Есть ли норматив для определения срока службы сантехнического троса?

Трос сантехнический

Разновидности засоров и причины их возникновения:

1. Засор эксплуатационного назначения возникает в том случае, если в систему трубопровода попали волосы, шерсть, грязь, мусор, пища, песок, жир, ткань. На стенах труб постепенно образуются наложения, которое препятствует нормальному стеку воды. Такие типы засоров легко устранить с помощью сантехнического троса или химических препаратов.

2. Засор механического характера происходит по причине нарушения правил использования системы канализации. Например, бросание в унитаз крупных предметов, которые его в последствие забивают, приводит к возникновению данного типа засора. Чтобы удалить такой тип засора приходится даже демонтировать трубы. Но, в большинстве случаев, достаточно применения троса.

3. Засор технологического типа – появляется при неправильно установленной канализационной системе и требует полной замены труб, в которых он возникает.

Сантехнический трос: особенности и разновидности

Сантехнический трос является оборудованием, используемым в процессе очистки труб канализационного и водопроводного назначения. Трос имеет вид сердечника, на котором переплетаются две проволоки. Кроме того, для обмотки всей конструкции используется еще несколько прядей проволоки. На размер шнура зависит количество проволоки, которым он обмотан.

Среди разновидностей канализационного троса следует выделить:

  • трос канатного типа;
  • устройство пружинно навесного типа;
  • пружинная разновидность троса.

Первый вариант представляет собой приспособление канатного типа, которое применяется для прочистки разного рода трубопроводов. Средний размер диаметра такого троса составляет 0,6 см. Для его изготовления используется оцинкованная сталь. Данный вариант троса отличается высокой прочностью, долговечностью и гибкостью.

С помощью данных показателей трос легко проходит по большой площади трубопровода, включая изгибы, пересечения или стыки канализации. Торцевой участок троса имеет обжатку, во избежание распускания проволоки. В процессе разбивания наконечника конечная часть троса становится похожей на кисточку. С ее помощью легко вытаскиваются комки волос из системы слива.

Если планируется применять трос в квартире или частном доме, то выбирайте материал длиной от 250 до 500 см. Среди недостатков такого троса следует отметить излишнюю мягкость, поэтому его применении при серьезных засорениях не дает результата.

Второй вариант троса – материал пружиннонавитого типа. Данный вариант троса имеет диаметр около 0,9 см. Он имеет форму спиральной навитой конструкции, внутренняя часть спирали является пустой. Кроме того, трос имеет рукоятку, в виде кривовальной конструкции.

Трос сантехнический натяжной применяется для очистки канализации и трубопровода в частных домах или квартирах. Из-за своей упругости данное оборудование отлично очищает систему канализации. Данный тип троса имеет специальную насадку, в виде наконечника или изгиба.

Трос сантехнический пружинный применяется исключительно профессиональными сантехниками. Его назначение – пробивка засорений высокой сложности. Трос изготовлен из пружинной проволоки. Среднее значение его диаметра 14-16 мм. При этом, длина такого троса составляет более 25 метров. Трос более маленького диаметра изготавливается из оцинкованной стали, сечением 0,2 см. Если же диаметр троса составляет около 1,6 см, то для его изготовления применяют более мощные виды проволоки.

Данный вид троса имеет специальную рукоятку, которая выполняет функцию натяжителя. В процессе натяжения трос напрягается и с высокой эффективностью пробивает все засоры и чистит коммуникационную систему. Данный вид троса широко распространен в процессе чистки стоячных систем.

В соотношении с размерами сантехнические тросы бывают:

1. Диаметром около 9 мм – бытовой инструмент, в основе которого лежит полая спираль, в виде пружины.

2. Диаметр около 13 мм – более профессиональный тип оборудования, который состоит из спирали с навитками из проволоки в виде пружины, по длине такой тип троса составляет около 20 м. Кроме того, на нем имеется кривовальная ручка. Он хорошо очищает стояки и горизонтальные трубы. Процедура использования таких тросов также поможет избавиться от засора в унитазе.

3. Оборудование диаметром в 1,6 см относится чисто к профессиональному типу. Он имеет форму гибкого вала, на котором расположена пружинная проволока. Помогает избавиться от засоров сложной конфигурации. Трос отличается наличием натяжения и повышенной жесткости.

Кроме того, сантехнические тросы различаются по назначению и типу насадок, которые бывают:

  • донными – справляющимися с песком, крошкой из камня;
  • пробивными – предназначенными для удаления старых спрессованных засоров;
  • крюкообразными – помогают извлечь старые тряпки, волосы и комки грязи;
  • петлеобразными, на которых расположена пружина, изготовленная из оцинкованной стали – помогают очистить несьемный гидрозатвор.

Сантехнический трос для прочистки канализации: преимущества оборудования

Существуют другие более радикальные меры очистки канализации, однако сантехнические тросы остаются лидерами в этом вопросе, благодаря соотношению цены и качества работы.

Хотя конструкция сантехнического троса и отличается простотой, он все же имеет большое количество преимуществ, первым из которых является возможность контроля самого процесса очистки и уровня нагрузки на трубы. Каждый изгиб трубы трос проходит под контролем человека, который с ним работает. При обнаружении какого-то материала, с помощью специальных насадок его извлекают.

Кроме того, сантехнические тросы отличаются доступной стоимостью и надежностью применения.

Предлагаем ознакомиться с основными преимуществами использования троса для очистки канализации:

1. Для изготовления тросов используются гибкие проволочные валы, которые довольно упруги и прочны перед кручением. Таким образом, трос с легкостью справляется с любым засором. Применение разного рода насадок помогает сделать оборудование более функциональным.

2. Длительность эксплуатации – еще одно весомое преимущество. При правильном уходе за тросом, его мытье после использования и смазывании маслом, во избежание коррозии, такое оборудование способно прослужить его владельцу около 20 лет.

3. Благодаря наличию Z-образных ручек трос отличается удобством эксплуатации. Именно ручка является рычагом передачи крутящего момента, который проталкивает трос через трубы и их изгибы.

4. С помощью канализационного троса также очищают системы дымоходов от остатка сажи. Также, оборудование используется в процессе очистки труб от ржавчины, вентиляционных каналов от мусора, бойлеров и котлов от засорения.

Инструкция по эксплуатации сантехнического троса

Существует несколько этапов работы с тросом для прочистки канализации:

Первый этап предполагает подготовку к эксплуатации троса, для этого следует выполнить такие действия:

  • процедура осмотра инструмента состоит в проверке его на работоспособность, кроме того, следует убедиться в отсутствии нарушений по поводу целостности оборудования;
  • проверка надежности и прочности фиксации рукоятки;
  • смазка втулок, которые находятся на рукоятке;
  • установка сменных насадок, при их наличии.

Для того, чтобы качественно прочистить канализацию с помощью сантехнического троса следует выполнить ряд действий:

  • позаботьтесь о снятии сифона, который крепится на любое отверстие для слива, он имеет форму трубы, которая изогнута в виде крюка, главной функцией сифона выступает гидрозатвор, с помощью которого все запахи из канализации не способны проникнуть в помещение;
  • после отсоединения сифона необходимо промыть его с помощью горячей воды для удаления остатков грязи;
  • одну часть троса установите в систему канализации, а вторую – сверните в виде кольца и крепко держите в руках;
  • постепенно вращайте трос ручкой, таким образом, все повороты и сложные участки будут преодолены;
  • периодически вынимайте трос из трубы и проводите его очистку;
  • при появлении чувства, что трос наталкивается на засор, старайтесь увеличить скорость движения;
  • при наличии специального насадного крючка, следует с его помощью зацепить мусор и извлечь его из трубы;
  • когда работы с сантехническим тросом завершена, включается горячая вода, сначала под небольшим напором, для промывки труб от загрязнения;
  • завершает прочистку канализации с помощью сантехнического троса его извлечение из трубы, промывка горячей водой и моющим средством;
  • после высыхания оборудования его смазывают с помощью машинного масла, которое поможет предотвратить коррозию и складывают в прежнюю форму.

Дополнительные рекомендации по применению канализационного троса:

  • не следует чересчур сильно надавливать на трос, так как существует риск повреждения трубы или канализации;
  • качество очистки трубы показывает отсутствие воронки при включении воды;
  • при застревании гибкого вала в трубе следует вращательными движениями его оттуда аккуратно извлечь;

Дополнительные способы очистки канализации без применения троса

Покупка канализационного троса требует времени и денег, поэтому перед тем как идти в магазин за тросом, попробуйте вышеперечисленные методы, с помощью которых избавиться от небольших засоров не составит труда:

1. Использование вантуза – прибор, имеющий вид резиновой помпы или присоски с деревянной ручкой. Главной функцией вантуза является проталкивание и разрушение засора с помощью гидравлического удара. Отлично справляется с засорами в ванной или раковине.

2. Довольной простотой, но хорошей эффективностью отличается использование кипятка, который хорошо растапливает жиры и пищевые отходы.

3. Химические составы порошкообразного или жидкого типа. Требуют особой осторожности и специальных средств защиты, так как являются довольно агрессивными. При полном засорении системы являются неэффективными.

4. После очистки труб с помощью троса рекомендуется залить в них раствор уксуса и пищевой соды, который проведет дополнительную очистку канализации.

Трос сантехнический для прочистки канализации – особенности выбора

Сантехническим тросом называют оборудование, с помощью которого прочищаются водопроводные или канализационные трубы, а также бойлеры и котлы. Главной их функцией выступает передача вращения, которое и помогает удалить засор.

Трос имеет форму сердечника, который окружен проволокой. В соотношении с диаметром тросы бывают от 6 до 18 мм. Именно этот параметр является определяющим в качестве очистки.

Для очищения небольших эксплуатационных засоров вполне достаточно оборудования, с наименьшим диаметром. Такой трос прост в эксплуатации и не требует особых навыков для работы.

Кроме того, немаловажным фактором является качество оборудования, из которого изготовлен трос. Обратите внимание на трубу, она должны быть пластичной и немного пружинистой.

Кроме того, сантехнический трос должен обладать качествами упругости и устойчивости перед перекручиванием. Каждый из тросов на одном конце имеет ручку, с помощью которой происходит его перекручивание, а на другом насадку – помогающую извлечь из трубы мусор.

С помощью втулки наконечника на тросе фиксируются разного рода насадки, которые и помогают пробить засор.

Для приобретения сантехнического троса следует обратиться в магазин строительного или сантехнического направления.

Для определения диаметра троса, необходимого для очистки канализации в домашних условиях, следует предварительно измерить диаметр, труб, расположенных в частном доме или квартире. В соотношении с этим параметром подберите наиболее оптимальный вариант, который поможет устранить любой засор без особых усилий.

Для того, чтобы быстро и качественно прочистить трубу, использование сантехнического троса комбинируют с очисткой труб с помощью химических средств, уксуса с содой или горячей воды.

Различают разные виды тросов по способу их эксплуатации и по внешней форме. Для более удобного применения троса он находится в барабане, из которого извлекается с помощью рукоятки. Стоимость данного оборудования немного выше, чем у обычного троса.

Не нашли что искали? Вы можете оставить заявку, в форме обратной связи.

: Срок службы стальных канатов

Чтобы продлить срок службы вашего троса, постоянно следите за его внешним состоянием. После каждой эксплуатации исследуйте его на разрыв прядей и сохранность оцинковки. Если при работе стальной трос в каком-либо месте трется, его нужно оклетневать, чтобы не стерлась оцинковка, иначе трос будет ржаветь. Хранить стальные тросы надо в сухом помещении, предварительно обработав их специальной смазкой, составленной из канифоли, нигрола, солидола.

Важное значение имеет правильный выбор диаметра и профиля канавки (кипа) шкива, огибаемого тросом. При переходе троса через блок его проволоки, помимо растяжения от нагрузки, получают дополнительные напряжения от изгиба, от скручивания и от смятия между проволоками. Лопнувшие от усталости и износа проволоки всегда лежат в месте касания троса о блок. Следует помнить, что на практике снасти бегучего такелажа подвергаются переменным нагрузкам, т. е. работают на усталость. Например, стаксель-фал на ходу яхты под парусами все время подвергается колебаниям в зависимости от нагрузки на стаксель и провисания штага. Амплитуда этих колебаний на крупной яхте может достичь 40–60 мм, а период 1–3 сек. В таких же условиях работает и штуртрос.

Принятые в промышленности и даже в судостроении нормы на диаметры шкивов часто оказываются неприемлемыми при проектировании оснастки парусной яхты, когда идет борьба за всемерное облегчение парусного вооружения.

Практика парусного спорта выработала следующие минимальные диаметры шкивов в зависимости от гибкости троса:

где dтр — диаметр троса, а указанные диаметры шкивов из мерены по канавке для троса.

На практике иногда приходится принимать диаметр шкива даже несколько меньше критического, но в любом случае не рекомендуется делать шкив менее 12 dтр (по возможности следует принимать его диаметр равным 16 dтр и более). Такие же диаметры должны приниматься для барабанов лебедок и рулевых машинок. Только в отдельных случаях, когда трос не несет большой нагрузки и практически неподвижен на блоке, можно принимать шкивы диаметром 6/10 dтр. Такие диаметры рекомендуются и для битенгов и кнехтов, за которые крепится стальной швартовный или якорный канат. Проводившиеся опыты показали, что срок службы троса пропорционален отношению квадратов диаметров огибаемых блоков.

Читайте также:  Как подключиться к общему стояку при неправильно спроектированном водоснабжении дома?

Радиус кипа шкива должен быть равен 1,05 радиуса троса. При более узком или широком кипе трос изнашивается быстрее. Кип шкива должен охватывать 130–150 поперечного сечения троса (рис. 2). Применение алюминиевых или текстолитовых барабанов лебедок и шкивов способствует уменьшению износа троса.

Важное значение правильного подбора диаметра и профиля кипа шкива иллюстрирует рис. 3, на котором представлены результаты испытаний троса диаметром 5 мм конструкции 7X19. Во время этих испытаний трос работал в условиях, близких к работе фалов на морских яхтах: огибал шкив

Рис. 2. Элементы шкива для стального троса.

Рис. 3. Предельное число циклов, выдерживаемое тросом под нагрузкой, в зависимости от нагрузки, профиля типа А, В, С и диаметра шкива О.

И под нагрузкой подвергался периодическому движению в одну и другую сторону с амплитудой около 25 мм и периодом 1 сек. Испытано было 9 шкивов с относительным диаметром D/dтр,, равным 8, 12 и 16. Каждый из указанных диаметров имел по три (А, В и С) профиля кипа (R/rтр = 1; 2 и 4), На графике по оси ординат отложено количество циклов (число перегибов), которое выдержал трос до разрушения на каждом из девяти шкивов. Нагрузка на трос принималась равной 200 и 365 кг.

При уменьшении диаметра шкива в два раза (с 16 до 8 dтр) выносливость троса падает в 10–12 раз. При переходе с плоского шкива (R/rтр = 4) к кипу нормального профиля (R/rтр = 1) выносливость троса увеличивается в 4– 5 раз.

Несколько слов о заделке концов тросов для крепления к рангоуту и деталям устройств.

Наиболее распространенным способом заделки концов тросов является заращивание огона с металлическим штампованным или литым коушем. При числе пробивок, равном 3,5, обеспечивается прочность заделки не менее 85% прочности троса.

В практике мелкого судостроения все более широкое применение находят различные патентованные способы заделки концов тросов, заимствованные из авиационной промышленности. При небольшом диаметре троса его конец запрессовывают в концевую металлическую втулку с цилиндрическим отверстием. В процессе запрессовки металл втулки плотно заполняет спиральные канавки между проволоками троса и препятствует выдергиванию последнего под нагрузкой. В простейшем виде такая заделка осуществляется запрессовкой стального шарика (рис. 4, а). Прочность такой заделки на отрыв составляет 60–80% разрывной нагрузки троса.

Рис. 4, Заделка концов троса запрессовкой:

а — шариком; б — втулкой с шариком; в — втулкой с резьбой для талрепа; г — крепление с втулкой типа б; д, е — втулки с проушиной и вилкой; ж — опрессовка типа огона.

стальной канал трос шкив

При необходимости обеспечения повышенной прочности заделки, равной 90–100% разрывной нагрузки троса, применяются втулки, которые могут иметь различное конструктивное оформление, в том числе и вид обычного огона с коушем (рис. 4, б–ж).

Рис. 5. Концевые конусные втулки:а — для заливки цинком; б — для заливки баббитомг в, г — с вкладным конусным клином.

Для заделки концов троса, имеющего большой диаметр и, следовательно, большую разрывную нагрузку, применяются более надежные конусные втулки (рис. 5).

Наиболее просты втулки с заливкой баббитом или цинком. В первом случае втулки имеют значительную конусность; при заделке трос пропускают через отверстие втулки, затем его конец расплетают и проволоки загибают внутрь втулки (рис. 5, б). В мелком судостроении такие втулки применяются сравнительно редко из-за значительного веса и габаритов.

Втулки для заливки цинком имеют небольшую конусность (около 1/10 ) и длину около 12 dтр (рис. 5, а). Заливка втулки производится чистым цинком после предварительного травления проволок троса раствором соляной кислоты. При заливке происходит спаивание проволок троса в монолитный конус. Такие втулки применены, например, для крепления» стоячего такелажа на 25-тонной крейсерской яхте «Хортица»; они показали достаточную прочность заделки при эксплуатации. Имеется нормаль ОН9-169-60 на подобные втулки (патроны) для крупного судостроения.

Во втулке типа В конец троса удерживается силами трения, возникающими от сжатия расплетенных проволок металлическим конусным клином. Втулка типа Г нормализована и применяется в судостроении (нормаль С1-1307-50.Муфты тросовые). Два последних способа заделки концов троса являются разъемными.

Применение рассмотренных типов концевых заделок связано с необходимостью изготовления специальных деталей, а в случае опрессовки и применения специального ручного или механического пресса. Однако втулки незаменимы при креплении жестких тросов конструкции 1X19 и 7 Х7р. а в некоторых случаях — обеспечивают меньший вес и габариты крепления, чем заплеткаогонов.

Важное значение для длительной эксплуатации троса имеет предохранение его от коррозии. Поэтому следует применять тросы только из оцинкованной или нержавеющей проволоки. Тросы из неоцинкованной или медненой проволоки быстро покрываются ржавчиной и разрушаются, особенно в морских условиях. Стоячий такелаж должен быть, смазан или окрашен, а все огоны и сплесни — оклетневаны. За рубежом для некоторых устройств применяются тросы, заключенные в пластмассовую оболочку (наподобие телефонных проводов). Можно использовать для этой цели тонкие пластмассовые трубки, однако при этом необходимо тщательно заделать концы трубки, чтобы предотвратить попадание в нее влаги.

Нормы браковки стальных канатов и требования

Для стальных канатов, используемых в качестве монтажных, тяговых, несущих, вантовых, стреловых, грузовых обязательно наличие сертификата, подтверждающего соответствие ГОСТ. Для недопущения к эксплуатации неисправных изделий существуют нормы браковки стальных канатов.

Особенности контроля состояния тросов

В соответствии с требованиями руководящего документа РД РОСЭК 012-97, независимо от того где используется стальной трос (не веревка), его проверка должна производиться перед началом каждой рабочей смены. Детальную оценку состояния необходимо проводить не реже одного раза в 10 дней.

Изъяны должны выявляться посредством использования дефектоскопов. Их предназначение:

  • осуществлять контроль за сохранением диаметра металлического сечения, указанном в паспорте;
  • выявлять наличие наружной и внутренней коррозии;
  • обнаруживать обрыв одного или нескольких элементов каната.

Повышенные требования предъявляются к соблюдению норм выбраковки стальных канатов в следующих местах:

  • где выполняются крепления;
  • там, где канат входит в соприкосновение с неподвижными и подвижными элементами конструкции;
  • на концах троса.

Для полноценной оценки используются несколько разных вариантов:

  • косвенная методика, при которой производятся вычисления линейных и угловых повреждений структуры каната;
  • визуальная оценка. Позволяет определить сохранность видимых поверхностей;
  • дефектоскопия с использованием магнитного, рентгеновского и ультразвукового излучений;
  • инструментальное измерение. Позволяет выявить степень изношенности проволок, изменение диаметра троса, изменение значений прямизны.

Канатоведущий механизм: основная оценка

Особенность методики браковки

При браковке стальных канатов производится подсчет количества оборванных проволок на длине равной 30d или 6d (d — обозначение диаметра каната). Делается это в местах соприкосновения троса с уравнительными блоками, на концевых заделках и местах обнаружения обрыва. Допустимое количество, при наличии которого может продолжаться эксплуатация, установлено Госгортехнадзором и отображено в приведенной таблице:

Примечание! Буквой n обозначается количество несущих проволок, расположенных в наружных прядях, а d — диаметр троса. Это все определяет специальная машина.

Критерии оценки степени износа стальных тросов

При определении безопасности эксплуатации канатов руководствуются следующими критериями:

  • количеством обрывов и их характером. Подсчеты делаются на определенном отрезке троса;
  • имеются ли места, в которых сосредоточены обрывы проволок;
  • степень внутреннего и поверхностного износа;
  • наличие коррозии, как внутренней, так и наружной;
  • когда одна или несколько проволок наружного слоя выходят из замка (применяется к канатам закрытой конструкции);
  • разрыв нескольких или даже одной пряди;

Канатный механизм – проверка на прочность

  • уменьшение диаметра троса в одном месте;
  • показатель площади поперечного сечения снижается;
  • присутствие корзинообразной и волнистой деформации, а также раздавливание и выдавливание прядей;
  • обнаружение повреждений, полученных в результате воздействия высокой температурой или электрической дугой;
  • параметры свивки изменены;
  • меняется интенсивность остаточного удлинения.

Как проводится оценка состояния сердцевины троса (его свойство)

Руководствуясь нормами браковки стальных канатов, они могут быть признаны неисправными даже в случае отсутствия наружных повреждений. Это происходит, если при проведении дефектоскопии обнаруживаются повреждения в сердцевине. Канат признается непригодным к эксплуатации, если проверка выявляет больше 18 % потери проволок внутренней части.

Обратите внимание! Такое оборудование, как и специалисты для его обслуживания, имеются далеко не на каждом предприятии. И это нормально, ведь постоянно проверять герметичные параметры сердцевины нет необходимости. Данные проверки обязательны только для изделий, которые должны соответствовать очень высоким требованиям по части безопасности.

Особенность методики браковки

Канат может быть выбракован даже при совершенно нормальном внешнем виде при следующих условиях:

  • произошло уменьшение диаметра на 7% (поверхностный износ или коррозия);
  • выявлено, что диаметр каната уменьшился на 10% и больше (износ внутренней части, разрывов или обмятий);
  • канат считается бракованным, если первоначальный диаметр наружных проволок стал меньше на 40% или больше. При этом неважно, произошло это из-за коррозии или износа. Для проведения замеров рекомендуется пользоваться микрометром или его аналогами, позволяющими проводить точные измерения.

Канат не может эксплуатироваться, если в нем находят следующие дефекты:

  • порваны одна или несколько прядей;
  • в наличии деформация, имеющая форму корзины;
  • сердечник выдавлен на внешнюю поверхность;
  • выявлено место с уменьшенным или увеличенным диаметром;
  • обнаружены заломы, раздавленные участки, перекручивание, перегибы.

Если для работы канала используются блоки, ручей которых футерован синтетическими материалами, или полностью из них изготовленных, то характерным считается разрушение каната изнутри при целостном состоянии наружного слоя. В этом случае производится дефектоскопия всей длины троса. Если обнаруживаются потери превышающий показатель 17,5 %, то канат изымается из эксплуатации.

Нормы выбраковки стропов

При производстве стропов руководствуются стандартом 25573-82 и РФ-10-33-93. При этом выполняются каждый из трех этапов осмотра:

При проведении ревизии особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • отсутствию расхождений между данными, указанными в паспорте изделия, и его фактическим состоянием;
  • наличие и исправность петель на концах каната;
  • присутствие повреждение или дефектов на поверхности троса;
  • в каком состоянии находятся внутренние пряди и сердечник.

Браковкой и осмотром стропов занимаются инженерно-технические работники, наделенные полномочиями проверять исправность оборудования и отвечающие за безопасность выполнения работ. Для фиксации результатов осмотра заводится специальный журнал, оформленный в соответствии с требованиями. Его регистрируют в Гостехнадзоре. На его страницах отражаются факты обнаружения дефектов и факты их устранения, а также содержаться правила хранения синтетических канатов и строп.

Стропы из стали на предприятии

Как часто нужно проводить осмотр стропов

Вне зависимости от того, на каких устройствах используются грузоподъемные стальные канаты, их осмотры должны производиться ежесменно, периодически и по специальным распоряжениям. Персонал, специализирующийся на ремонте и обслуживании оборудования, делает это в соответствии с инструкцией по эксплуатации. В его же обязанности входит выбраковка канатов нормы и правила.

Непосредственно работающий на оборудовании сотрудник должен знать, какие требования предъявляются к страховочному канату, и выполнять ежесменный осмотр до начала работы. В него входят:

  • просмотр имеющихся в журнале записей;
  • визуальное изучение состояние каната, в том числе и тех его участков, которые закреплены в зажимах, коушах и муфтах. Также проверяются места, соприкасающиеся с барабаном, блоком, шкивом и опирающиеся на башмаки.

Стальные стропы замеряются специалистами

По результатам осмотра в журнале делается соответствующая запись.

Для периодических осмотров привлекаются ответственные инженерно-технические работники. Они проводятся каждые 10 дней. Результаты также фиксируются в журнале. В ходе периодического осмотра выполняются следующие операции:

  • визуально осматривается весь канат в процессе его передвижения из начального положения в конечную точку;
  • производятся контрольные замеры диаметра с использованием необходимых инструментов.

Таким образом, проверка стропов – важная процедура, без которой нельзя начинать работу. Стальные канаты используются в процессах, опасных для здоровья и жизни сотрудников. Отсутствие проверки стропов может повлечь за собой урон телу или летальный исход, за что придется отвечать перед законом.

Проверка СИЗ от падения с высоты

Наиболее частая причина падения и главный фактор риска получения травмы при высотных работах – отсутствие или неправильное использование средств индивидуальной защиты, а также их некомплектность или несовместимость. Кроме того, несчастный случай может произойти по причине использования непригодного средства защиты. В этой статье разбираем, как должна быть организована проверка СИЗ от падения с высоты.

Читайте также:  Как узнать потерю в объеме проходящей воды после врезки?

Проводятся ли динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты?

Периодичность и объём проверок средств индивидуальной защиты от падения с высоты регламентирован п.п. 95-96 Правил охраны труда при работе на высоте, утверждённых Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.03.2014 №155н. Согласно этому документу, «динамические и статические испытания СИЗ от падения с высоты с повышенной нагрузкой в эксплуатирующих организациях не проводятся».

С 2015 года все страховочные средства подлежат обязательной сертификации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».

Кто оценивает значимость дефектов СИЗ от падения с высоты?

В процессе эксплуатации средства индивидуальной защиты от падения с высоты могут изнашиваться, портиться под воздействием неблагоприятных факторов, выходить из строя в случае срабатывания амортизационных механизмов и пр. Оценкой значимости дефектов и принятием решения о дальнейшей эксплуатации средства индивидуальной защиты согласно п. 22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н, занимается уполномоченное работодателем должностное лицо либо комиссия по охране труда.

По результатам осмотра обязательно заполняют соответствующие графы учётной карты СИЗ либо составляют отдельный формуляр. При этом п. 28 этих же правил возлагает ответственность на работника о своевременном уведомлении работодателя о неисправности выданного ему страховочного средства. Поэтому работникам, выполняющим работы на высоте, также надлежит знать, что, как и когда проверять.

Компетентное лицо по проверке СИЗ

Компетентное лицо по проверке СИЗ от падения с высоты назначается приказом по организации и должно обладать 3 группой допуска по безопасности. Помимо этого ответственный сотрудник должен знать:

  • текущие требования к периодическим проверкам СИЗ;
  • рекомендации и инструкции производителей страховочных средств.

Он должен уметь:

  • определять и оценивать значимость дефектов;
  • устанавливать степень износа СИЗ;
  • инициировать мероприятия по уходу и ремонту;
  • составлять акт о списании непригодных страховочных средств и их элементов.

Для соответствия этим требованиям назначенному лицу может потребоваться обучение, как вводное (перед началом работы), так и повышающее квалификацию (при вводе в эксплуатацию новых моделей СИЗ и пр.).

Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?

Частота проведения полных осмотров определяется инструкцией производителя, как правило, промежуток между проверками не превышает 12 месяцев. Однако компетентное лицо вправе установить более частые проверки – специальные, с учётом условий и интенсивности использования. Так, привязь сварщика чаще подвергается риску оплавления, страховочные элементы при эксплуатации на химическом заводе или в морском порту больше подвержены коррозии и т.д.

При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.

Предэксплуатационная проверка, проводимая перед каждым использованием (в том числе и перед самым первым), включает в себя:

  • визуальную и тактильную проверку состояния и функциональности СИЗ;
  • внешний осмотр анкерных устройств на предмет отсутствия механических повреждений, следов коррозии и деформации;
  • проверку наличия маркировок и срока годности изделия.

Срок годности для СИЗ от падения с высоты имеющих неметаллические элементы не должен превышать 5 лет. Для синтетических канатов — 2 года или 400 часов эксплуатации, для касок — 5 лет.

Подробнее про маркировку СИЗ от падения с высоты в статье.

Этапы проверки СИЗ от падения с высоты

В инструкциях по эксплуатации СИЗ от падения с высоты производителем излагаются основные требования и этапы проведения периодических проверок. В общем виде алгоритм полного осмотра состоит из следующих шагов:

  • анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
  • изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
  • визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
  • проверка функционирования;
  • документирование результатов проверки;
  • формулировка рекомендаций.

При наличии одного из следующих критериев СИЗ от падения с высоты подлежит немедленной выбраковке и исключению из эксплуатации. В противном случае увеличивается вероятность наступления несчастного случая, расследования и привлечения виновных лиц к ответственности. Критерии выбраковки:

  • выявлено нарушение требований безопасной эксплуатации при предэксплуатационной или периодической проверке;
  • средство было использовано для остановки падения;
  • изделие эксплуатировалось не по назначению;
  • маркировки производителя отсутствуют либо не читаются;
  • неизвестна история использования СИЗ от падения с высоты;
  • истёк срок службы или хранения;
  • изделие подвергалось ремонту, несанкционированному производителем;
  • возникли сомнения в целостности, комплектности или совместимости СИЗ.

Проверка страховочной привязи

При визуальном осмотре страховочной привязи обращают внимание на состояние следующих элементов:

  1. Ленты силовой конструкции и текстильные точки присоединения:
    • порезы;
    • износ;
    • оплавления;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
    • надрывы;
  2. Нити силовой прошивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
  3. Индикаторы срыва;
  4. Металлические точки присоединения и регулировочные пряжки:
    • деформация;
    • отметины;
    • износ;
    • коррозия;
  5. Элементы обеспечения комфорта:
    • ограничители хода;
    • прошивка защитных компонентов;
    • защитное покрытие;
    • мягкие накладки;
    • разгрузочные петли и др.

Во время функциональных проб проверяют:

  • установку ленты в пряжках;
  • функционирование быстроразъёмных пряжек ФАСТ;
  • работу регулировочных пряжек.

Проверка стропов

При визуальном осмотре стропы уделяют пристальное внимание состоянию следующих элементов:

  1. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  2. Нити в швах амортизатора, ленточного основания тела стропа, силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Канатное основание стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое загрязнение;
    • грыжи;
  4. Тросовое основание стального стропа:
    • порезы;
    • износ;
    • химическое воздействие;
    • следы коррозии;
    • сгибы;
    • скрутки;
  5. Заделка петель;
  6. Защитные коуши:
    • наличие;
    • деформация;
  7. Соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки) и механизм регулировки длины:
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  8. Защитные чехлы:
    • наличие;
    • износ.

При проверке эксплуатационных характеристик особое внимание обращают на работу запирающего механизма и эффективность работы возвратной пружины соединительных карабинов, а также на исправное функционирование механизмов регулировки длины стропа.

Проверка канатов

При визуальном осмотре канатов обращают внимание на появление дефектов в следующих функциональных элементах:

  1. Оплётка:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • отметины;
    • химическое воздействие;
    • открытие сердцевины;
    • грыжи;
  2. Нити швов в прошитых концах:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  3. Узлы:
    • форма;
    • износ.

Сердцевина каната подлежит тактильной проверке – прощупыванию, в ходе которого отмечают наличие следующих дефектов:

  • жёсткие места;
  • мягкие места;
  • загибы и перекручивания;
  • грыжи;
  • отсутствие оплётки.

Проверка зажимов

При визуальном осмотре зажима внимание проверяющего сосредотачивается на состоянии следующих элементов:

  1. Корпус и рычаг зажима, блокирующий механизм, соединительные элементы (корпус, затвор, запирающий механизм, оси, заклёпки):
    • наличие;
    • коррозия;
    • деформация;
    • отметины;
    • трещины;
    • износ;
  2. Лента амортизатора:
    • порез;
    • износ;
    • обожженные места;
    • отметины;
    • химическое загрязнение;
    • слабые участки;
  3. Нити силовой зашивки:
    • обрезанные;
    • истёртые;
    • оборванные;
    • вытянутые;
    • со следами химического воздействия;
  4. Гибкая анкерная линия:
    • порезы;
    • износ;
    • жёсткость;
    • разлохмачивание;
    • вздутие;
    • следы воздействия высоких температур;
    • химическое воздействие;
    • грыжи;
  5. Защитные коуши и чехлы:
    • наличие;
    • деформация.

На функциональных пробах проверяют:

  • работу запирающего механизма;
  • эффективность работы возвратной пружины;
  • передвижение вдоль анкерной линии;
  • остановку при воздействии нагрузки.

Проверка соединительных звеньев

При визуальном осмотре соединительных звеньев обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют работу защёлки карабина и возвратной пружины.

Проверка спусковых устройств

Спусковые устройства осматривают на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют способность к перемещению и торможению, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блок-роликов

При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.

Проверка блокирующих устройств втягивающего типа

Визуальный осмотр блокирующих устройств втягивающего типа проводят по тем же параметрам, что и осмотр стропов и страховочных привязей. На функциональных пробах обращают внимание на способность ленты свободно вытягиваться и втягиваться, а также остановку при резком приложении нагрузки.

Проверка касок

При визуальном осмотре каски обращают внимание на наличие трещин, отметин, оплавлений, следов химического воздействия. Проведение эксплуатационной проверки нацелено на оценку работы регулировочных механизмов головного, затылочного и подбородочного ремня.

Журнал осмотра страховочных привязей

По результатам осмотра страховочных привязей компетентное лицо заполняет журнал или отдельный формуляр. Требования к периодическому осмотру содержатся в ГОСТ 365-2010. Каждый производитель предлагает свой вариант бланка проверки СИЗ:

Нормы браковки стальных канатов – когда срочно нужно менять канат?

Нормы браковки стальных канатов, которые используются на вышках, лифтах, лебедках, фуникулерах, кранах, канатных дорогах и прочих подъемных сооружениях, изложены в Руководящем документе 012–97.

1 Правила контроля стальных канатов

РД 012–97, в соответствии с которым выполняется браковка канатов, рекомендован при изготовлении, эксплуатации, проведении экспертизы, проектировании, монтаже и ремонте подъемных установок для всех частных лиц, предприятий, иностранных компаний, функционирующих в РФ, организаций. Согласно данному документу контроль стальных канатов проводится:

  • периодически: каждые 10 дней;
  • ежесменно: перед началом использования подъемных сооружений.

Также предусмотрены специальные их осмотры с применением дефектоскопов.

Такие осмотры являются обязательными при технических освидетельствованиях.

Они позволяют контролировать потерю сечения стальных тросов, наличие ржавчины, возможные обрывы и износ наружных и внутренних проволок изделия. Отметим, что все указанные осмотры осуществляются вне зависимости от вида подъемного сооружения, на котором установлен канат.

При проверках повышенное внимание уделяется следующим зонам каната:

  • крепления на кабине, барабане, противовесе;
  • участки, которые проходят через уравнительные, неподвижные и подвижные блоки;
  • внутренние части, где обычно фиксируется повышенный износ конструкции;
  • участки заделки концов изделия.

Для качественной оценки канатов рекомендованы такие способы контроля:

  • косвенный (иначе говоря – деформационный): подразумевается, что техсостояние изделия оценивается по интегральной методике по угловым и линейным деформациям;
  • визуальный: осмотр специалистом, который может использовать специальные средства (в частности, те или иные оптические приспособления);
  • дефектоскопический: применяются приборы (дефектоскопы) для проведения ультразвуковой, рентгеновской и магнитоскопии;
  • инструментальный: используются измерительные средства, с помощью коих замеряются такие показатели изделия, как отклонения от показателя прямолинейности, износ проволок, сечение каната.

2 Выбраковка стальных канатов – все ее критерии

Безопасное использование изделий определяется с учетом указанных далее критериев:

  • внутренний и поверхностный износ;
  • характер обрывов проволоки и их общее количество на установленной длине;
  • локальное снижение сечения каната (учитываются и ситуации, когда отмечается разрыв сердечника);
  • коррозионные проявления (внутренние и поверхностные);
  • активное удлинение остаточного типа после приработки изделия;
  • наличие зон сосредоточения обрывов проволок;
  • разрыв прядей (одной и более);
  • изменения размеров свивки;
  • наличие деформаций, выраженных выдавливанием прядей и проволок, волнистостью, перегибами, корзионообразностью, заломами;
  • выход из замка наружных проволок;
  • наличие повреждений, обусловленных дуговым электрическим разрядом, воздействием высокой температуры;
  • снижение внутреннего сечения (поперечного диаметра проволок).

Канат немедленно бракуется в следующих случаях:

  • При снижении из-за износа сечения проволок, расположенных снаружи, на величину от 40 %. Протяженность площадки износа при этом в расчет не берется.
  • В случае уменьшения сечения стального каната, вызванного коррозией либо износом (поверхностным), на 7 и более процентов по отношению к номинальному диаметру (даже в тех случаях, когда проволоки не имеют видимых обрывов). Если разрывы или внутренний износ повредили сердечник изделия на 10 % от номинального его размера, канат также бракуется (для малокрутящихся изделий браковка должна производиться при показателе в 3 %).
  • При обрыве проволоки (под таковым также понимают ситуацию, когда одна проволока изнашивается на 40 %).
  • Увеличение сечения изделия на 7 % (явление очень опасное, так как оно обусловлено разбуханием сердечника под влиянием высокой влажности, а затем его замерзанием при понижении температуры воздуха).
  • Потеря прочности проволок выше допустимых для каждого отдельного вида подъемного оборудования стандартов. Данная потеря определяется уменьшением сечения проволок (проверка проводится дефектоскопическим методом).
  • Сплющивание изделия по длине. Оно вызвано, как правило, значительным износом ручья блока.
  • При волнистости, описываемой чрезмерно высокой спиральной формой продольной оси каната. Особую опасность представляет ситуация, при которой направления свивки стального изделия и спирали совпадают.
  • Выдавливание проволок числом три и более, фиксируемое на длине каната равной его шести диаметрам. По сути, выдавливание представляет собой расслоение конструкции, которое возникает при высоком показателе трения проволок.
  • При обнаружении (визуальный анализ) заломов, перекручивания, деформации корзинообразной формы, перегибов. При всех озвученных дефектах изделие теряет свою прочность, причем существенно.
Читайте также:  Как зафиксировать внутренние болты от сиденья унитаза без крепления?

3 Важные нормы браковки стальных канатов различных подъемных механизмов

Браковочным критерием считается удлинение стального изделия на величину более 5 процентов от его рабочей протяженности. На канатах, которые применяются на трущихся шкивах, остаточное удлинение всегда увеличивается достаточно быстро. Это становится причиной того, что один из канатов механизма может проскальзывать (даже в случаях, когда шкив оснащается натяжным приспособлением).

Канаты оттяжек и несущие изделия бракуются при повышении в процессе эксплуатации исходной протяженности участка, составляющего шесть диаметров изделия, на 9 процентов. Такой показатель сигнализирует о том, что в канате стопроцентно имеются критические деформации, способные вызвать кручение конструкции из-за порывов проволок (внутренних).

Изделие сразу же бракуется, если при проверке было зафиксировано тепловое воздействие на него. Признаками воздействия повышенной температуры являются следующие явления:

  • цвет каната на каком-либо участке изменен;
  • наличие обгорелости;
  • остатки сажи.

Чаще всего подобные симптомы обуславливаются воздействием электротока, брызг, попадающих на конструкцию при проведении сварочных мероприятий, попаданием расплавленного металла на канат.

Изделия, монтируемые на подъемные агрегаты с закрытым характером конструкции, подлежат незамедлительной замене, в соответствии с нормами браковки стальных канатов, при:

  • визуально фиксируемом дефекте замка проволок (наружных);
  • износе на 50 и более процентов фасонной наружной проволоки (величина износа определяется по ее высоте);
  • 12 оборванных фасонных наружных проволоках на всей протяженности изделия либо 3 на протяженности, равной 30 диаметрам канатам;
  • выходе хотя бы одной наружной проволоки из замка.

Малокрутящиеся изделия, которые обычно применяются в лифтовом оборудовании, бракуют при наличии восьми обрывов проволок при длине обследуемого участка в 30 диаметров и четырех на участке в 6 диаметров. Здесь стоит отметить отдельно то, что при креплении кабины лифта двумя стальными канатами, выбраковку производят для каждого из них. При необходимости разрешается менять один канат, который является более изношенным.


Срок службы металлических труб водоснабжения: нормативный и фактический ресурс водопровода

Нет, это не пищеварительная система Чужого. Всего лишь внутренности старого водопровода

Сколько служат трубы из металла для водоснабжения? Сегодня нам предстоит порыться в поисках ответа на этот вопрос в нормативной документации и узнать, за счет чего сокращается ресурс трубопроводов. Приступим.

Огласите весь список

Для начала давайте вспомним, какие именно виды металлических труб применяются в системах холодного и горячего водоснабжения.

Собственно, в настоящее время их всего четыре:

  1. Черные стальные (водогазопроводные трубы ГОСТ 3262-75);
  2. Оцинкованные стальные, произведенные по тому же стандарту;
  3. Медные;
  4. Гофрированные нержавеющие.

Любопытно: еще несколько десятилетий назад магистрали холодного водоснабжения массово прокладывались чугунными трубами. Однако сейчас их практически полностью вытеснили напорные полиэтиленовые.

Чугунный водопровод, построенный больше двух веков назад, питает знаменитые фонтаны Петергофа

Черная сталь

Сталь ржавеет. Особенно быстро она ржавеет при длительном контакте с водой. Именно поэтому заложенный в нормативные документы ресурс стальных стояков и подводок, прямо скажем, не поражает длительностью.

Нормативный срок службы

Главный документ, устанавливающий нормативные сроки службы инженерных коммуникаций в жилом здании — ВСН (ведомственные строительные нормы) за номером 58-88, принятые в 1988 году. Они регламентируют сроки техобслуживания, реконструкции и ремонта зданий.

Документ регламентирует порядок ремонта и реконструкции зданий

В приложении №3 к документу приводятся следующие цифры:

Элемент инженерной системыНормативный срок службы, лет
Стояк или подводка холодного водоснабжения из газовых труб15
Стояк или подводка горячего водоснабжения из газовых труб в здании с закрытой системой теплоснабжения (без отбора горячей воды из системы отопления)10
То же, в здании с открытой системой теплоснабжения (ГВС отбирается из контура отопления)15
Полотенцесушители в системе ГВС15

Деструктивные факторы

Какие факторы ограничивают срок службы ВГП труб без антикоррозионного покрытия:

Стальные стояки водоснабжения. Первый свищ, заставивший мокнуть потолок, появился в перекрытии

Известковые отложения и ржавчина почти полностью перекрыли просвет в водопроводной трубе

Диаметр стальных стояков подбирается с поправкой на уменьшение пропускной способности трубы из-за отложений

ИзображениеОписание
Коррозия. Ржавление трубы ускоряют нарушенный внешний слой краски, частые отключения водоснабжения (в этом случае неокрашенная внутренняя поверхность трубы контактирует с обладающим высокой влажностью воздухом) и плохая вентиляция в санузле (читай — стабильно высокая влажность).

Первые свищи появляются на продольных сварных швах (ВГП трубы ГОСТ 3262 — электросварные), на резьбах, где толщина стенок трубы минимальна, и в перекрытиях, где поверхность труб не вентилируется и (в случае стояков ХВС) непрерывно смачивается выпадающим на них конденсатом.

Зарастание труб отложениями (прежде всего известковыми солями) и ржавчиной.

Скорость зарастания прямо пропорциональна жесткости воды в регионе: там, где она по пути к потребителю размывает осадочные породы, просвет в водопроводе уменьшается гораздо быстрее. Сужение просвета приводит к падению напора воды на подключенных к водопроводу на сантехнических приборах.

Диаметр трубопровода. Чем больше внутреннее сечение трубы, тем дольше она сохраняет приемлемую пропускную способность.

Чем больше толщина стенки, тем дольше труба сможет противостоять коррозии

Толщина стенок. По ГОСТ 3262 производятся обыкновенные, усиленные и облегченные трубы.

Понятно, что усиленные до появления первых сквозных свищей прослужат дольше.

Заметьте: заросшую отложениями стальную подводку часто удается прочистить стальным тросиком или струной. Еще более эффективное разрушение отложений обеспечивается химической промывкой системы водоснабжения: щелочная или кислотная среда растворяет известь и окислы железа.

Химическая промывка способна преобразить старый водопровод

Реальный срок службы

На памяти автора минимальный срок беспроблемной службы стального водопровода ХВС в новом здании составил всего 10 лет. Дом строился и сдавался незадолго до распада Союза, в условиях жесткой экономии на стройматериалах и фактической неработоспособности советских норм и стандартов. Облегченные ВГП трубы, закупленные из соображений экономии, быстро и массово начали течь на сварных соединениях и резьбах.

Кстати: несмотря на одинаковый нормативный срок службы, указанный для черных стальных труб в системах ХВС и ГВС, трубы на холодной воде выходят из строя куда быстрее. Они интенсивно ржавеют благодаря выпадающему на их поверхности в жаркое время года конденсату и стремительно зарастают отложениями из-за отсутствия растворяющих известь и ржавчину присадок в питьевой воде.

На фото — типичное состояние стояка холодного водоснабжения после 20 лет службы

Старейшие инженерные системы из черной стали служат уже более полувека.

Помимо большой толщины стенок труб, их долгожительству способствуют:

  • Низкий уровень влажности;
  • Отсутствие конденсата на трубах ХВС;
  • Периодическая покраска стояков и подводок;
  • Низкое содержание минеральных солей в воде.

Оцинкованная сталь

Благодаря антикоррозионному покрытию оцинковка должна оказаться более долговечной по сравнению с черной сталью. Насколько?

Нормативный срок службы

Данные о нем мы можем найти в том же ВСН 58-88:

Элемент инженерной системыНормативный срок службы, лет
Стояк или подводка в системе холодного водоснабжения30
Стояк или подводка ГВС в доме с закрытой системой теплоснабжения20
То же, в доме с открытой системой теплоснабжения30

Фото позволяет сравнить состояние черных труб и оцинковки после хранения в одинаковых условиях

Деструктивные факторы

Как и почему оцинкованная труба металлическая для водоснабжения может выйти из строя?

Автор за время работы сантехником наблюдал единственный сценарий появления свищей на водопроводе из оцинковки: они возникали на сварном соединении. Строго говоря, варить оцинкованные трубы нельзя от слова «совсем»: в области шва цинк выгорает полностью. Видите ли, он испаряется уже при 900 градусах, а сталь плавится при 1400-1500.

В результате владелец оцинкованного водопровода, смонтированного на сварных соединениях, получает магистраль из коррозионно-нестойкого (хоть и местами) материала, но по вдвое более высокой цене.

Грубейшая ошибка: монтаж оцинкованного стояка водоснабжения выполнен на сварных соединениях

Как правильно монтировать оцинковку своими руками, чтобы обеспечить максимальный ресурс водопровода?

Вот инструкция, которой пользовались монтажники сантехнического оборудования в 50-60 годы прошлого века:

  • Все соединения выполняются только и исключительно на резьбах (нарезанных вручную или на токарно-винторезном станке) с использованием чугунных резьбовых фитингов;

Оцинковка монтируется исключительно на резьбах

  • Герметизация соединений выполняется сантехническим льном с пропиткой подмотки свинцовым суриком.

Зарастают ли оцинкованные трубы на водоснабжении? Отложения и ржавчина не задерживаются на их стенках, однако образование непроходимой для воды пробки при определенных обстоятельствах все же возможно. Это происходит так:

  1. В подводке водоснабжения (как правило, холодного) скапливается мусор — песок, окалина от сварки и чешуйки ржавчины. Засор формируется в том случае, если краны водоснабжения всегда открываются лишь частично, и скорость потока воды не позволяет ему унести мусор в смеситель и далее в канализацию;

Вместе с водой в трубы водоснабжения прилетает много мусора. Чтобы убедиться в этом, достаточно вскрыть аэратор смесителя

  1. Со временем скопление мусора цементируется известью и окисями железа, постепенно превращаясь в материал с прочностью камня.

Реальный срок службы

Автор статьи должен покаяться перед читателем: он не может назвать ни минимальный, ни максимальный срок службы оцинковки на водоснабжении. Дело в том, что ему ни разу не встречалась оцинкованная труба, нуждающаяся в замене из-за естественного износа.

Подводки и стояки, вскрывавшиеся после 50-70 лет эксплуатации, неизменно находились в безупречном состоянии и ничем не отличались от новых.

Оцинкованные стояки водоснабжения в подвале многоквартирного дома

Следующий металл в нашем списке — медь.

Медный водопровод: стильно и долговечно

Сколько способны прослужить эти металлические трубы для горячего водоснабжения? Каких-либо нормативных документов, устанавливающих конкретные сроки службы, не существует. Производители обещают туманные «50+» лет.

  • Старейшие медные водопроводы служат уже больше века и по прежнему находятся в идеальном состоянии;
  • Медь не деградирует со временем, не подвержена коррозии и боится лишь значительных механических воздействий: металл очень пластичен, а стенки труб имеют толщину всего лишь около миллиметра.

Деструктивные факторы

Как говорят в городе-герое Одессе, «таки их есть»:

  • Срок службы медного водопровода может уменьшиться, если вместо пайки при его монтаже использовать пресс-фитинги с резиновыми уплотнительными кольцами. За 20-30 лет резина утрачивает эластичность (в первую очередь на горячей воде) и способна дать течи;

Пресс-фитинги для медных труб. Срок службы водопровода ограничен долговечностью уплотнительных колец

  • К разрушению стенок медных труб может привести их банальная эрозия. При большой скорости потока песок и прочие взвеси стремительно разрушают мягкий металл;

Заметьте: проблема решается установкой фильтров грубой очистки и ограничением скорости потока воды значением в 2 м/с.

Фильтр грубой очистки на вводе в дом способен очистить воду от песка и взвесей

  • Порвать медный водопровод теоретически могут гидроудар и замерзание в нем воды. Однако гидроудар должен быть прямо-таки экстремальным (разрушающее давление для медных труб равно 200 — 240 атмосферам), а разморозка должна повториться как минимум 5-6 раз: пластичность меди позволяет ей выдержать незначительное изменение диаметра или длины без разрушения.

Гофрированная нержавеющая труба

Сколько прослужит гофрированная нержавейка на водоснабжении?

По мнению одного из ведущих производителей, компании Lavita — бесконечно долго. Lavita прямо указывает для своей продукции неограниченный срок службы.

Характеристики гофрированный труб Лавита. Обратите внимание на максимальное давление и срок службы

Впрочем: силиконовые уплотнители в пресс-фитингах через 30 лет все-таки придется поменять. Эта работа не представляет сложности: фитинг разбирается для замены уплотнителя парой разводных ключей за 30-60 секунд.

Каков реальный срок службы нержавейки на водоснабжении, пока нельзя сказать просто-напросто из-за ограниченного времени ее эксплуатации.

Деструктивные факторы

Единственное, что способно нанести ущерб нержавеющему водопроводу — грубое механическое воздействие. Тонкие (всего 0,3 мм) стенки легко сминаются при сильном ударе.

Толщина стенок гофрированной трубы — всего треть миллиметра

А вот пресловутых гидроударов и разморозки можно не бояться:

  • Сочетание прочности на разрыв в 210 атмосфер (по данным компании Lavita) в сочетании с гофрированием стенок, выполняющих роль демпфера, позволит водопроводу выдержать любой кратковременный скачок давления;
  • При замерзании воды гофрирование позволит трубе удлиниться и вместить увеличившийся при кристаллизации объем льда без разрушения.

Благодаря гофрированию нержавеющая труба выдерживает без разрушения гидроудары и разморозку

Заключение

Надеемся, что нам удалось удовлетворить любознательность читателя. Узнать больше о том, сколько способны прослужить трубы для водоснабжения — металлические и пластиковые — вам поможет видео в этой статье. Успехов!

Ссылка на основную публикацию