Инструменты и материалы
Содержание серы не более 0,03%
фосфора – 0,035%, хрома – 0,2%
никеля – 0,25%, меди – 0,25%
Содержание серы не более 0,02%
Фосфора – 0,03%, хрома – 0,15%
меди – 0,2%
Марка стали
Область применения
У7, У7А
Зубила, стамески, пилы, керны, слесарный инструмент
У8, У8А
Ножницы, пилы, ролики накатные, пробойники, матрицы, ручные дереворежущие инструменты.
У10, У10А, У11, У11А
Мелкоразмерный режущий инструмент.
У12, У12А
Режущий инструмент, работающий при низких скоростях резания
У13, У13А
Напильники, шаберы, резцы, гравировальный инструмент.
В инструментальных легированных сталях первая цифра, характеризует массовое содержание углерода в десятых долях процента (если цифра отсутствует, то содержание углерода в ней до одного процента). Буквы в обозначении указывают на содержание соответствующих легирующих элементов: Г – марганец, Х – хром, С – кремний, В – вольфрам, Ф – ванадий, а цифры обозначают содержание элемента в процентах. Инструментальные легированные стали глубокой прокаливаемости марок 9ХС, ХВСГ, Х, 11Х, ХВГ отличаются малыми деформациями при термической обработке.
Марка стали
1,05-1,15
0,15-0,4
0,15-0,35
- Химический состав малолегированной стали В1 установлен так, чтобы сохранить преимущества углеродистых сталей, улучшив закаливаемость и снизив чувствительность к перегреву
- Стали типа ХВ5 имеют повышенную твердость (HRC до 70) из-за большого содержания углерода и сниженного содержания марганца
- Хромистые стали типа Х относятся к сталям повышенной прокаливаемости
- Стали, легированные марганцем типа 9ХС, относятся к устойчивым против снижения твердости при отпуске
Эти материалы имеют ограниченные области применения: углеродистые идут, в основном, для изготовления слесарных инструментов, а легированные – для резьбообразующих, деревообрабатывающих и длинномерных инструментов (ХВГ)- протяжек, разверток и т.д.
8.2. Быстрорежущие стали (ГОСТ 19265-73)
Химический состав и прочностные характеристики основных марок этих сталей приведены в таблицах. Быстрорежущие стали обозначаются буквами, соответствующими карбидообразующим и легирующим элементам: Р – вольфрам, М – молибден, Ф – ванадий, А – азот, К – кобальт, Т – титан, Ц – цирконий). За буквой следует цифра, обозначающая среднее массовое содержание элемента в процентах (содержание хрома около 4 процентов в обозначении марок не указывается).
Цифра, стоящая в начале обозначения стали, указывает содержание углерода в десятых долях процента (например, сталь 11Р3АМ3Ф2 содержит около 1,1 % С; 3 % W; 3 % Мо и 2 % V). Режущие свойства быстрорежущих сталей определяются объемом основных карбидообразующих элементов: вольфрама, молибдена, ванадия и легирующих элементов- кобальта, азота. Ванадий в связи с малым массовым содержанием (до 3%) обычно не учитывается, и режущие свойства сталей определяются, как правило, вольфрамовым эквивалентом, равным (W+2Mo)%. В прейскурантах на быстрорежущие стали выделяют три группы сталей: стали 1-й группы с вольфрамовым эквивалентом до 16 % без кобальта, стали 2-й группы – до 18 % и содержанием кобальта около 5 %, 2ста 0ли 3-й группы – до 20 % и содержанием кобальта 5-10 %. Соответственно, различаются и режущие свойства этих групп сталей.
Марка стали
11Р3АМ3Ф2
Марка стали
Кроме стандартных, применяются и специальные быстрорежущие стали, содержащие, например, карбонитриды титана. Однако высокая твердость заготовок этих сталей, сложность механической обработки не способствующих широкому распространению. При обработке труднообрабатываемых материалов находят применение порошковые быстрорежущие стали Р6М5-П и Р6М5К5-П. Высокие режущие свойства этих сталей определяются особой мелкозернистой структурой, способствующей повышению прочности, уменьшению радиуса скругления режущей кромки, улучшенной обрабатываемости резанием и в особенности шлифованием. В настоящие время проходят промышленные испытания безвольфрамовые быстрорежущие стали с повышенным содержанием различных легирующих элементов, в том числе алюминия, малибдена, никеля и других
Один из существенных недостатков быстрорежущих сталей связан с карбидной неоднородностью, т.е. с неравномерным распределением карбидов по сечению заготовки, что приводит, в свою очередь, к неравномерной твердости режущего лезвия инструмента и его износа. Этот недостаток отсутствует у порошковых и мартенситно-стареющих (с содержанием углерода менее 0,03%) быстрорежущих сталей.
Марка стали
Примерное назначение и технологические особенности
Может использоваться для всех видов режущего инструмента при обработке обычных конструкционных материалов. Обладает высокой технологичностью.
Примерно для тех же целей, что и сталь Р18. Хуже шлифуется.
Для инструментов простой формы, не требующих большого объёма шлифовальных операций; применяется для обработки обычных конструкционных материалов; обладает повышенной пластичностью и может использоваться для изготовления инструментов методами пластической деформации; шлифуемость пониженная.
Для всех видов режущих инструментов. Возможно использовать для инструментов, работающих с ударными нагрузками; более узкий, чем у стали Р18 интервал закалочных температур, повышенная склонность к обезуглероживанию.
Р6М5Ф3
Чистовые и получистовые инструменты / фасонные резцы, развёртки, протяжки и др. / при обработке конструкционных сталей.
10Р6М5
То же, что и сталь Р6М5, но по сравнению со сталью Р6М обладает несколько большей твёрдостью и меньшей прочностью.
Р9Ф5, Р14Ф4
Используются для изготовления инструментов простой формы, не требующих большого объёма шлифовальных операций рекомендуется для обработки материалов с повышенными абразивными свойствами / стеклопластики, пластмассы, эбонит и т.п. / для чистовых инструментов, работающих со средними скоростями резания и малыми сечениями среза; шлифуемость пониженная.
Р12Ф3
Для чистовых и получистовых инструментов, работающих со средними скоростями резания; для материалов с повышенными абразивными свойствами; рекомендуется взамен сталей Р6Ф5 и Р14Ф4, как сталь лучшей шлифуемости при примерно одинаковых режущих свойствах.
Р9М4К8, Р6М5К5
Для обработки высокопрочных нержавеющих, жаропрочных сталей и сплавов в условиях повышенного разогрева режущей кромки; шлифуемость несколько понижена.
Р10К5Ф5, Р12К5Ф5
Для обработки высокопрочных и твёрдых сталей и сплавов; материалов обладающих повышенными абразивными свойствами; шлифуемость низкая.
Для обработки сталей и сплавов повышенной твёрдости; чистовая и получистовая обработка без вибраций; шлифуемость пониженная.
11Р3АМ3Ф2
Для инструментов простой формы при обработке углеродистых и легированных сталей с прочностью не более 800 МПа.
Р6М5К5-МП, Р9М4К8-МП (порошко-вые)
Для тех же целей, что и стали Р6М5К5 и Р9М4К8; обладают лучшей шлифуемостью, менее деформируются при термообработке, обладают большей прочностью, показывают более стабильные эксплуатационные свойства.
8.3. Твердые сплавы (ГОСТ 3882-74)
Твердые сплавы содержат смесь зерен карбидов, нитридов, карбонитридов тугоплавких металлов в связующих материалах. Стандартные марки твердых сплавов выполнены на основе карбидов вольфрама, титана,тантала. В качестве связки используется кобальт. Состав и основные свойства некоторых марок твердых сплавов для режущих инструментов приведены в таблице.
Физико-механические свойства одно-, двух- и трехкарбидных твердых сплавов
сплава
Коэффициент теплопроводности, Вт/(м Ч К)
Коэффициент удельной теплоемкости Дж/(кг Ч К)
Коэффициент линейного расширения,
Х 10 6 К -1
Предел прочности при изгибе,
Предел прочности при сжатии, Мпа
ТТ20К9
сплава
s u32 , МПа
s сж , МПа
КНТ16
В зависимости от состава карбидной фазы и связки обозначение твердых сплавов включает буквы, характеризующие карбидообразующие элементы (В – вольфрам, Т – титан, вторая буква Т – тантал) и связку (буква К- кобальт). Массовая доля карбидообразующих элементов в однокарбидных сплавах, содержащих только карбид вольфрама, определяется разностью между 100% и массовой долей связки (цифра осле буквы К), например, сплав ВК4 содержит 4% кобальта и 96% WC. Вдвухкарбидных WC+TiC сплавах цифра после буквы карбидообразующего элемента определяется массовая доля карбидов этого элемента, следующая цифра – массовая доля связки, остальное – массовая доля карбида вольфрама (например, сплав Т5К10 содержит 5% TiC,10% Co и 85% WC).
В трехкарбидных сплавах цифра после букв ТТ означает массовую долю карбидов титана и тантала. Цифра за буквой К – массовая доля связки, остальное- массовая доля карбида вольфрама (например, сплав ТТ8К6 содержит 6% кобальта, 8% карбидов титана и тантала и 86% карбида вольфрама).
В металлообработке стандартом ISO выделены три группы применяемости твердосплавного режущего инструмента: группа Р – для обработки материалов, дающих сливную стружку; группа К – стружку надлома и группа М – для обработки различных материалов (универсальные твердые сплавы). Каждая область разделяется на группы и подгруппы.
Твердые сплавы, в основном, выпускаются в виде различных по форме и точности изготовления пластин: напайных (наклеиваемых) – по ГОСТ 25393-82 или сменных многогранных – по ГОСТ 19043-80 – 19057-80 и другим стандартам.
Многогранные пластины выпускаются как из стандартных марок твердых сплавов, так и из этих же сплавов с однослойными или многослойными сверхтвердыми покрытиями из TiC, TiN, оксида алюминия и других химических соединений. Пластины с покрытиями обладают повышенной стойкостью. К обозначению пластин из стандартных марок твердых сплавов с покрытием нитридов титана добавляют – маркировку букв КИБ (ТУ 2-035-806-80), а к обозначению сплавов по ISO – букву С.
Выпускаются также пластины и из специальных сплавов (например, по ТУ 48-19-308-80). Сплавы этой группы (группы “МС”) обладают более высокими режущими свойствами. Обозначение сплава состоит из букв МС и трехзначного (для пластин без покрытий)или четырехзначного (для пластин с покрытием карбидом титана) числа:
1-я цифра обозначения соответствует области применения сплава по классификации ISO (1 – обработка материалов, дающих сливную стружку; 3 – обработка материалов, дающих стружку надлома; 2 – область обработки, соответствующая области М по ISO);
2-я и 3-я цифры характеризуют подгруппу применяемости, а 4-я цифра – наличие покрытия. Например, МС111 (аналог стандартного Т15К6), МС1460 (аналог стандартного Т5К10) и т.д.
Кроме готовых пластин выпускаются также заготовки в соответствии с ОСТ 48-93-81; обозначение заготовок то же, что и готовых пластин, но с добавлением буквы З.
Безвольфрамовые твердые сплавы широко применяются как материалы, не содержащие дефицитных элементов. Безвольфрамовые сплавы поставляются в виде готовых пластин различной формы и размеров, степеней точности U и М, а также заготовок пластин. Области применения этих сплавов аналогичны областям использования двухкарбидных твердых сплавов при безударных нагрузках.
Марки
Применяется для
Чистового точения с малым сечением среза, окончательного нарезания резьбы, развертывания отверстий и других аналогичных видов обработки серого чугуна, цветных металлов и их сплавов и неметаллических материалов (резины, фибры, пластмассы, стекла, стеклопластиков и т.д.). Резки листового стекла
Чистовой обработки (точения, растачивания, нарезания резьбы, развертывания) твердых, легированных и отбеленных чугунов, цементированных и закаленных сталей, а также высокоабразивных неметаллических материалов.
Чернового точения при неравномерном сечении среза чернового и чистового фрезерования, рассверливания и растачивания нормальных и глубоких отверстий, чернового зенкерования при обработке чугуна, цветных металлов и сплавов, титана и его сплавов.
ВК6-ОМ
Чистовой и получистовой обработки твердых, легированных и отбеленных чугунов, закаленных сталей и некоторых марок нержавеющих высокопрочных и жаропрочных сталей и сплавов, особенно сплавов на основе титана, вольфрама и молибдена (точения, растачивания, развертывания, нарезания резьбы, шабровки).
Получистовой обработки жаропрочных сталей и сплавов, нержавеющих сталей аустенитного класса, специальных твердых чугунов, закаленного чугуна, твердой бронзы, сплавов легких металлов, абразивных неметаллических материалов, пластмасс, бумаги, стекла. Обработки закаленных сталей, а также сырых углеродистых и легированных сталей при тонких сечениях среза на весьма малых скоростях резания.
ТТ8К6
Чистового и получистового точения, растачивания, фрезерования и сверления серого и ковкого чугуна, а также отбеленного чугуна. Непрерывного точения с небольшими сечениями среза стального литья, высокопрочных, нержавеющих сталей, в том числе и закаленных. Обработки сплавов цветных металлов и некоторых марок титановых сплавов при резании с малыми и средними сечениями среза.
Чернового и получернового точения, предварительного нарезания резьбы токарными резцами, получистового фрезерования сплошных поверхностей, рассверливания и растачивания отверстий, зенкерования серого чугуна, цветных металлов и их сплавов и неметаллических материалов.
Чернового течения при неравномерном сечении среза и прерывистом резании, строгании, чернового фрезерования, сверления, чернового рассверливания, чернового зенкерования серого чугуна, цветных металлов и их сплавов и неметаллических материалов. Обработки нержавеющих, высокопрочных и жаропрочных труднообрабатываемых сталей и сплавов, в том числе сплавов титана.
ВК10-ОМ
Черновой и получерновой обработки твердых, легированных и отбеленных чугунов, некоторых марок нержавеющих, высокопрочных и жаропрочных сталей и сплавов, особенно сплавов на основе титана, вольфрама и молибдена. Изготовления некоторых видов монолитного инструмента.
ВК10-М
Сверления, зенкерования, развертывания, фрезерования и зубофрезерования стали, чугуна, некоторых труднообрабатываемых материалов и неметаллов цельнотвердосплавным, мелкоразмерным инструментом. Режущего инструмента для обработки дерева. Чистового точения с малым сечением среза (типа алмазной обработки); нарезания резьбы и развертывания отверстий незакаленных и закаленных углеродистых сталей.
Т15К6
Получернового точения при непрерывном резании, чистового точения при прерывистом резании, нарезания резьбы токарными резцами и вращающимися головками, получистового и чистового фрезерования сплошных поверхностей, рассверливания и растачивания предварительно обработанных отверстий, чистового зенкерования, развертывания и других аналогичных видов обработки углеродистых и легированных сталей.
Т14К8
Чернового точения при неравномерном сечении среза и непрерывном резании, получистового и чистового точения при прерывистом резании; чернового фрезерования сплошных поверхностей; рассверливания литых и кованых отверстий, чернового зенкерования и других подобных видов обработки углеродистых и легированных сталей.
Т5К10
Чернового точения при неравномерном сечении среза и прерывистом резании, фасонного точения, отрезки токарными резцами; чистового строгания; чернового фрезерования прерывистые поверхностей и других видов обработки углеродистых и легированных сталей, преимущественно в виде поковок, штамповок и отливок по корке и окалине.
Т5К12
Тяжелого чернового точения стальных поковок, штамповок и отливок по корке с раковинами при наличии песка, шлака и различных неметаллических включении, при неравномерном сечении среза и наличии ударов. Всех видов строгания углеродистых и легированных сталей.
ТТ7К12
Тяжелого чернового точения стальных поковок, штамповок и отливок по корке с раковинами при наличии песка, шлака и различных неметаллических включений при равномерном сечении среза и наличии ударов. Всех видов строгания углеродистых и легированных сталей. Тяжелого чернового фрезерования и углеродистых и легированных сталей.
ТТ10К8
Черновой и получистовой обработки некоторых марок труднообрабатываемых материалов, нержавеющих сталей аустенитного класса, маломагнитных сталей и жаропрочных сталей и сплавов, в том числе титановых.
ТТ20К9
Фрезерования стали, особенно фрезерования глубоких пазов и других видов обработки, предъявляющих повышенные требования к сопротивлению сплава тепловыми механическим циклическим нагрузкам.
8.4. Минералокерамика (ГОСТ 26630-75) и сверхтвердые материалы
Минералокерамические инструментальные материалы обладают высокой твердостью, тепло- и износостойкостью. Их основой являются глинозем (оксид кремния)- оксидная керамика или смесь оксида кремния с карбидами, нитридами и другими соединениями (керметы). Основные характеристики и области применения различных марок минералокерамики приведены в таблице. Формы и размеры сменных многогранных керамических пластин определены стандартом ГОСТ 25003-81*.
Кроме традиционных марок оксидной керамики и керметов широко применяются оксидно-нитридная керамика (например, керамика марки “кортинит” (смесь корунда или оксида алюминия с нитридом титана) и нитридно-кремниевая керамика- “силинит-Р” .
8.1. Материалы, инструменты
8.1. Материалы, инструменты
Существует два типа гравюры: глубокая и высокая. При глубокой краска задерживается в углублениях, а с выпуклых частей доски ее удаляют. Для получения оттиска бумага увлажняется и на специальном станке прокатывается под большим давлением. Влажная бумага вдавливается в углубления доски и краска к ней прилипает. При работе над высокой гравюрой краска накатывается специальным валиком на выступающие части рельефа и печать производится при помощи пресса.
Работая над глубокой гравюрой, мастер углубляет, вынимает те места, которые на оттиске должны быть черными, а на высокой гравюре, наоборот, белыми.
Глубокая гравюра имеет следующие виды: гравюра (штихелем) резцом (рис. 8.3).
Рис. 8.3. Гравировальные штихели.
Рис. 8.4. Гравировальные иглы.
Гравюра иглой (сухая игла) рисунок 8.4; гравюра пунктиром; меццо-тинто, или черная гравюра; вытравная гравюра, или офорт.
Высокая гравюра подразделяется на обронную, гравюру на дереве (ксилография), продольную гравюру, торцовую, гравюру на линолеуме.
Виды глубокой гравюры. Гравюра является декоративным способом обработки металла. Способ этот не связан с моментами конструирования, формирования самого предмета. Гравюра обогащает его внешний вид и используется для обработки поверхности.
Начало гравюре резцом положено в XV веке во Флоренции. Величайшим мастером резцовой гравюры был Лука Лейденский, творивший в конце XV – начале XVI вв. Гравюру резцом лучше всего резать на медной, цинковой или стальной доске (так называют мастера металлические пластины). Со стальной доски можно сделать наибольшее количество оттисков. Выполненный на бумаге рисунок переносится через копировальную бумагу, предварительно покрытую тонким слоем кислотоупорного лака. Полученный рисунок обводится иглой, после чего мастер сразу приступает к его гравированию резцом или вытравливанию кислотами, чтобы сделать рисунок более четким.
Доску с процарапанным по лаку рисунком погружают на короткое время в азотную кислоту, которая растворяет металл в обнаженных иглой местах. Затем лак смывают, и на доске выступает хорошо заметный рисунок, гравировать по которому намного легче.
Если в гравировании были допущены ошибки, их исправляют следующим образом. При неправильно проведенном неглубоком штрихе, его заглаживают специальной гладилкой; если ошибочная линия прорезана глубоко, металл снимают специальным шабером. Полученную впадину выбивают с изнанки молотком, положив доску на плоскую гладкую наковальню.
Гравюра режется штихелями. Однако здесь применяется еще один вид штихелей – грабштихель, стержень которого имеет ромбовидное сечение (см. рис. 8.3). После соответствующей заточки им можно прорезать линии любой ширины, в зависимости от их глубины. Чем глубже прорезана линия, тем она шире. При выбирании стружки грабштихелем по сторонам остаются небольшие заусенцы, их удаляют шабером.
Гравюра иглой (сухая игла). Обработка доски в этом случае производится не резцом, а стальными или алмазными иглами, которые закрепляют в деревянные рукоятки (см. рис. 8.4). Работая иглой, гравер царапает поверхность доски. Штрих от иглы получается очень малой глубины. При этом металл не срезается, а перемещается. Выступающие по краям штриха заусенцы не снимают, так как именно они и придают своеобразие этой гравюре. При печатании, в рваном крае штриха и в заусенцах остается краска, которая сообщает линии на отпечатке особую мягкость и некоторую размытость. Число оттисков этой гравюре не превышает 30 штук, так как штрихи сглаживаются.
Метод гравюры пунктиром. Заключается в том, что рисунок гравируется не штрихом, комбинацией правильных точек, то более мелких, то крупных. Более мелкие и редкие точки дают на оттиске иллюзию света, а более крупные и сгущенные – тени. Переходы получаются мягкие, создающие приятное впечатление. Точки воспроизводятся путем выбивания острым специальным молоточком или пуансоном с различно заостренным рабочим концом – более острым или тупым. В результате точки по величине и глубине получаются неодинаковыми. Размещая их по поверхности рисунка, добиваются различной густоты тона. Иногда точки наносятся сквозь лак, что дает возможность смягчить резкость их контуров действием кислоты.
Меццо-тинто или черная манера. Этот вид изобретен в XVII веке. Для получения гравюры необходима шероховатая металлическая доска, дающая на отпечатке ровный черный цвет. Современный способ обработки шероховатой поверхности получается при натирании поверхности доски крупнозернистым кварцевым песком при помощи стеклянного куранта. Песок при вращательном движении куранта оставляет на доске мельчайшие риски и углубления, которые создают достаточно равномерную поверхность, хорошо удерживающую краску. Затем стальным специальным инструментом – гладким полированным планиром и острым трехгранным шабером – сглаживают, или выскабливают в большей или меньшей степени, шероховатость доски в тех местах, которые на оттиске должны быть светлее фона. Чем глаже пятно, тем меньше на нем задерживается краска и тем светлее она будет на эстампе. Таким образом, гравер работает над теми участками доски, которые должны стать белыми или светлыми, а черные у него уже есть в готовом виде. При черной манере гравер отправляется от черного к белому и работает только над высветлением тех или иных участков рисунка. Таким способом получают очень мягкие переходы тона и светотени.
Офорт, или вытравная гравюра. Офорт можно назвать гравюрой только условно, так как в процессе его изготовления гравирование как процесс отсутствует и рисунок на доске не режется резцом, а травится азотной кислотой. Обычно после травления гравер усиливает или подчеркивает отдельные штрихи и линии резцом или иглой.
Самый ранний из известных образцов офорта выполнен немецким мастером Дюрером в начале XV века. Ранние гравюры Дюрера выполнены на железных пластинах (см. рис. 8.1). Он первым начал применять в работе иглу. Величайшим офортистом был Рембрандт, творивший в XVII веке, и гениальный Гойя (XVII–XIX вв.)
Технология штрихового офорта заключается в следующем. Металлическую доску покрывают тонким слоем кислотоупорного лака. Затем на нее через копировальную бумагу переводят заранее подготовленный рисунок. Твердым карандашом обводят только основные контуры рисунка. Затем, сняв бумагу, по основным линиям выполняют стальной иглой весь рисунок.
Офортные иглы, вделанные в деревянные рукоятки, имеют различную толщину и степень заострения. Закончив нанесение рисунка, оборотную сторону и края доски покрывают тем же лаком и погружают в плоский сосуд с азотной кислотой, которая травит металл в обнаруженных от лака местах. Затем доску хорошо промывают и высушивают.
Рассматривая полученный рисунок, мастер закрывает лаком те линии и штрихи, которые в результате травления получили достаточную глубину и на оттиске должны быть самыми светлыми. Остальной рисунок, не закрытый лаком, подвергают повторному травлению, более глубокому. Операция повторяется несколько раз, пока на гравюре не получится целая градация штрихов различной глубины, в зависимости от продолжительности травления. Чем глубже вытравлена линия, тем чернее она получится на оттиске. Закончив травление, лак смывают керосином и делают пробный оттиск. Если на нем обнаруживают недостатки, их исправляют на доске последующим травлением, резцом или иглой.
Виды высокой обронной гравюры. Обронная гравюра применялась для изготовления различных книжных украшений – заставок, концовок и т. п. Изготовлялась она из латуни, меди, цинка, стали. К этому виду гравюры относят гравировку пуансонов, которые служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Это очень трудоемкий и ответственный процесс, требующий навыка и высокого мастерства. Заготовка пуансонов представляет собой стальной стержень квадратного сечения, на торце которого гравируется в зеркальном изображении литера, знак или цифра. Рисунок наносится иглой посредством специального прибора – калибра, который дает возможность прочерчивать вертикальные, горизонтальные и наклонные линии под определенным углом и точным расстоянием между ними.
Для работы гравер применяет достаточно большой набор инструментов: надфили, рифлевки, пуансоны, зеки, и др. Главным инструментом является штихель. Законченный пуансон закаливают и в специальном прессе отжимают медную матрицу, которая затем служит формой для отливки шрифта.
Гравюра на дереве (ксилография). Гравюры на дереве бывают продольными, когда слои дерева лежат в плоскости доски, и торцевыми, когда слои дерева расположены перпендикулярно к обрабатываемой поверхности.
Продольная гравюра является древней техникой, берущей начало в XV веке. Для продольных гравюр применяют доски с маловыраженной слоистостью, например, древесину груши, яблони, сливы, березы, липы. Доску подготавливают столярным способом. Толщина ее после обработки доводится до 20–25 мм, т. е. до высоты типографского шрифта, для удобства использования ее при печати – печатается она вместе с текстом.
Рисунок переводят на бумагу обычным способом, через копировальную бумагу или рисуют от руки. Для удобства резьбы всю доску иногда покрывают разведенной тушью – на темном фоне лучше виден вырез рисунка. Иногда сложный рисунок выполняют на тонкой бумаге и наклеивают на доску клейстером. Режут рисунок в этом случае вместе с бумагой.
Для производства продольных гравюр в качестве инструмента применяют специальные ножи с различными профилями режущей части, а также полукруглые стамески. След от стамески по форме получается такой же, как и от болштихеля, а стружка, вырезанная ножом, имеет треугольное сечение.
При резьбе продольных гравюр режущий инструмент двигается в различных направлениях относительно слоев древесины – то вдоль, то поперек. Он встречает разное сопротивление, затрудняющее проведение плавных линий в соответствии с рисунком. Кроме того, и сама линия в различных частях имеет неодинаковую прочность при печати. Главным образом это относится к тонким линиям, которые быстро сминаются, а линии, проведенные поперек слоев, – выкрашиваются.
Торцовая гравюра, применяющаяся с XVIII века, не имеет тех недостатков, которые свойственны продольной гравюре. Она режется во всех направлениях одинаково, благодаря чему линии получаются равномерными, не выкрашиваются и выдерживают довольно большое давление при печати. Торцовая гравюра режется штихелем тех же типов, что и металлическая, только угол его заточки делается острее. Для предохранения штрихов на поверхность доски под штихель кладут деревянную подкладку, которая служит опорой для выемки стружки. При работе доску удерживают указательным и средним пальцем левой руки.
Для торцевой гравюры употребляют твердую плотную древесину, например, самшит. Чурки самшита распиливают на кружки толщиной 30 мм и хорошо просушивают. Затем они опиливаются в прямоугольную форму. Для работы используются куски без сучков и косых слоев, хорошо заметных на срезе по своей светлой, как бы атласной, окраске. Косые слои при резьбе выкрашиваются или мочалятся. Отдельные прямоугольные куски склеиваются столярным клеем или клеем ПВА в доски необходимого размера, хорошо обтачиваются и шлифуются с обеих сторон. Небольшие сучки и другие дефекты высверливают и в отверстия загоняют пробки из хорошего самшита. Так же исправляют ошибки при резьбе. Чтобы доски не коробились и не растрескивались, их скрепляют болтами, пропущенными в толще доски, или стальными трубками 6 мм в диаметре. Трубки загоняют в ряд параллельных отверстий. Грунт под рисунок делают из сухих белил, растертых на яичном белке с добавлением квасцов.
Гравюра на линолеуме. Материалом для этой гравюры служит линолеум толщиной около 3 мм. Поверхность линолеума тщательно шлифуется пемзой с водой. Рисунок переводится обычным способом, через копировальную бумагу или наносится от руки. Подготовленный кусок линолеума прибивается или приклеивается на доску, чтобы при работе не прогибался. Режут его узкими полукруглыми стамесками с U-образным или V-образным профилем, вырезая и углубляя те места, которые должны быть на оттиске белыми.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Шитьё: материалы и инструменты
Шить приятно и легко, если у вас есть хорошие инструменты и удобное для этого занятия место. Идеальный вариант иметь свой собственный уголок, где можно шить и даже отложить незавершённую работу. Освещение рабочего места должно быть хорошым, а вечерами искусственное освещение не должно давать тени и слепить глаза.
Шитье одежды можно разделить на несколько этапов: снятие мерок, раскрой материала, нанесение меток на детали, соединение деталей ручной или машинной строчкой и приутюживание. Для прохождения этих этапов вам понадобятся специальные приспособления и инструменты. По мере того как вы станете осваивать все новые и новые приемы, будет пополняться и ваш набор швейных принадлежностей.
1 — швейные иглы средней длины с длинным острым концом, предназначенные для ручного шитья и универсальные по назначению.
2 — вышивальные иглы с большим ушком и длинным острым концом, предназначенные для различных декоративных работ.
3 — иглы с закругленным концом, применяемые для сшивания трикотажа. Такая игла мягко раздвигает петли и проскальзывает между ними, не протыкая насквозь нити материала.
4 — короткие швейные иглы с круглым ушком, предназначенные для мелких стежков на плотной ткани или для выстегивания ткани.
5 — «шляпные» иглы отличаются большой длиной и имеют круглое ушко. Такой иглой удобно сметывать детали или прокладывать строчку для сборок.
1 — булавки для шелка, предназначенные для скалывания тонких тканей и тканей средней плотности. Их длина 2,6 см и 3,2 см. Иногда такие булавки имеют шарообразную головку из стекла или пластмассы, иногда бывают длиной до 4,5 см, отчего хорошо видны на ткани.
2 — прямые булавки из меди, обычной или нержавеющей стали подходят для работы с любыми тканями. Длина их обычно 2,6 см.
3 — булавки для закалывания складок длиной всего 2,5 см. Ими удобно скалывать тонкие, легко повреждающиеся ткани.
4 — булавки для выстегивания ткани длиной 3,2 см особенно удобны при работе с плотными, толстыми тканями.
5 — булавки с закругленным концом для скалывания трикотажа
Во время шитья вручную, наперсток защищает кончик среднего пальца от уколов иголкой. Подберите себе наперсток по размеру: он должен свободно надеваться на палец и при этом не спадать.
Подушечка для хранения иголок и булавок
Во время работы удобно пользоваться подушечкой с браслетом, которая надевается на запястье. Иногда такие подушечки наполняют наждаком (корундовым порошком) для очищения иголок и булавок от ржавчины. Подобные подушечки просто сделать самим.
Коробочка с воском для вощения ниток
Коробочка с воском необходима при самых разных ручных и швейных работах. После вощения нитка не путается и не затягивается в петли. На крышечках такой коробочки имеются прорези.
Инструменты для раскроя
Ножницы у вас должны быть самого высокого качества. Не забывайте регулярно их точить. Форма ножниц может быть различной. У одних ножниц размер и конфигурация ручек одинаковы, у других — одна ручка больше другой. Самые лучшие ножницы изготавливают из высококачественной стали, лезвия у них постепенно сужаются к концу и соединяются не заклепкой, а винтом, который позволяет регулировать равномерность давления по всей длине лезвий. Срезы и надсечки будут ровными и без перекосов, только если ножницы хорошо заточены. Тупые ножницы могут повредить материал, да и рука быстро устанет. Для других домашних дел швейные ножницы лучше не использовать. Пусть у вас будут еще одни ножницы, специально для разрезания бумаги или бечевы.
Чтобы ножницы не изнашивались слишком быстро, за ними необходим уход: после работы их следует протирать сухой мягкой тряпочкой, хранить в специальном мешочке или коробке и время от времени смазывать маслом винтик, соединяющий лезвия.
Портновские ножницы с фигурными ручками особенно удобны при раскрое: угол разворота их лезвий позволяет разрезать ткань, не приподнимая ее над столом. Длина лезвий в таких ножницах может быть разной: от 18-20 до 30 см. Лучше всего подобрать ножницы по размеру руки — людям с крупными кистями рук удобнее работать большими ножницами, и наоборот. Если вы левша, постарайтесь приобрести себе специальные ножницы для работы левой рукой. Если вам приходится часто и много шить, купите себе пару прочных ножниц из хромированной стали. Если вы шьете редко или работаете преимущественно с тонкими тканями, то вполне сможете обойтись легкими ножницами из нержавеющей стали с пластмассовыми ручками. Для раскроя синтетических материалов или трикотажа, которые выскальзывают из-под обычных лезвий, применяют специальные ножницы с зубчатыми лезвиями.
Швейные ножницы для подрезания и надсекания припусков на швы и обтачек имеют одно лезвие с острым концом, а другое — с закругленным. Наиболее практичны ножницы с лезвиями длиной 15 см. Есть особые маленькие ножницы с длиной лезвий 10—12 см и острыми кончиками для выполнения ажурных вышивок ришелье. Такие ножницы делают маленькие точные разрезы.
Нож для порки швов используется также для вытаскивания наметки и прорезания петель. Его острый кончик легко прокалывает ткань, поэтому пользоваться им следует осторожно.
Колесико-резец — уменьшенная модель гигантских «колес», которые используются в швейной индустрии. Его можно держать и в правой, и в левой руке. Заведите специальный коврик-подстилку из пластика, который при работе с колесиком-резцом будет предохранять и поверхность стола, и лезвие колесика. Для большей безопасности на ручке имеется механизм, убирающий колесико внутрь.
Инструмент для обрезания ниток имеет лезвие на пружинном механизме, что делает его удобнее и безопаснее ножниц, а тем более ножа для порки швов.
Ножницы с зубчатыми лезвиями (ножницами зигзаг) пользуются для раскроя подкладочной ткани или другой малоосыпающейся ткани, чтобы не обметывать срезы припусков швов.
Для снятия мерок и измерения расстояний на выкройках необходим измерительный инструмент. Чтобы одежда хорошо сидела на фигуре, все мерки должны сниматься очень точно, а потому измерительный инструмент всегда необходимо иметь под рукой.
Прозрачная линейка-шаблон, позволяющая видеть ткань. С помощью такой линейки удобно проверять направление по долевой, размечать петли и складки.
Широкая деревянная линейка длиной 90 см для измерения больших деталей и определения направления по долевой при раскладке выкроек. Такие линейки обычно изготовляют из дерева твердых пород, нередко они имеют гладкое покрытие из шеллака, иногда их делают из металла.
Обычная линейка длиной 30—45 см – для мелких измерений.
Сантиметр — лента для снятия мерок длиной 150 см с сантиметровыми делениями. Обычно она делается из нерастяжимого материала и заканчивается металлическими закрепками. Шкала на ней должна быть нанесена с двух сторон.
Линейка с «бегунком» позволяет быстро уравнивать линию низа на юбках, фиксировать расположение прорезных петель, рюшей и складок. Обычно такая линейка длиной 15 см изготавливается из металла или пластмассы.
Прозрачная Т-образная линейка помогает определять пересечение нитей ткани, изменять выкройки и вычерчивать прямые углы.
Условные обозначения на чертежах выкроек являются ориентирами для правильного совмещения деталей. Чтобы сшитая вещь имела правильную посадку, эти обозначения следует точно переносить на ткань. Тут вам понадобятся разнообразные маркировочные инструменты, так как способ нанесения меток зависит от характера ткани.
Колесики для перенесения выкройки бывают двух типов — с гладким и зубчатым краем. Зубчатый край колесика оставляет за собой точечную линию. Таким колесиком можно переносить линии кроя на любые материалы, исключение составляют очень тонкие воздушные ткани, которые легко повредить зубцами. На шифон и другие тонкие шелковые ткани выкройки переносят колесиком с гладким краем, которое оставляет непрерывную линию.
Копировальная бумага для перенесения на ткань линий кроя колесиками. Лучше всего использовать бумагу тона ткани, однако при этом линии не должны сливаться с фоном.
Портновский мелок или карандаш позволяет быстро наносить метки прямо на ткань. Но следы мелка быстро осыпаются, поэтому после нанесения таких меток шить следует, не откладывая. Для работы мелками удобно использовать специальное приспособление в виде трубки, в которую с двух концов вставлены мелки.
Специальные фломастеры позволяют быстро намечать на ткани сборки, складки, вытачки, местоположение карманов. Иногда используемые в них наполнители испаряются через 48 час после нанесения метки, иногда их следует смывать водой. Во всех случаях метки, нанесенные фломастером, надо удалить прежде, чем вы начнете приутюживать это место, иначе утюг может их зафиксировать.
Принадлежности для машинного шитья
Удобная, надежная швейная машина — верная помощница на многие годы. Работать на ней легко и приятно, если она отвечает тем задачам, которые вы преследуете. Это может быть и самая простая машина, умеющая выполнять кроме зигзагообразной строчки одну-две операции, и сложнейшая электронная, где тип и качество строчки регулируются компьютером.
Комплект устройств и деталей, прилагаемых к машине, тоже бывает различным. В него могут входить приспособление для обметки петель, селектор строчек с цветными условными обозначениями, регулятор обратной строчки, съемные лапки, специальный рукав-приставка для выстрачивания небольших участков (например, на среднем шве брюк), моталка для шпульки и автоматические регуляторы натяжения нитей, нажима лапки и длины стежка.
Если вы намерены заниматься обычным шитьем, вам незачем приобретать дорогую швейную машину со множеством устройств, которые вряд ли когда-нибудь пригодятся. Достаточно иметь модель, которая лучше всего подходит для вашей будущей работы. Прикиньте, много ли вы собираетесь шить и для кого. Посоветуйтесь с теми, кто шьет дома, и в магазине с продавцом. Сравнивайте швейные машины не только по количеству доступных операций. Машина прежде всего должна быть удобной и давать безукоризненную строчку.
Оверлок для всех, кто много шьет, прекрасно дополняет швейную машину, Оверлочным швом можно не только так же красиво обметывать срезы, как на имеющихся в продаже готовых изделиях, но и одновременно шить, обрезать припуски швов и обметывать их. Поскольку оверлочный шов растягивается, эта машина очень полезна для шитья из эластичных и растяжимых тканей.
Несмотря на разнообразную форму и оснащение различных моделей, каждая швейная машина имеет определенный набор основных рабочих деталей и регуляторов.
Приспособления для приутюживания
Во время шитья многие забывают о такой важной операции, как приутюживание. Возможно, иногда жаль прерывать работу, для того чтобы приутюжить стачанный шов или сгиб ткани. Но в том и состоит при шитье секрет идеального качества, что каждая операция стачивания должна сопровождаться приутюживанием.
Тем, кому трудно сразу привыкнуть постоянно отвлекаться от шитья и переключаться на приутюживание, мы советуем оборудовать для приутюживания специальное место рядом со швейной машиной. Такая организация рабочего места поможет вам приутюживать сразу большие площади. Сначала стачайте на машине как можно больше отдельных деталей, а потом переложите их на гладильную доску и приутюжьте одну за другой все строчки. Не следует путать приутюживание с глажением. При глажении утюг свободно «разъезжает» по поверхности ткани, а во время приутюживания — лишь осторожно прикладывается к разным участкам ткани, почти не двигаясь по ее поверхности. Утюг перемещается по долевой нити. Приутюживая, не прижимайте его к ткани. Приутюжив одно место, поднимите утюг и перенесите его на соседнее. Нередко в пояснениях к выкройкам указано, какие места и на каком этапе работы следует приутюжить. Но существует общее правило: приутюживайте каждый стачанный шов до того, как начнете стачивать пересекающий его шов. Чтобы поверхность ткани не лоснилась после контакта с утюгом, приутюживайте детали изделия с изнаночной стороны. Прежде чем приступить к этой операции, удалите из ткани все булавки, иначе можно испортить нижнюю поверхность утюга.
Электрический утюг с пароувлажнителем должен иметь широкую амплитуду температур. Купите себе утюг с надежным терморегулятором. Для работы с синтетическими тканями хорошо иметь такой утюг, который образует пар при любых условиях, а не только при высокой температуре нагрева.
Специальные гладильные подушечки для приутюживания закругленных швов, вытачек, головки рукава, воротников. Лучше всего сделать подушечки овальной формы, с одной стороны обтянутые хлопчатобумажной, а с другой — шерстяной тканью, которая интенсивно вбирает пар. Небольшие труднодоступные участки удобно приутюживать поверх маленькой подушечки с двумя острыми концами — ее можно придерживать внутри изделия рукой или наложить поверх нарукавницы.
Проутюжильник — специальная ткань, которая предохраняет поверхность материала при приутюживании. Через проутюжильник всегда приклеивают клеевую прокладку. Иногда удобно иметь проутюжильник из прозрачной ткани, которая позволяет видеть обрабатываемые участки изделия.
Нарукавница представляет собой две узкие гладильные доски, прикрепленные одна над другой. С помощью этого приспособления приутюживают швы на рукавах, брюках, а также плечевые швы.
Подушечка для приутюживання рукавов напоминает по форме длинный батон. Она плотно набита, и ткань рукава, в который такая подушечка продета, опадает в стороны, так что утюг ее практически не касается, поэтому края шва не отпечатываются с лицевой стороны.
Приспособление для приутюживания уголков, или колодка, выполняется из твердого дерева и имеет острый конец. На такой колодке удобно разутюживать швы на внутренних и внешних уголках, особенно при работе с плотной тканью. Дерево задерживает нагретый пар внутри ткани, и благодаря этому края на уголках становятся плоскими и жесткими.
Специальные инструменты и приспособления
Клей, используемый вместо булавок и наметки для временного соединения швов на ткани, коже, материалах с пленочным покрытием, фетре, для прикрепления накладных карманов и застежек-молний. Такой клей пригодится и при пошиве одежды, и для декоративных работ. После обработки клеем соединение получается прочным, но оно недолговечно: клей растворим в воде. Швы и накладные детали обязательно стачиваются либо притачиваются вручную или машинной строчкой. Клеем можно скрепить припуски после стачивания швов.
Приспособление для протаскивания резинки, позволяющее быстро и аккуратно вставить в кулиску ленту, резинку или бечеву, не перекручивая ее. Обычно кончик ленты или резинки продевают в отверстие на конце инструмента либо цепляют зажимом или устройством типа английской булавки. В данном случае показано приспособление с запирающим колечком: по мере передвижения колечка вниз «клювик» сжимает конец резинки.
Приспособление для выворачивания петель, имеющее на одном конце «запирающий» крючок, которым захватывается внутренний край застроченной бейки или воздушной петли и вытягивается на лицевую сторону. Этот инструмент действует быстрее и проще, чем английская булавка, которую приходится протаскивать по всей длине бейки. Тонкий металлический стержень позволяет выворачивать очень тонкие бейки типа рулика.
Фурнитура для шитья
К фурнитуре для шитья относятся аппликации, термостразы, бисер и стеклярус, ленты, тесьма, кружева, бахрома, шнуры, различная металлическая фурнитура, молнии, нитки, пластиковая фурнитура, прокладочные материалы, пуговицы и т.д.
Расходные материалы для работы с обоями
Интересные и полезные статьи:
Материалы и инструменты, необходимые для работы с обоями
Поскольку правильная технология работы обеспечивает успех в любом деле, не будет лишним напомнить в этой статье о краеугольном камне любых ремонтно-отделочных работ. Это закупка материалов, которые не подведут, и изучение технологии непосредственно самой оклейки стен обоями. Так как без инструментов оклеить стены обоями вряд ли удастся, мы же не волшебники, то правильным будет сначала подготовиться к этому ответственному шагу. Мы все знаем, что инструменты для поклейки обоев недороги, есть в продаже в любом хозяйственном магазине, они в принципе универсальны.
Если у вас есть время найти хорошие инструменты перед оклейкой обоев, вы обязательно обратите внимание на:
- Валики разной конфигурации , один широкий, другой узкий – для работы с углами стен. Такие валики будут уместны в ситуации с тонкими бумажными обоями, которые нельзя прижимать обойным шпателем. В принципе, малярные валики, как и другие инструменты для поклейки обоев, известны уже не одному поколению домовладельцев. Узкие валики могут быть разной конфигурации, так как обойный валик для углов похож на обрезанный конус, так его выпускают для удобства работы в проблемных частях стен.
- Тазик, ведро или ванночка под клей для обоев . В ванночке удобно брать клей для ровного распределения его по всей площади валика. Но если ванночки нет, можно взять другие инструменты для поклейки обоев, например, пользоваться любым крупным сосудом, смахивая излишки обойного клея, прижимая валик к краю сосуда.
- Карандаш строительный . Фломастеры или маркеры не подойдут, они ведь могут попортить обои.
- Нож обойный , продается в канцелярских товарах.
- Ножницы с острыми кончиками .
- Рулетка , с ее помощью можно измерять все полотна обоев, плоскости стен, определять длину полотен и пр.
- Отвес и угольник .
- Тряпки для вытирания подтеков клея , кисточки для исправления мелких погрешностей в поклейке.
- Разнообразные шпателя .
- Металлический валик для обдирания старых бумажных обоев.
Непосредственно материалы для поклейки обоев бываютследующие:
- Пропитки
- Грунтовки
- Штукатурка для замазывания щелей
- Клей для обоев
- Подложка
- Бумага под обои
Немного о грунтовке, как о необходимом материале для работы с обоями
Неважно, какая квартира, в новостройке или в хрущевке. Раньше, во времена тотального дефицита стройматериалов, народ в основном покрывал перед поклейкой обоев стены плотным слоем ненужных газет. Сейчас в продаже есть много отечественных и зарубежных грунтовок. Для чего мастера стараются непременно применять грунтовку?
- для лучшей адгезии обойного клея и стены
- для защиты от развития в будущем грибков и плесени под обоями
- для создания равномерного подложечного слоя под обои
- для защиты стен от проникновения влаги
Немного о шпаклевке, как о важном отделочном материале необходимом для подготовки поверхностей предназначенных для оклейки обоями
Опытные ремонтники знают, что для создания ровной поверхности годятся не все финишные шпатлевки. Однозначно не подойдут шпатлевки Ветонит модификации KR, LR, несмотря на красивый конечный результат в результате их использования. Причины низкой эффективности Ветонита для подготовки стен под обои:
- Слишком слабые прочностные характеристики
- Повышенная зернистость конечного слоя
Краткий перечень материалов, которые рекомендуется брать для шпаклевки:
- Пуфас (Pufas Glat)
- Унифлот (Uniflot Knauf)
- Аналог российский Старатели
Если ремонтник работает со стенами из гипсокартона, то, кроме грунтовок и шпаклевок, ему понадобится серпянка. Серпянкой называется узкое ленточное полотно из сетчатого материала, в состав которого входят лавсан, может быть, стекловолокно. Серпянка напоминает внешне медицинский бинт.
Упоминая прочие материалы для поклейки обоев, необходимо вспомнить вот еще о чем. Здесь возникает еще одна трата, а именно, необходим будет клей ПВА, так как иногда серпянка плохо прилегает к поверхности стены. Клей ПВА поможет устранить эту распространенную проблему.
Не нужно забывать и о такой мелочи, как выбор двух видов шпаклевок. Одну придется купить базовую, а вторую финишную. Это разделение строительных шпаклевок неслучайно. Для капитального выравнивания стен под обои обязательно рекомендуется применять стартовую шпаклевку. Что касается финишной, то ее название говорит само за себя, и поэтому данный вопрос не нуждается в дополнительных пояснениях.
Иногда мастеру выгодней бывает самостоятельно приготовить смесь для выравнивания. Итак, он делаем сам шпаклевку из воды, гипса или цемента. Здесь приветствуется опыт и творческий подход, ибо ремонт собственного помещения по своей сути несет энергию созидания, творчества и уюта.
Инструменты и материалы для флористики
Флористика – это не просто искусство. Это многогранное направление, оказывающее большое влияние на модные тенденции современности. Работа с цветами, возможность создавать восхитительные композиции, делать потрясающие платья из цветов, заниматься декорированием мероприятий и торжественных событий – это лишь малая часть ответа на вопрос «Что такое флористика».
Для создания цветочного великолепия в виде сложного украшения или изящного букета одной фантазией не обойтись. Необходимо знать основы флористики, уметь сочетать цветы и растения и, что немаловажно, иметь подходящий инструмент.
Новички флористы часто интересуются основным набором инструментов для работы с флористикой, без чего они не смогут полноценно работать с цветами. Поэтому мы решили разобрать в этой статье самые необходимые инструменты для флористики, а также рассмотреть дополнительные устройства и приспособления для флористики, которые могут упросить работу с цветами.
Базовый набор инструментов для флористики
Качественный секатор прослужит вам много лет, поэтому не экономьте на нем! Вам нужен секатор с 2 режущими лезвиями. Флористический секатор должен быть с острым лезвием, прорезиненными ручками и легкий по весу.
Применяют для чистки стебля, для создания разнообразных форм из пены и для многого другого. Выбирайте небольшой по размеру с острым лезвием.
Приобрести лучше две пары. Одну для резки ткани, другую – упаковки, веревки и т.д.
В основном применяют для декорирования композиций. Лучше выбрать чуть подороже, зато с уверенностью, что он прослужит долго и не взорвется от перегрева. Выбирайте прозрачный клей.
Основная часть, на которой вы будете создавать флористические композиции. В зависимости от цели бывают разных форм и размеров. Обязательно приобретите емкость для замачивания пены.
Для скрепления декоративных элементов и упаковки. Выбирайте любой понравившийся вам. Многим удобнее пользоваться открытым степлером.
Незаменимая вещь при укреплении стебля или его создании, а также при работе с флористическими композициями. Проволоки бывают различные по цвету и диаметру.
Кусачки для проволоки
Ножницы не подойдут для работы с проволокой, поэтому необходимо будет купить кусачки. Желательно, чтобы ручки были мягкие. Подбирайте исходя из вашего удобства.
Чтобы не портить руки, для придания формы и изгибов проволоки необходимы пассатижи. Выбирайте удобные и с мягкими ручками.
Для декорирования букетов приобретите несколько лент разной ширины и цветов.
Дополнительные инструменты для флористики
После освоения основных инструментов можно присмотреться к приспособлениям для флористики, которые не только облегчают и ускоряют работу, но и позволяют воплощать различные творческие задумки в жизнь.
Инструмент, быстро снимающий шипы. Также можно использовать для разглаживания поверхности стебля.
Нож для пены с длинным лезвием
Помогает в создании каркасов для цветочных композиций.
Слишком короткий стебель можно удлинить, используя данную колбу.
Незаменимая вещь для создания букетов невесты. Это ручка с увлажненной пенной губкой, при помощи которой создаются оригинальные свадебные букеты.
Для склеивания прозрачных материалов, декоративных элементов, упаковочной бумаги.
Декорация стеблей, удлинителей для стебля и проволок. Водонепроницаемость позволяет использовать ее для части букета, которая будет находится в воде.
Клейкая водоустойчивая лента для скрепления различных мокрых элементов.
Гибкий и пластичный декоративный зеленый лист, формой напоминающий листья ландыша.
Булавки для бутоньерок
Элемент для декорирования мужского аксессуара. Обычно используется под цвет композиции.
Без этого набора инструментов и материалов любой практикующий фитодизайнер чувствует себя как без рук, поэтому приходя на обучение флористике, каждый ученик приносит свой рабочий комплект. Практическая часть курсов помогает оттачивать мастерство не только работать с цветами, но и пользоваться всем инструментом.
Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками
Людмила Кизнякова
Изобразительные материалы и инструменты, применяемые в работе с дошкольниками
1. Техника в изобразительном искусстве.
2. Материалы для рисования, работа с бумагой, тканью.
3. Техники рисования.
4. Техники работы с бумагой, тканью.
Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т. п., умение использовать художественные возможности этого материала;
В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.
Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.
В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.
Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.
Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.
Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные. Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.
Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.
Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева на-право или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.
Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.
Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.
Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится, или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.
Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.
При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.
Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).
Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.
Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2—3 кистей разной толщины и фактуры.
Краски — акварельные, гуашь, масляные, темперные. Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.
Гуашь – водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Масляные — красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.
Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.
Акварель не выносит исправлений, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Нередко педагоги используют технику акварели в сочетании с другими материалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи — насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.
Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных карандашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.
Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.
Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток, работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.
Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.
Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, используя разные способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т. д., а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т. п.
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
2. Ветлугина Н. А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. /Под. ред. Н. А. Ветлугиной, М., Просвящение, 1972г.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: 1967г. 4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
6. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994.12.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
8. Г. Н Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. -М. ,2013
9. Дошкольное воспитание. 2002 г
«Художественные материалы и нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста». Слайд 2 Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут.
Фотоотчет о работе с музыкальными инструментами в младшей группе «Инструменты я люблю, ими весело стучу!» Мои первые инструменты Добрый день дорогие родители и коллеги. Сегодня хочется обсудить очень интересную вещь- это детские музыкальные инструменты.
Интерактивные игры в работе с дошкольниками. В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются.
Использование магнитной доски в работе с дошкольниками Богавиева С. А. Большакова О. В. — соавтор Незаменимым помощником для организации образовательной деятельности является магнитная доска.
Использование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.
Использование релаксационных упражнений в работе с дошкольниками Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.
Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.
Методические материалы к родительскому собранию по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Составитель: педагог-психолог М. В. Сапранкова Актуальность: Данные материалы будут полезны в первую очередь педагогам-психологам, воспитателям.
Стенгазета об экологической работе с дошкольниками экологическая газета Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной.
Этическая беседа в работе с дошкольниками Одной из форм обучения и воспитания дошкольников является этическая беседа, помогающая детям освоить нормы и правила нравственного поведения.