашнюю помощницу, мы обычно руководствуемся не только внешним видом, но и техническими характеристиками. И двигатель стиральной машины — это один из важных параметров, который заслуживает пристального внимания.

Нас интересуют эксплуатационные качества, длительность срока службы, влияние мотора на работу всей конструкции.

  • Разновидности и особенности двигателей
    • Вид #1 — маленький и бюджетный коллекторный
    • Вид #2 — инновационный и компактный инверторный
    • Вид #3 — тихий и простой асинхронный
    • Сравнительный анализ моделей
  • Проверяем работоспособность механизма
    • Ищем поломку прямоприводного двигателя
    • Проводим диагностику ременной передачи
  • Как продлить жизнь двигателя стиралки?
    • Шаг #1 — правильно подключаем к электросети
    • Шаг #2 — эксплуатируем технику бережно
  • Выводы и полезное видео по теме

Разновидности и особенности двигателей

В стиральных машинках используют 3 основных вида двигателей: коллекторные, инверторные, асинхронные. Они отличаются между собой технически и функционально, имеют свои плюсы, минусы. Рассмотрим каждый тип в подробностях.

Читайте также:  Ошибки и неисправности стиральной машины Ariston: расшифровка кодов

Вид #1 — маленький и бюджетный коллекторный

Коллекторным двигателем оборудовано большинство стиралок на рынке. Его конструкция представляет собой алюминиевый корпус, внутри которого находится ротор, статор, тахометр и две щетки.

Последние размещены в устройстве с целью обеспечения контакта между мотором и ротором. Через них подается ток на якорь, образуется магнитное поле, которое и запускает вращение. Напряжение в сети существенно влияет на скорость этого вращения.

Коллекторный двигатель размещается внизу конструкции машинки, со шкивом барабана он соединен ремнем. Щетки и ремень относят к недостаткам конструкции. Щетки истираются со временем, ремень растягивается, изнашивается.

  • работает от постоянного и переменного тока;
  • небольшой по размерам;
  • прост в ремонте, если случилась поломка;
  • несложная электросхема управления.

Чтобы преодолеть силу трения ремня, весь механизм затрачивает больше энергии. Это приводит к низкому КПД за счет увеличенного расхода электричества.

Но утверждение довольно спорное, ведь основное потребление приходится на ТЭН, а не на двигатель. Реальная экономия в сравнении со следующим типом составляет 2-5%.

Вид #2 — инновационный и компактный инверторный

Инверторными двигателями начали оборудовать стиралки в 2005 году. Разработка этой разновидности принадлежит компании LG, долгое время инновация обеспечивала производителю лидерство на рынке.

Позже инверторные двигатели стали использовать Samsung, Bosch, AEG, Whirlpool, Haier.

В чем особенность конструкции? В отсутствии коллекторно-щеточного узла и прямом приводе. Такой двигатель устанавливается непосредственно на барабан и обходится в своей работе без ремня передачи.

Якорь в нем собирается на магнитах, напряжение подается на обмотки статора в преобразованном инвертором виде, поэтому скорость оборотов можно регулировать и контролировать.

  • простая и компактная конструкция;
  • экономичность за счет отсутствия необходимости тратить электроэнергию на преодоление силы трения в коллекторно-щеточном узле;
  • практически бесшумный;
  • нет быстро изнашивающихся элементов (щетки, ремня), поэтому срок службы длительный;
  • низкий уровень вибрации во время отжима;
  • возможность выставить большую скорость для отжима.

В некоторых моделях машинок с инвертором есть возможность настройки режимов вращения барабана. Это преимущество у производителя LG обеспечивает технология 6 Motion. Но такие стиралки и стоят дороже, и ремонт обходится недешево за счет цены комплектующих.

Вид #3 — тихий и простой асинхронный

Такие двигатели бывают двух- и трехфазными. Первая модель относится к категории устаревшей и в XXI веке она практически везде снята с производства.

Вторую можно встретить в ранних стиралках Bosch, Candy, Miele, Ardo. Ротор асинхронного двигателя расположен снизу стиралки, с барабаном соединяется ремнем, поэтому они работают одновременно.

  • легкий в обслуживании;
  • тихо работает;
  • относительно дешевый;
  • простая конструкция — простой ремонт.

В уходе асинхронный двигатель неприхотлив — основная задача пользователя заключается в своевременной замене подшипников и смазке мотора.

Но есть в нем и недостатки. Из-за своего принципа работы в его характеристиках не найти большой мощности. Вращающий момент может быть ослаблен в любой момент, барабан перестанет выполнять полные обороты, качество стирки сильно испортится.

И еще одна особенность — электросхемы сложны в управлении. При всех своих преимуществах асинхронный двигатель канул в Лету, основная конкуренция на рынке происходит между инверторами и коллекторами.

Сравнительный анализ моделей

Данные о типе двигателя и привода можно узнать из паспорта машинки. Этой информацией обязан владеть и продавец-консультант.

Предварительно можно сравнить, какой из двигателей лучше для каждого списка требований потребителя. Но сначала посмотрим на обманные маневры производителей того или иного типа двигателя.

И первый миф — отсутствие трущихся частей в инверторе. Это неправда, подшипников в механизмах одинаковое количество, а вот щеток в нем нет.

Но сколько служат щетки, которыми так пугают покупателей коллекторов? 10-15 тыс. часов или до 15 лет работы в ежедневном режиме по 2-3 часа в день. При этом гарантированный срок службы самой машинки — 7-10 лет. Да и стоят щетки около 5 дол.

Второй параметр для сравнения — шум. Да, «щеточный» двигатель более шумный, но инвертор тоже издает характерный писк. Основной звук производит все-таки не мотор, а насос в паре с барабаном. Во время отжима инвертор и пищит, напоминая комара.

Следующий предмет для спора — экономия электроэнергии. Инвертор потребляет до 20% меньше электроэнергии, чем коллектор. Это происходит за счет более точной регулировки оборотов и нагрузки на сам двигатель.

Как это выглядит на практике? Вы загружаете неполный барабан. Коллектор раскрутит его максимально, а инвертор стабилизирует обороты. Но мы рассматривали ранее, что экономия в результате несущественная, ведь ТЭН все равно потратит на нагрев энергию в полном объеме.

Вывод: если шум не столь важен и вы готовы к постоянному уходу за стиралкой, выбирайте коллектор. Этот тип двигателя позволяет значительно сэкономить на покупке.

Если приоритетом является характеристики по мощности, бесшумности, долговечности, стоит присмотреться к инвертору.

Гарантию на него производитель устанавливает не менее 10 лет. Но она распространяется только на инвертор, остальные детали машинки могут быть не слишком износоустойчивыми.

Проверяем работоспособность механизма

В продаже присутствуют машинки только с инверторными и коллекторными двигателями, поэтому рассмотрим именно эти две разновидности, асинхронный опустим.

Ищем поломку прямоприводного двигателя

Инвертор не предназначен для ремонта в домашних условиях. Самый верный вариант — попробовать системное тестирование, если ваша модель машинки на такое способна.

Самодиагностика выдаст код неисправности, его расшифровка и поможет понять, где проблема и нужны ли услуги мастера.

Если все-таки захотели снять инвертор, придерживайтесь правильного алгоритма:

  1. Отключаем прибор от электросети. Рекомендуется подождать несколько минут, чтобы все элементы окончательно обесточились.
  2. Выкручиваем болты, снимаем заднюю панель.
  3. Находим под ротором винты, которыми прикреплена проводка, выкручиваем их.
  4. Перед отсоединением проводов фотографируем или зарисовываем их, чтобы потом правильно подсоединить все источники питания.
  5. Снимаем центральный болт, который держит ротор. В процессе нужно придерживать ротор, чтобы предотвратить вращение.
  6. Снимаем сборку ротора, а за ней — статора.
  7. Отсоединяем все проволочные разъемы.

Теперь можно осмотреть двигатель. Основательно протестировать работу инвертора вряд ли получится. Что можно сделать? Проверить целостность обмотки ротора.

Часто в таких двигателях ломается датчик Холла. Работоспособен ли он — это можно выяснить только в условиях мастерской, если заменить деталь на новую.

Проводим диагностику ременной передачи

Чтобы проверить коллектор, нужно сначала достать его из корпуса. Для чего снимаем заднюю панель, рассоединяем провода и выкручиваем болты. Допустимо подковырнуть отверткой в местах крепления болтов, где часто наслаивается грязь и происходит залипание.

Теперь приступаем к диагностике. Соединяем по схеме провода обмотки статора и ротора. Подключаем все это к электричеству. С прибором все в порядке, если ротор начал вращение.

Чтобы избежать замыкания, в эту схему можно подключить балласт в виде ТЭНа. Балласт подключаем со стороны ротора. Он начнет греться, тем самым защитит двигатель от сгорания.

Коллектор — конструкция из нескольких частей и они все требуют проверки. Первые на очереди — пресловутые щетки. Они расположены по бокам корпуса. Достаем их и осматриваем.

Если они изношены, нужна замена. Явный признак такой необходимости — двигатель искрит при вращении. Чтобы купить новые щетки, возьмите с собой старые и запишите информацию о модели стиралки.

Следующий элемент — ламели. Они служат проводниками-передатчиками тока к ротору. Эти детали приклеиваются к валу и в случае заклинивания мотора не исключена их отслойка.

Если вам доступен токарный станок, на нем можно устранить небольшие отслоения. Не забудьте вычистить стружку мелкой наждачкой.

Теперь приступим к обмоткам статора и ротора. Если в них появилось замыкание, коллектор нагревается, что вызывает срабатывание термистора. Результат — теряется мощность или вовсе прекращается работа механизма. Обмотки тестируем мультиметром в режиме сопротивления.

Статор проверяется в режиме зуммера. Концы проводки поочередно тестируются щупами. Если не следует никакого сигнала, с деталью все в порядке. Определить место замыкания можно, подсоединив один щуп к проводке, а второй — к корпусу.

Если прибор молчит, это нормально. В случае обнаружения поломки, для самостоятельного ремонта нужно будет создавать новую обмотку, а для неспециалиста это сложно.

Если все-таки нужна замена двигателя, обычно для этого достаточно просто установить новую деталь на место старой. Не забудьте после всех манипуляций включить машинку и проверить ее работу.

Как продлить жизнь двигателя стиралки?

Соблюдение электрической безопасности не только убережет вас от несчастных случаев, но и продлит жизнь любому из типов двигателей. Также на работоспособность стиралки влияет и правильная эксплуатация владельцем.

Шаг #1 — правильно подключаем к электросети

Чтобы правильно подключить машинку к сети, нужно соблюсти всего 6 критериев.

Первое, чему уделим внимание — мощности, сечению и марке проводов. Мощность большинства моделей колеблется в диапазоне 2000-2500 Вт. По мощности определяем сечение питающих проводов. Таблицы с необходимыми параметрами можно найти в ГОСТ 31946-2012.

Двужильный алюминиевый кабель для питания розетки стиралки не подходит, нужно прокладывать медный и трехжильный. Чаще всего у нас в квартирах установлены именно медные кабеля с параметрами сечения в 2,5 кв. мм.

Защитить эту линию можно с помощью автоматического выключателя, у которого показатели номинального тока указаны значением в 16 А.

Теперь нужно определить марку питающего провода, исходя из мощности и сечения. Провод ПУНП использовать нельзя.

Следующий момент — заземление. Если в доме отсутствует заземление, об этом нужно позаботиться самостоятельно. Можно разделить PEN-проводник, чтобы не иметь проблем с этим.

Еще понадобится розетка с заземлением. Идеальный вариант — с керамической арматурой и повышенным классом защиты для помещений с повышенной влажностью (если розетка в ванной).

Тройник, переходник, удлинитель лучше в подсоединении не использовать. А если в вашем доме случаются частые перепады напряжения, подключайте машинку через преобразователь.

Рекомендуется приобрести УЗО — автомат, который отключает питание в случае возникновения проблем в сети. Его параметры не должны превышать 30 мА. Идеально, если получится организовать питание стиралки от отдельной группы в электрощитке.

Категорически нельзя делать заземление, объединяя корпус машинки и отопительные или водопроводные трубы. И второе табу — установка перемычки в розетке, где ноль и заземляющий контакт.

Шаг #2 — эксплуатируем технику бережно

Есть и определенные правила эксплуатации, влияющие на работу двигателя. Не стоит разрешать детям играться программными кнопками. Не открывайте отделение для моющих во время стирки.

К запретам также относится внезапная смена программы. Если у вас машинка с механическим управлением, не поворачивайте переключатель программ против часовой стрелки.

Читайте также:  Классы стирки в стиральных машинах: подробно о методике определения

Выводы и полезное видео по теме

Как починить вышедший из стоя двигатель своими руками, вы можете узнать из полезной видеоподборки.

Ремонт стиралки, если инвертор не вращается:

Как проверить коллектор омметром:

Выбираем сечение провода для подключения стиральной машинки:

У каждого типа двигателя свои достоинства и недостатки. Выбирайте разновидность под свои требования. Если предпочитаете самые современные конструкции с отличными техническими показателями и не имеет значения бюджет, выбирайте инвертор. Если нужна надежная техника за относительно небольшую цену и вы готовы произвести ремонт в случае поломки, покупайте коллектор. И не забудьте правильно подключить машинку к электросети.

Ремонт двигателя стиральной машины

Двигатель – главный движущий элемент в стиральной машине, который передает крутящийся момент на барабан, таким образом обеспечивает процесс стирки, полоскания и отжима. Неполадки в двигателе являются причиной нетрудоспособности всего устройства.

Типы двигателей

В современных стиральных машинах используют три основных типа двигателей:

  • Асинхронный двигатель. Редко используется в стиральных машинах, так как имеет большое энергопотребление – один акт стирки становится неоправданно дорогим. Моторы этого типа характеризуются высокой стойкостью к скачкам напряжения, имеют длительный срок службы.
  • Коллекторный мотор. Устанавливается на большинстве стиральных машин, обладает хорошими техническими характеристиками, дешевизной, экономичностью. Производители обещают до 10 лет работы таким моторам.
  • Мотор с прямым приводом (не используется приводной ремень). Мотор сложно устроен крайне не рекомендуется проводить самостоятельные работы. Используется на машинках компании LG. Производитель дает 10 лет гарантии на мотор.

Тип двигателя указывается в технической документации к стиральной машине.

Как снять двигатель

Мотор находится в задней части стиральной машины под баком, для его демонтажа понадобится снять заднюю крышку. На следующем этапе требуется снять приводной ремень и открутить удерживающие болты, которыми мотор крепится к баку и раме машины. Для свободного удаления мотора стоит несколько приподнять бак. Если доступ к мотору затруднен необходимо снять боровую стенку стиральной машинки. Возможно наличие крепежных болтов с боку, так как система крепления в разных стиралках может отличаться.

Выявление поврежденных узлов двигателя

Существенным преимуществом устройства коллекторных двигателей является их простота. Уязвимыми местами, которые могут выходить из строя считают:

На первом этапе тестирования работоспособности двигателя стоит его запустить. Для запуска коллекторного двигателя требуется поочередно соединить обмотку статора и ротора, к незадействованным разъемам подключить источник питания. Если все хорошо вал должен начать вращаться. При включенном моторе можно выявить проблемы со щетками. Если они повреждены или сильно изношены обмотка начинает сильно искрить. Если машинка на протяжении длительного периода находиться в эксплуатации, то изношенные щетки легко заметить невооруженным глазом (они значительно тоньше и меньшего размера).

Рабочие щетки должны быть нормального размера без сколов и трещин. Если проблема все же со щетками, то необходимо подбирать только оригинальные комплектующие, что увеличит срок эксплуатации мотора.

Проверка обмотки

На проблемы с обмоткой статора и ротора могут указывать следующие «симптомы»

  • Работа мотора не на полную мощность;
  • Нагревания мотора;
  • Шум при работе;
  • Неприятный запах гари.

Диагностирование проблем в обмотке осуществляется при помощи мультиметра, который нужно переключить в режим омметра. Щупы прибора последовательно присоединяются к соседним ламелям. Если сопротивление превышает 0,5 Ом, то это свидетельствует о коротких замыканиях между витками обмотки. Стоит присмотреться к ламелям поскольку замыкания образовывают нагар на их поверхности. Также возможен обрыв обмотки.

Исправность работы ротора проверяется аналогичным образом. Затем проверяется замыкание всех обмоток. Для этого следует один щуп омметра приложить к корпусу, а второй поочередно к ламелям. Если с обмотками все в порядке, то сопротивление будет составлять десятки и сотни мегаом.

Диагностировать износ ламелей легко. Для этого требуется извлечь ротор из тела двигателя и осмотреть его. Профессионал сразу определит отслаиваются ламели или нет.

Замена щеток

Замену щеток двигателя лучше доверить опытным мастерам, на первый взгляд это простая задача, но в некоторых типах двигателей крепление щеток находится внутри набора, поэтому для замены необходим полный разбор агрегата. Если щетки установлены правильно, они должны мягко скользить по ламелям, не царапая их.

Ремонт обмотки

Если в обмотке двигателя обнаружен обрыв или короткое замыкание, то лучшим решением будет подобрать аналогичный статор или ротор. Также можно довериться профессионалам, которые перемотают двигатель, к тому же они смогут правильно его отцентровать, что обезопасит мотор от биения.

Ремонт ламелей

Перед выполнением ремонтных работ, стоит оценить на сколько сильно они отслоились. Если отслоение небольшое в пределах 0,5 мм, то можно проточить их на токарном станке.

После этого, необходимо тщательно очисть промежутки между ламелями от металлической стружки, поскольку она также способна вызывать короткое замыкание. Нужно понимать, что проточка ламелей — это временное решение, так как отслоение – это следствие, а не причина.

Если вы не хотите тратить время на ремонт двигателя стиральной машины своими руками, то обращайтесь в наш сервисный центр. Наш мастер приедет к вам сегодня и все починит.

Нагляднее разобраться в тонкостях ремонта двигателя поможет видео:

Ремонт и замена двигателя стиральной машины

Ремонт и замена двигателя стиральной машины

Главным движущим звеном в стиральной машине является ее двигатель. Он заставляет барабан двигаться в различных режимах стирки. При поломке мотора стиральная машина замрет. Возможен ли ремонт двигателя стиральной машины самостоятельно?

Типы двигателя стиральных машин

До начала ремонтных работ определите тип двигателя, который используется в конкретной стиральной машине. Варианты двигателей в зависимости от типа машины:

  • Асинхронный бесщёточный двигатель;
  • Коллекторный двигатель;
  • Мотор с прямым приводом.

Асинхронный двигатель

Асинхронные двигатели обладают высокой устойчивостью к поломкам, однако в современных машинах их можно встретить очень редко, наряду с этим, коллекторные двигатели установлены в большинстве агрегатов. Они достаточно дешевые, демонстрируют неплохие технические характеристики. Срок службы таких моторов 8 – 10 лет.

Моторы с прямым приводом

Двигатели стиральных машин с прямым приводом, отремонтировать самостоятельно почти нельзя. Кроме того, производители на такие агрегаты дают длительную гарантию (иногда до 10 лет), тому проще отправить стиральную машину в сервисный центр, нежели самостоятельно заниматься ее ремонтом.

Коллекторные двигатели

Коллекторные двигатели имеют одно главное преимущество – простота конструкции. При их ремонте можно обойтись быстрой заменой отдельной части. В таких стиральных машинках, как правило выходят из строя: обмотки, щетки и ламели.

С чего начать ремонт стиральной машины?

Пробуем запустить мотор стиральной машины и обнаружить шумы, искрящиеся щетки и иные посторонние эффекты.

Для того чтобы приступить к ремонту любой детали стиральной машины, необходимо её разобрать. Замена двигателя стиральной машины, начинается с разбора корпуса машинки и со снятия сломанного мотора, потому запаситесь всем набором необходимых инструментов. Ниже под статьёй вы найдёте ссылку на статью о том как правильно разобрать стиральную машину.

Процесс снятия двигателя

Рассмотрим процесс снятия, на примере коллекторного двигателя:

  1. Снимаем заднюю крышку машины и ремни;
  2. Удаляем болты, удерживающие мотор;
  3. Не забываем разъединить соединительные клеммы (при помощи которых мотор подключается к электропроводам);
  4. В некоторых моделях мотор бывает зажат баком. В таком случае бак нужно немного приподнять и освободить мотор.

Число и размеры болтов, удерживающих двигатель, может отличаться, потому целесообразно для их снятия будет приготовить набор ключей.

Неисправности мотора

Неисправность щётокУ стиральных машин с десятилетним возрастом щетки, как правило, находятся в ужасном состоянии. На это указывает искрение мотора. Износившаяся щетка будет обладать небольшими размерами. Неповрежденная деталь будет длинной, без сколов и трещин. Замена щетки на оригинальную увеличит срок службы отремонтированного двигателя на много лет.
Неисправность обмотки статораЕсли при работе мотора слышны посторонние шумы, он работает не на полную мощность и греется при этом – причиной тому может стать неисправность обмоток. Проверить их можно при помощи мультиметра (в режиме омметра) путем прикосновения щупов к ламелям. По сопротивления расхождения не должны быть больше 0,5 Ом. Если показатели больше – то диагностируют межвитковое короткое замыкание. Работоспособность статора определяется таким же образом. После всего проверяем замыкание всех обмоток. Для этого необходимо использование мультиметра, один щуп которого нужно приложить к корпусу, а вторым пройтись по ламелям и выводом статорных обмоток. Когда обмотки исправны, сопротивление достигает десятков и сотен мегаом.
Износ ламелейОпределить износ ламелей настолько просто, как и износ щеток. Полностью извлекая ротор из двигателя, осмотрите коллектор. Расслаивание ламелей, наличие заусенцев, обрыв контакта приводит к искрению щеток. Ламели отслаиваются из-за заклинивания ротора, а также наличия межвиткового КЗ. В конечном итоге ламель перегревается и отслаивается. Иногда вернуть провода бывает очень трудно.

Ремонт двигателя

Замена щеток

Замена щеток, выполняется достаточно просто при помощи обычных инструментов, однако если на вашей стиральной машине стоит двигатель старого образца – вам придется разобрать его, чтобы поменять щетки. В таком случае запоминайте последовательность разбора мотора, а еще лучше – фотографируйте, чтобы быстро вернуть все назад.

Ремонтируем обмотку

Как правило обмотка ремонту не подлежит , лучшим вариантом будет найти аналогичный ротор или статор. Если отдать двигатель в сервис на перемотку, то стоимость подобной услуги будет равна покупке нового мотора. Поэтому не удивляйтесь если мастер при неисправности обмотки посоветует Вам замену всего двигателя.

Ремонт ламелей

Ремонт ламелей, также является дорогостоящей и сложной процедурой и при неисправности ламелей, Вам скорей всего потребуется замена всего двигателя, хотя, если отслойка ламелей не более 0,5 мм, и у Вас есть опыт работы и доступ к любому токарному станку, то можно проточить ламели. Для этого необходимо зажать ротор и аккуратно выровнять толщину ламелей, после чего очистить промежутки между ламелей от металлической стружки.

В итоге должна получиться ровная поверхность из большого количества ламелей с прочищенными промежутками. Чтобы убедиться в этом – проверьте сопротивляемость омметром. Если он демонстрирует короткое замыкание, то нужно тщательнее прочистить промежутки между ламелями.

И помните что если у Вас не достаточно опыта или не совсем понятна процедура ремонта или замены то мы советуем не приступать к ремонту, а вызвать мастера по ремонту стиральных машин на дом , который и проведёт диагностику, выполнит ремонт или замену всего двигателя.

Ссылка на основную публикацию