Ремонт пылесоса своими руками
Ремонт является неотъемлемой составляющей эксплуатации любой техники, поскольку любому прибору свойственно со временем ломаться. Прежде чем обратиться за помощью к специалисту либо выбросить пришедшее в негодность устройство, вполне можно попробовать разобраться в причине поломки и попробовать отремонтировать пылесос самостоятельно.
Устройство пылесоса
Возможность произвести ремонт пылесоса своими руками кроется в его простой конструкции.
Всего выделяется три основных типа приборов:
- с сухим пылесборником-мешком;
- с аквафильтром (воздушно-водяным туманным фильтром);
- с несменным пылесборником-циклоном (стационарным).
При этом модель любого типа состоит из следующих базовых компонентов:
- главный корпус, где установлен двигатель, пылесборник и система фильтрации;
- узел для сбора пыли (мешок, резервуар);
- система транспортирования мусора (шланги, насадки).
Также, независимо от типа пылесоса, в комплект поставки обычно включены шланги, переходники и насадки, которые также подвержены износу и поломке в процессе работы, как и двигатель.
Далее мы отдельно рассмотрим устройство двигателя.
Конструктивные особенности двигателя
За системой фильтрации располагается вентилятор тангенциального типа. Лопасть закрыта крышкой, элемент изготовлен в виде алюминиевых изогнутых перегородок между парой металлических плоскостей. Так образуются замкнутые каналы. Сам двигатель охвачен кожухом из пластмассы, в котором проделан выходной тракт воздушного потока.
Интересно! Поскольку в устройствах используется вентилятор тангенциального типа, коэффициент полезного действия пылесоса составляет не более 20-30%. Иными словами, при мощности потребления 1600 Вт, реальная мощность всасывания будет около 350 Вт.
Графитные (углеродные) щётки закрепляются в шахтах. Если имеется необходимость, то детали можно заточить и подогнать по размеру, чтобы они стали по месту. Каждая щётка прижата пружиной, по которой поступает электрический ток. Углерод имеет длительный срок службы и будет работать, пока полностью не износится. При этом, рекомендуется очищать медный коллектор.
Вал прикрепляется к статору с помощью двух подшипников разного размера (передний — большой, задний — маленький). Эта особенность предусмотрена для облегчения разборки двигателя. Подшипники оснащены пыльниками, которые можно осторожно снимать с помощью отвёртки для смазки.
Общие правила разборки пылесоса
Если вы заметите один из нижеприведённых признаков при работе устройства, то следует задуматься о поломке одного из конструктивных компонентов:
- Сниженная мощность всасывания.
- Изделие не собирает мелкий сор.
- В процессе эксплуатации появляется неприятный запах.
- Сильный шум и вибрация.
- Невозможность отрегулировать обороты двигателя.
- Проблемы со шнуром.
- Дым, возгорание, замыкание.
- Работа время от времени, искрение коллектора.
Полезно! Прежде чем приступить к самостоятельной разборке изделия, необходимо изучить наиболее распространённые виды неисправностей.
Основные неисправности пылесоса
Как и любой другой вид бытовой техники, пылесосы имеют наиболее характерный для них перечень неисправностей:
- Загрязнение системы фильтрации.
- Дефект двигателя или повреждение его обмотки.
- Повреждение шланга.
- Износ подшипников ротора и электрических щёток.
- Ослабление либо выпадение винтов крепления.
- Обрыв питающего провода.
- Смещение крыльчатки.
Распознать вид неисправности помогут соответствующие специфические признаки, которые мы рассмотрим далее.
Диагностика неисправностей
В подавляющем большинстве случаев причина неисправности заключается в выходе из строя мотора. Это может произойти абсолютно с каждой моделью любого производителя. Главным признаком неправильной его работы является чрезмерный шум и образование пылевого облака. Также поломка двигателя прямым образом отражается на всасывающей силе устройства.
Слабая мощность всасывания или её отсутствие также могут говорить о неисправности шланга. Также свидетельством нарушения герметичности шланга может служить чересчур тихая работа аппарата.
Снижение скорости всасывания изделия может говорить о выходе из строя подшипников. Главным признаком данной неисправности служит периодическое восстановление обычного функционирования прибора.
Причиной того, что устройство не включается, может служить обычный перелом шнура. Сначала шнур перестаёт сматываться и нормально выходить, а после его становится невозможным зафиксировать и достать, что со временем приводит к его перелому.
Процесс разборки и ремонт пылесоса
Перед разборкой аппарата подготовьте необходимые инструменты и расходники:
- набор отвёрток (обычно достаточно двух крестовых отвёрток для шурупов разного размера и двух плоских);
- плоскогубцы либо кусачки;
- пинцет;
- торцовый гаечный ключ на 12 миллиметров;
- слесарные тиски;
- круглый напильник;
- ножовка по металлу;
- пара деревянных брусочков (примерно 1×4 сантиметра);
- смазка.
После подготовительного этапа переходим к непосредственной разборке прибора. Разбирать необходимо в строгой последовательности:
- Первым делом нужно снять уплотнительную решётку, находящуюся под крышкой отделения пылесборника. Закрепляется крышка при помощи пары винтов, либо других резьбовых соединений. Выкручиваются винты посредством отвёртки с нужным сечением, по часовой стрелке.
- Далее отсоединяется блок управления и крышка пылесборника.
- Исходя из конструктивных особенностей и модели пылесоса, пылесборник либо просто вытаскивается, либо откручивается. Под ним расположена система сбора мусора, где корпус соединён с мотором.
- Чтобы попасть к мотору, нужно отделить корпус изделия от основания. В ряде моделей это делается при помощи выкручивания потайного винтика, скрытого в ручке.
- Мотор защищён специальной прокладкой из ткани, которая крепится на входе шланга. Данную прокладку нужно снимать и прочищать, а при необходимости её следует заменить.
- На следующем этапе с двигателя снимаются провода, которые подают питание. Для этого необходимо сначала открутить винтовые зажимы.
- В независимости от бренда аппарата, первым делом следует проверить подшипники, поскольку эта делать отвечать за нормальное функционирование мотора. Первичные признаки износа подшипниковой пары — неровности и трещинки — служат сигналом к замене деталей. Вместе с тем, нужно проверить целостность щётки и якоря двигателя. Если детали в нормальном состоянии, то промажьте их маслом. Пинцетом нужно вынуть пыльник, прочистить его и также смазать для профилактики.
- Теперь переходим непосредственно к мотору. Для этого сначала нужно снять кожух при помощи прямой отвёртки. Кожух прилегает к мотору достаточно плотно, поэтому необходимо немного постучать по нему, чтобы кожух отсоединился. Однако важно рассчитывать силы, иначе можно нарушить целостность компонента.
- После снятия кожуха появляется доступ к крыльчатке, закреплённой посредством встроенных гаек. Гайки крепятся при помощи клея, поэтому вам понадобится растворитель.
- Под крыльчаткой имеется четыре шурупа, с помощью которых крепится сам двигатель. Их можно просто открутить один за другим.
- При появлении свободного доступа к мотору, переходим к проверке его работоспособности. Если выявлены некоторые нарушения, то неполадки по мере возможности устраняются самостоятельно, элементы, вышедшие из строя, заменяются.
- Сборка устройства производится в обратном порядке.
Все извлекаемые компоненты и корпус нужно хорошо прочищать и протирать тряпочкой от пыли.
Полезно! Если вы решили заняться ремонтом пылесоса с возможностью влажной уборки своими руками, то вам придётся поработать с водяной помпой. Помпа является важным функциональным элементом и отвечает за подачу воды в пылесборник, место её на входе. Поэтому при ремонте такого агрегата необходимо уделить особое внимание отсоединению помпы.
Пошаговая инструкция по разборке двигателя
Теперь рассмотрим отдельно более подробно разбор самого двигателя:
- С помощью отвёртки откручиваются два болта сбоку, которые находятся в верхней части корпуса.
- Далее корпус нужно чуть повернуть и посмотреть на двигатель. Присмотревшись внимательно, можно увидеть, что вытащить его мешает катушка. Поэтому, необходимо осторожно освободить мотор от проводов и отсоединить разъёмы. Катушка, при этом, должна остаться на месте.
- После извлечения двигателя из корпуса произведите тщательную чистку.
- Далее снимается уплотняющая резинка посредством откручивания боковых болтов.
- С помощью отвёртки нужно разъединить две половинки корпуса мотора и вынуть мотор из кожуха (этот момент был описан выше в общих положениях по разборке прибора).
- В верхней части мотора имеются завальцовки, которые следует выгнуть в другую сторону. Две половины нужно разъединить и освободить турбину от корпуса.
- С помощью торцевой головки на 12 миллиметров надо открутить болт. Статор следует заклинить заранее подготовленными брусочками из дерева, придерживая конструкцию.
- Турбина снимается, после чего снимается шайбочка и откручиваются болты.
- В нижней части находится четыре винта, которые также откручиваются.
- Затем снимаются щётки, выбивается якорь. Гаечный ключ вставляем в отверстие и стучим молотком по нему. После этого мотор будет легко извлечён и готов к проверке.
Когда лучше обратиться за помощью к мастеру
Устранив неисправность изделия самостоятельно, вы сможете значительно сэкономить свои деньги. Однако, не всякую поломку можно устранить своими руками, есть ряд случаев, когда просто необходимо обратиться за помощью специалиста.
Признаками серьёзной поломки пылесоса являются:
- Посторонний шум, гул, вибрация, хлопки, искры.
- Перегрев при недлительной эксплуатации.
- Запах сгоревших проводов.
- Самостоятельное резкое выключение аппарата.
Если вы обнаружили один из этих признаков, отключите изделие, отсоедините шнур от электросети и по возможности обратитесь к мастеру.
Кроме этого стоит помнить, что разборка прибора требует опыта проведения подобных мероприятий. Если вы не имеете данного опыта вообще, то лучше будет сразу обратиться за квалифицированной помощью в центр сервисного обслуживания.
Ремонт пылесоса своими руками: какие поломки чаще случаются и как их устранить
Обойтись без пылесоса в быту при современном дефиците времени практически невозможно. Многофункциональная техника позволяет выполнять уборку жилища качественно, обеспечивая очистку поверхностей и воздуха. О полезных качествах моющих моделей вообще говорить не приходится. Но что делать, если внезапно техника вышла из строя?
Прежде чем отнести пылесос в мастерскую, стоит разобраться в поломке. В некоторых случаях ремонт пылесоса реально выполнить своими руками в домашних условиях.
Как устроен пылесос
Доступность самостоятельного ремонта обусловлена простым устройством пылесоса. Специалисты выделяют три типа конструкций:
• с мешком для сбора пыли;
• с воздушно-водяным туманным фильтром;
• со стационарным пылесборником (циклоном).
Любая модель имеет следующие составляющие элементы:
• узел для сбора пыли (мешок, ёмкость);
• система транспортировки мусора (шланги, насадки);
• основной корпус, в который вмонтирован агрегат, пылесборник, система фильтрации.
Вне зависимости от разновидности пылесосы комплектуются шлангами, переходниками, насадками, которые в процессе эксплуатации также могут сломаться.
Правила разборки пылесоса
Чтобы выяснить причину поломки и устранить её, потребуется разборка пылесоса. При выполнении работы стоит соблюдать следующие правила:
• предварительно отключить шнур от электросети;
• отсоединить узел транспортировки пыли (шланги);
• вынуть и очистить пылесборники, осмотреть фильтры;
• откинуть крышку, открывающую доступ к пылесборнику;
• вынуть НЕРА фильтр;
• открутить винты, фиксирующие крышку с доступом к агрегату;
• первым обнаруживается вентилятор, его нужно извлечь (шляпки винтов выкручивать не надо, они сидят на резьбе, следует отсоединить гайки на шпильках);
• вынуть разъём питания двигателя из гнезда.
Последовательные действия открывают доступ к барабану сетевого кабеля.
Какие поломки пылесоса чаще случаются, как их устранить
Фильтры
Прежде чем разобрать корпус, стоит проверить все фильтры в пылесосе. Именно их засорение приводит к снижению мощности техники, автоматическому отключению или даже перегоранию.
Очистить поролоновые фильтрующие прокладки просто, достаточно промыть их под проточной водой и просушить естественным способом. При накоплении большого количества пыли на бумажном фильтре рекомендуется произвести его замену.
На некоторые пылесосы приобрести фильтры НЕРА очень сложно ввиду обновления ассортимента новыми моделями. Отчаиваться не стоит, очистное устройство легко смастерить своими руками. За основу берутся:
• корпус старого фильтра (в виде рамки);
• вкладыш воздушного фильтра любого внедорожника (самый доступный по цене на УАЗ).
Для начала нужно удалить бумажную гармошку из рамки, которую нужно хорошенько помыть, просушить и обработать поверхности раствором на основе спирта (с целью обезжиривания).
Далее салонный вкладыш раскраивается по параметрам рамки и фиксируется на неё с помощью клея, нанеся его предварительно по контуру. Неиспользованный фильтр (с которого производилась обрезка) стоит упаковать в полиэтиленовый мешок, чтоб он не всасывал при хранении пыль. Позже можно будет снова сделать замену вкладыша.
Шланг
Помимо фильтров повлиять на работу пылесоса может забитый шланг. Нередко там образуется пробка из волосков или шерсти и большого количества пыли. Удалять загрязнение следует аккуратно, чтоб не повредить стенки гармошки.
Если шланг чист, а тяга при всасывании пыли плохая, что стоит осмотреть поверхность шланга на предмет обнаружения трещины. Для устранения этой проблемы можно использовать любые подручные средства: скотч (лучше фольгированный, он более эластичный), латку из тонкой резины, силиконовую накладку и др.
Если разрыв получился перед стыковочным узлом, то достаточно обрезать кусок испорченного шланга и подсоединить к обжиму слегка укороченный вариант. Восстановить целостность транспортировочной детали при разрыве посредине также просто с помощью термоусаживаемой трубки. Её обрезают нужной длины и надевают на шланг, доводя до места разрыва. После теплового воздействия, которое создаётся обычным бытовым феном, трубка плотно прилегает к повреждённому участку.
Сетевой шнур
После правильной разборки внутренностей корпуса можно добраться до барабана сетевого шнура. Зачастую кабель просто отсоединяется от узла, что прекращает подачу питания от сети. При выявлении обрыва проводов, следует выполнить новое соединение. Все скрутки или места спайки должны быть заизолированы специальной лентой.
Двигатель
К ремонту двигателя можно приступать только при наличии опыта работы с электрооборудованием. Для качественного выполнения работы необходимо помимо знаний иметь специальные измерительные приборы.
Когда лучше обратиться за помощью к мастеру
Устранение небольших проблем позволяет сократить расходы из семейного бюджета. Но бывают случаи, когда целесообразней обратиться за квалифицированной помощью. Это обойдётся в конечном итоге дешевле.
Итак, поход в мастерскую обязателен, если отмечаются следующие признаки серьёзной поломки:
• при включённом двигателе слышится сторонний шум, гул, вибрация;
• перегрев при непродолжительной работе пылесоса;
• запах перегоревших проводов;
• автоматическое отключение техники;
• при хлопках, искрах и других сторонних звуков.
При обнаружении подозрительного признака следует немедленно выключить пылесос, отсоединив шнур от сети питания.
Диагностика и профилактика неисправности в пылесосах
Для обнаружения неполадок в пылесосе или чтобы проконтролировать ремонтников, необходимо иметь базовые знания по строению этой техники. А это никогда не бывало лишним.
В основном все пылесосы устроены одинаково, разница состоит только в некоторых дополнительных функциях. Этот бытовой прибор состоит из инерционного насоса, благодаря которому происходит эффект всасывания. Воздух через специальную насадку проходит по трубе, той которую держит человек, и попадает в пылесборник. По конструкции они бывают нескольких типов: мешки, водные и циклоны. Именно благодаря такому приспособлению внутри пылесоса оседает пыль и грязь.
Пылесборники обязательно необходимо прочищать, чтобы он не переполнился мусором.
Рассмотрим же основные причины неполадок пылесоса.
Бытовой прибор не всасывает воздух. Причиной этой неисправности может быть засоры шланга, пылесборника или фильтра, что мешает дальнейшему прохождению воздуха по трубе. Проблема может быть решена просто прочисткой засорений в шланге или трубке, сменой и очисткой содержимого пылесборника.
Не включается пылесос. Причин этой неисправности может быть несколько.
1. Неисправность проводов питания. Эта проблема может быть определена только в сервисном центре. В случае актуального гарантийного срока лучше не вскрывать технику, а сразу отправиться к специалистам.
2. Срабатывает защита от перегревания бытовой техники. Причин перегрева пылесоса может быть много, начиная от высокой температуры в комнате и заканчивая переполненным пылесборником. Эта поломка недопустима в бытовых приборах с функцией мойки, так как там предусмотрено реле, которое отключает прибор в случае нагревания.
При выключении данного вида техники и при горячем корпусе пылесоса можно заподозрить перегрев и, соответственно, срабатывание защиты от него. Выходом в такой сложившейся ситуации будет ожидание, когда пылесос охладится. Потом можно продолжать дальнейшую уборку.
3. Поломка электродвигателя. Основная причина такой неисправности – это поломка коллекторного узла. Если гарантия уже не распространяется на прибор, можно починить его самому. Устранение такой поломки в мастерской обойдется в хорошую сумму, в то время как деталь в магазине стоит копейки.
Если признаки неисправности это выбило пробки или с вашего бытового прибора пошел дым, то произошло короткое замыкание внутри пылесоса. Основная причина возникновения такой неисправности – это попадание воды в конструкцию техники. Единственным выходом из этой ситуации будет разборка и просушивание агрегата, иногда эта процедура может занимать до месяца времени. Если попадание воды невозможно то, скорее всего, произошло замыкание в районе коллекторного узла. Необходимо осуществить чистку этой запчасти, и бытовой прибор будет пригоден для последующей уборки.
Короткое замыкание возможно и при выходе из строя подшипников устройства. В этом случае появится свист или скрежет при работе бытовой техники. Такая неисправность грозит заклиниванием электродвигателя и последующим перегревом, выключением домашнего помощника. Для устранения этой проблемы лучше отнести прибор в мастерскую или отдать в сервисный центр и они проведут диагностику и ремонт пылесоса.
Если пылесос начинает работать попеременно или не включается вовсе, нужна проверка рабочего состояния розетки.
А также нужно пересмотреть:
- вилку питания и исправность всех наружных проводов прибора;
- кнопку включения бытовой техники;
- электрическую схему, наиболее проблемные места спаек и в точках соединений проводов;
- шланг засасывания пыли (в нем возможен засор).
Работа бытового прибора характеризуется перебоями и искрением внутри техники. Такая неисправность, скорее всего, характеризуется износом угольных щеток, это приводит к перегреву пылесоса. Если прибор в абсолютном порядке, то причин может быть несколько:
- короткое замыкание в мотке якоря или стартера
- чрезмерная нагрузка на электродвигатель.
Устранение таких неполадок возможно только в сервисном центре и специалистами.
А для того чтобы ваш домашний помощник работал более долговечно, нужно придерживаться основных правил использования данной техники.
- Пылесосы в своей конструкции имеют много быстровращающихся деталей. Если в вашей модели нет защиты от перегрева, делайте паузы во время работы. Таким образом вы убережете домашнего помощника от задымления и выхода из строя.
- В среднем продолжительность работы устройства не должно превышать получаса. Но если есть встроенная функция охлаждения, то время функционирования продлевается до двух часов. По истечению этого срока любому бытовому прибору нужно остыть.
- Следите за наполнением пылесборника. Нельзя стирать или мыть под водой фильтры, несколько раз в пару лет меняйте графитные щетки и смазывайте подшипники.
При постоянном уходе за пылесосом этот прибор станет хорошим помощником в домашнем хозяйстве.
Точка J
Обзоры и рейтинги статьи
Ремонт пылесосов Самсунг своими руками: типичные поломки + способы их устранения
Благодаря бытовой технике, владельцы жилища обретают полноценный комфорт — использование тех же пылесосов существенно снижает физическую нагрузку, затрачиваемую на уборку квартиры или частного дома.
Между тем даже высокотехнологичная техника не вечна, что говорит об одном – когда-то приходит время ремонта или замены. Правда, удобные и практичные продукты, к примеру, фирмы Samsung быстро заставляют пользователей привыкнуть к работе с ними.
Поэтому именно ремонт пылесосов Самсунг видится их владельцам приоритетным решением по отношению к полной замене неисправных аппаратов.
- Можно ли починить пылесос самостоятельно?
- Мелкие дефекты пылесосов
- Проблема #1 — снижение эффективности фильтров
- Проблема #2 — отработавший свое фильтр НЕРА
- Проблема #3 — разрыв гофрированного шланга
- Проблема #4 — блокировка движения механизмов
- Серьезные поломки пылесосов Самсунг
- №1 — кнопка включения и питающий кабель
- №2 — регулятор мощности всасывания воздуха
- №3 — электродвигатель бытового пылесоса
- Выводы и полезное видео по теме
Можно ли починить пылесос самостоятельно?
Большая часть моделей уборочной бытовой техники корейской фирмы представлена конструкциями относительно простыми в техническом плане. Соответственно, в большинстве случаев ремонт таких изделий также довольно прост.
Очевидно, что сложность выполнения ремонтных работ полностью соотносится с конкретным узлом или деталью. Так, устранить небольшой прорыв на гофрированном шланге значительно проще, чем заменить разбитый подшипник электродвигателя.
Рассмотрим часто проявляющие себя неисправности бытовых пылесосов корейского производства и возможные способы устранения таких дефектов в домашних условиях.
Логично заметить: при всем уважении к сервисным мастерским, сумма оплаты услуг за ремонт в сервисе нередко приближается к стоимости нового пылесоса.
Мелкие дефекты пылесосов
Незначительные дефекты обычно не вызывают глобальной неисправности аппарата. Пылесос Samsung продолжает работать, но технические параметры уже не соответствуют образцовым значениям.
В результат снижается сила тяги и одновременно возрастает потребляемая мощность техники. Соответственно, снижается качество уборки, но главное – усиливаются риски появления более серьёзных дефектов.
Поэтому незначительные неисправности игнорировать не следует. Напротив – их следует устранять как можно скорее.
Классические дефекты такого рода для пылесосов Samsung:
- снижение эффективности НЕРА фильтра;
- засорение сетки-фильтра циклона;
- блокирование турбины щётки посторонними предметами;
- блокировка вращения колёс инородными элементами;
- засорение трубки-штанги;
- разрыв гофрированного шланга.
Рассмотрим каждую отдельную группу дефектов более подробно.
Проблема #1 — снижение эффективности фильтров
Как правило, все существующие модели уборочной техники от компании Самсунг оснащаются фильтрующими компонентами многократного обслуживания.
То есть, после каждой уборки владелец аппарата изымает фильтры, промывает, продувает и возвращает на место. Цикличность многократная.
Тем не менее материал фильтра невозможно очистить досконально. С каждой чисткой поры материала забиваются микроскопическими частицами всё больше.
Наконец, приходит тот момент, когда фильтр утрачивает эффективность пропускания воздуха до 50% и ниже. Это уже предел, который нарушает технологический принцип функционирования пылесоса.
Мотор продолжает трудиться на полную мощь, но сопротивление на стороне всасывания и нагнетания увеличивает нагрузку. Возрастают токи, обмотка и, соответственно, детали электродвигателя сильно нагреваются.
Если продолжать эксплуатировать технику в таком состоянии, недалёк тот день, когда мотор попросту заклинит или сгорит.
Какой выход? Конечно же, полная замена фильтрующих элементов на всех ступенях, включая фильтр НЕРА. Обычно фильтрующий материал любого типа (поролон, пористая губка, сипрон) доступен в продаже.
Проблема #2 — отработавший свое фильтр НЕРА
Немного сложнее с материалом НЕРА, но и здесь можно найти выход. То есть, пользователю достаточно купить подходящий материал, вырезать элементы нужного размера и применить их взамен материала, утратившего эксплуатационное качество.
Поставить же самодельный вариант фильтра НЕРА несколько сложнее. Потребуется аккуратно раскрыть каркасную двойную сетку, обычно каркас сделан из пластика), чтобы извлечь фильтрующий материал на замену.
Необходимо по периметру надрезать острым канцелярским ножом область сопряжения двух пластин, после чего небольшим усилием разделить каркас на две части. Далее заменить полотно НЕРА новым и вновь склеить каркас-держатель.
То же самое относится к фильтру-сетке и к фильтру защиты электродвигателя, которые используются в циклонных моделях.
Как первый, так и второй фильтры плотно забиваются грязью, кстати, по вине пользователей, которые нарушают режим заполнения контейнера выше указанной метки. Бывают случаи засорения трубки-штанги. Устраняются засоры чисткой.
Проблема #3 — разрыв гофрированного шланга
Аксессуар, соединяющий вход пылесоса и трубку-штангу с рабочей насадкой, — гофрированный мягкий шланг, повреждается в точках мягких складок по причине износа материала или в результате прилагаемых к этой точке нагрузок.
Традиционными точками повреждений являются места стыков шланга с патрубком-замком или с патрубком трубки-штанги.
Процесс ремонта в таких случаях не представляет особых сложностей. Достаточно отрезать шланг чуть дальше от места порыва и удалить аккуратно остатки из внутренней части патрубка (заводское крепление бывает клееное).
Внутренняя часть патрубка обычно имеет резьбу точно под навивку шланга. По этой резьбе отрезанный шланг попросту вкручивается внутрь патрубка и на этом ремонт можно считать завершенным.
Практика показала – в каких-то дополнительных креплениях с помощью клея нет никакой необходимости.
Если порыв образовался в центральной части гофрированного шланга (или, к примеру, нужно удлинить аксессуар), в таких случаях удобно использовать кусок резиновой камеры от шины велосипеда.
По размерам и с учетом плотной обтяжки такой материал подходит идеально. Предварительно части шланга подрезаются и склеиваются, а затем поверх созданного стыка натягивается резиновая муфта из велосипедной шины. Муфта шириной 30-40 мм тоже «садится» на клей.
Проблема #4 — блокировка движения механизмов
Эти неисправности присущи таким механизмам, как турбина щётки, а также (изредка) шасси колес. Оба узла имеют вращающиеся детали – валы, шестерни, кольца. Во время уборки в область этих узлов неизбежно попадают волосы, нитки и даже тонкие мелкие металлические проволоки.
Эти частички мусора наматываются на валы шестерен, колец, колёс и со временем скапливаются в таком большом количестве, что полностью блокируют вращательное движение.
Подобные моменты также сказываются на работе пылесоса, способствуют повышению нагрузки на двигатель, заставляют пользователя увеличивать тяговые усилия на гофрированном шланге, который повреждается в местах складок.
При таком состоянии, первым делом следует разблокировать движение узлов. Турбо-щетку нужно разобрать (производителем предусмотрена разборка) и тщательно вычистить внутреннюю область.
Для доступа к внутренней области больших колес пылесоса придется снять корпус, отвернув несколько винтов снизу. Оба действия вполне доступны для выполнения своими руками.
Серьезные поломки пылесосов Самсунг
Ремонт серьезных дефектов, как правило, требует вмешательства специалистов. Однако и здесь некоторые из неисправностей доступны для ремонта своими руками. Например, заменить неисправный сетевой выключатель владелец вполне может сам.
№1 — кнопка включения и питающий кабель
Неисправность сетевого выключателя не дает включить аппарат в работу либо при включении нет фиксации рабочего режима. В первом случае реакция при активации кнопки нулевая.
Во втором случае пылесос запускается при нажатой клавише, но сразу отключается, стоит пользователю отпустить кнопку.
Работоспособность сетевого выключателя легко проверить тестером – прибором электромеханика. Нерабочая кнопка не создаёт контакта между клеммами в любом положении.
Кнопка с нарушением фиксации создает контакт только в нажатом положении. Подключением щупов тестера на клеммы кнопки можно проверить работоспособность всех положений.
Наряду с коммутацией сети неисправным может быть также питающий кабель пылесоса. Проверяется сетевой шнур тем же тестером.
Проверка сетевого шнура предполагает также тестирование розеток питания, которыми владелец пользуется, включая пылесос в работу.
№2 — регулятор мощности всасывания воздуха
Модулем регуляции мощности всасывания комплектуются многие модели Samsung. По сути, этот модуль является регулятором частоты вращения вала электродвигателя, установленного внутри пылесоса.
Модуль представляет собой электронную схему (относительно несложную) на базе тиристоров.
Неисправность модуля — обычно выход из строя тиристора — влечет за собой либо невозможность запустить пылесос, либо полное отсутствие возможности регулировать производительность аппарата.
В любом случае требуется разборка пылесоса, демонтаж модуля регуляции и замена компонентов, вышедших из строя.
Здесь достаточно проблематично работать своими руками без наличия определенных навыков, например, умения отличать резистор от конденсатора или умения держать в руках паяльник. Однако при желании эти качества электронщика несложно освоить.
№3 — электродвигатель бытового пылесоса
Сложной неисправностью, конечно же, считается выход из строя электродвигателя пылесоса. Как правило, в составе конструкций современной бытовой техники, выпускаемой под маркой Samsung, используются двигатели осевого типа, частота вращения которых достигает 20000 об/мин.
Вращение с такой высокой частотой сопровождается значительными нагрузками на опорные подшипники. Поэтому одной из частых неисправностей пылесосов Samsung является дефект подшипников. Что обычно сопровождается повышенным шумом работы аппарата, иногда очень сильным.
Работа по замене подшипников пылесоса своими руками отличается сложностями, но вполне выполнима. Однако изначально придется разобрать все содержимое конструкции уборочной техники, чтобы добраться до мотора.
Конечно же, в процессе разборки пылесоса рекомендуется фиксировать последовательность установки деталей, записывая на бумаге, или можно фотографировать на смартфон.
На демонтированном двигателе потребуется снять контактные щетки и кожух крыльчатки. Этот процесс относительно несложный.
Контактные щетки, как правило, крепятся одним винтом и легко вынимаются из установочных ниш. На кожухе крыльчатки (внешняя половина) нужно аккуратно отогнуть четыре точки вальцовки и применяя некоторое усилие, стянуть кожух.
Самый сложный процесс – отвинчивание гайки, которой на валу двигателя закреплена крыльчатка. Умельцы «своими руками» применяют для этих целей разные способы:
- зажимают коллектор двигателя деревянными чурками;
- наматывают на коллектор изолированный провод;
- пропиливают паз по торцу вала.
В итоге крыльчатку удаётся снять. Дальше – «дело техники» — вынимается тяговым усилием вал, и меняются дефектные подшипники. Затем сборка в обратном порядке.
Электрические дефекты двигателей – обрыв, межвитковое замыкание обмотки, прожог коллектора – явления относительно редкие, но тоже имеют место. В таких случаях обычно электродвигатель меняется на другой (новый) экземпляр.
Выводы и полезное видео по теме
На тему ремонта гофрошланга можно посмотреть видеоролик, где автор рассказывает обо всех нюансах этой несложной для домашнего мастера операции:
Способ выпиливания паза по торцу вала при разборке двигателя от пылесоса подробно рассмотрен в следующем видеоролике:
Как оказалось, устранить мелкие поломки несложно в домашних условиях. Причем не обязательно для этого иметь познания в электромеханике и опыт ремонтных работ — большинство проблем исчезает после чистки или замены отдельных элементов и аксессуаров, таких как фильтры, щетки, труба.
Если же у вашего пылесоса наблюдается более серьезная проблема, связанная с двигателем или микросхемой, а вы совершенно не разбираетесь в этих вопросах, то проще будет обратиться в сервисную службу для оказания квалифицированных услуг. Тем более что у техники бренда Самсунг предусмотрено бесплатное обслуживание в течение гарантийного срока.
Ремонтируем пылесос своими руками: универсальная инструкция + 20 наглядых видео
В квартире пыльно. Надо бы прибраться. Техника уже включена в розетку, вы нажимаете кнопку, но ничего не происходит. Что делать — непонятно: нести в ремонт или попробовать отремонтировать пылесос своими руками. Давайте разбираться.
Инструкция универсальна и подойдет для большинства моделей: AEG / АЕГ, Bosch Ergomaxx / Бош Эргомакс, Bimatek / Биматек, Bissell / Бисселл, Black Decker / Блэк Декер, Bork / Борк, Clever Clean / Клевер Клин, Daewoo / Дэу, Deebot / Дебот, Dexter / Декстер, Dyson / Дайсон, EIO Targa Duo / Эио Тарга Дуо, Electrolux Ergorapido, ZAC, TwinClean / Электролюкс Эргорапидо, ТвинКлин; Elenberg / Эленберг, GiNZZU / Гинзу, Gorenje / Горенье, Gutrend / Гутренд, Hansa / Ханса, Hilti / Хилти, Hitachi / Хитачи, Hoover / Хувер, Iclebo / Иклебо, iLife / Айлайф, Kambrook / Камбрук, Karcher SE / Керхер, Kirby / Кирби, Kitfort / Китфорт, LG Kompressor, VK / ЛГ, ЛЖ, ЛДжи или, как принято, Эл-Джи Компрессор; Makita / Макита, Metabo / Метабо, Midea / Мидея, Miele / Миеле, Миле или даже Милле, Moulinex / Мулинекс, Neato / Неато, Nilfisk / Нилфиск, OBI / ОБИ, Panasonic / Панасоник Panda / Панда, Polaris / Поларис, Philips HR, Triathlon / Филипс Триатлон (иногда его забивают, простите, как «пхилипс»); Rainbow SE / Рэйнбоу, Redber / Редбер, Redmond / Редмонд, Roboclean / Робоклин, Rolsen / Ролсен, Roomba / Румба, Rowenta / Ровента, Samsung SC, VC, Twin / Самсунг SC, VC, Твин; Sanyo / Саньо, Scarlett SC / Скарлет, Seebest / Сибест, Singer / Зингер, Shivaki / Шиваки, Siemens Super 510 / Сименс Супер 510, Siemens-Electrogerate, Tefal / Тефаль, Thomas Twin / Томас Твин, Thomson / Томсон, XRobot / Иксробот, VAX / Вакс, Vitek / Витек, Xiaomi Redmi / Сяоми Редми, Zanussi / Занусси, Zelmer Aquawelt / Зелмер Аквавельт, Zepter / Цептер, советских и российских — Буран-5м, Вихрь, Ракета, Тайфун, Урал-3, Штиль и любых других производителей, включая автопылесосы, электропылесосы, роботы-пылесосы, аккумуляторные, вертикальные, встроенные, моющие, промышленные, садовые и строительные модели… Фух. Лишь бы были ремонтопригодные.
Характерные поломки разных типов пылесосов
У пылесосов может быть три вида пылесборников: мешок, система «циклон» и аквафильтр. Каждый из них обладает своими особенностями как в работе, так и в поломках.
Обычный пылесос с мешком
Как работает: вдуваемый воздух проходит через мешок. Пыль оседает на фильтре ультраочистки (HEPA) и доходит до отсека с мотором. Фильтр выполняет две функции — «берет» на себя пыль и выступает в роли компрессора.
Самые частые неисправности:
- Порванный или забитый пылесбоник,
- Засорившиеся фильтра,
- Обрыв провода,
- Стертые угольные щетки в моторе.
Как предотвратить: внимательно следите, что пылесосите. Если услышите посторонние звуки при работе или сильный перегрев корпуса — проверьте и замените фильтры. Некоторые модели сами выключаются и очищают аэрофильтр, если падает мощность втягивания воздуха.
Циклонный фильтр
Как работает: вдуваемый воздух проходит через пылесборник, где образуется сильный воздушный поток. «Вихрь» разбрасывает частички мусора по стенкам бака, чтобы они не могли вернуться назад. Отходы оседают в пылесборнике и на системе фильтрации — сеточках, губках и HEPA-фильтре.
Частая неисправность: если контейнер забит мусором, металлические и острые предметы пробивают фильтр, попадают в мотор и ломают его.
Как предотвратить: очищайте пылесборник перед каждой уборкой.
«Водяной» фильтр
Как работает: в пылесборник (обычно выполене как контейнер круглой или квадратной формы) заливается вода. Воздух, прошедший через телескопическую трубу, взбивает воду до маленьких частиц и выпускает ее под передний козырек. Пыль проходит путь от шланга до дна пылесборника, где и оседает. То, что осталось, проходит сквозь, в том месте, где остается влага. Очищенный воздух без влаги проходит через мотор и охлаждает его.
Частые неисправности:
- при плохом уходе за пылесосом на HEPA-фильтре, из-за высокой влажности быстро появляется грибок и плесень. Споры плесени выдувается наружу при уборке (мы ощущаем ее по запаху сырости) – требует замены;
- в некоторых моделях на стыке шланга и корпуса бьют тонкие струйки воды – уплотнили смялись или порваны.
Как предотвратить: заливать в резервуар только чистую воду и только до определенной отметки, указанной на корпусе. Чистить, мыть и хорошо высушивать все детали, участвующие в уборке.
Основные детали пылесоса
Чтобы определить нашу поломку, разберём, как работают различные элементы техники.
Фильтры
Именно они берут на себя основной удар по обработке мусора. Первым делом проверьте именно их: лишний мусор ухудшает всасывание, ведет к отключению во время уборки или вообще к перегоранию.
Очистить фильтр несложно — промойте водой и дайте высохнуть, не ставя на батарею и не обдувая феном.
Шланг
В шланге могут образовываться «пробки» из носков, тряпок, волос, шерсти домашних животных или просто большого количества пыли. Если мусор уже накопился, удаляйте его аккуратно, чтобы не повредить внутренние стенки шланга.
Возможно, нет никаких «пробок», а дело в дыре или трещине. Проблему можно решить подручными способами:
- замотать очаг поражения строительным скотчем;
- сделать заплатку из тонкой резинки или накладку из силикона.
Щетка
Щетка собирает крупный мусор и поднимает ворс ковра, для более эффективной уборки пыли. Со временем она засоряется и перестаёт цеплять пыль. Стандартную щетку достаточно просто очищать от наматывающихся волос, ниток, шерсти, например, после 2-3 циклов уборки.
Турбощетка состоит из валика, на котором нанесена щетина из пластмассы: валик вращается и собирает мусор щетиной. Без своевременной очистки турбощётка забьётся так же быстро, как и обычная.
Шнур и провод
Шнур может быть перебит, порван или отсоединен от управляющей платы, от чего электроэнергия не поступает к двигателю. Его нужно заменить и плотно заизолировать место нового соединения.
Может сломаться втягивающий провод механизм, тогда техника не будет сматывать кабель внутрь корпуса. Что с этим делать, в инструкции чуть ниже.
Двигатель
Ремонт двигателя и его диагностика — забота профессионала. Даже не пробуйте что-то починить, если не разбираетесь в электротехнике.
Платы управления
Так же, как и с двигателем, не пытайтесь перепаять плату, не зная её принцип работы и правила ремонта. Может выйти еще хуже.
Самые частые поломки
Не включается
Если пылесос перестал включаться или заглох во время уборки, проверьте:
- исправна ли розетка — попробуйте подключить в нее другие электроприборы;
- целы ли штепсель и провод — шнур часто заламывается и рвутся жилки внутри оболочки;
- кнопка включения «западает» или регулятор мощности (на некоторых моделях регулятор оборотов расположен на трубке со шлангом) замкнул из-за «старости»;
- насколько заполнены пылесборник и фильтры — скорей всего, их придется почистить;
- попали ли в шланг крупные предметы — носки, игрушки и так далее;
- идет ли от пылесоса запах гари — возможно, сгорела обмотка якоря, статора или весь мотор целиком.
Кроме того, пылесос может отключаться после долгой уборки от перегрева. В таком случае подождите полчаса и попробуйте включить прибор заново.
Не собирает мусор
Если пылесос начал гудеть и плохо всасывать мусор, ему можно оказать первую помощь:
- Очистите пылесборник.
- Проверьте, не застрял ли в трубе или щетке посторонний предмет (например, носок). Если предмет застрял в щетке, достаньте его, если в трубе — аккуратно протолкните длинной палкой к началу или концу трубы. Промойте трубу и щетку водой, чтобы убрать мелкий мусор.
- Осмотрите все имеющиеся фильтры. Прополощите и тщательно осушите аэрофильтр тонкой очистки. Установите обратно в прибор и попробуйте пропылесосить.
- Проверьте мусороприемник: в нем тоже может быть лишний мусор. Если есть — хорошо прочистите или постирайте тканевый мешок.
Пахнет паленым
Если во время уборки остановился двигатель и появился запах гари или пошел дым, дело в обмотке электромотора. Ремонт будет не быстрым, но сделать его можно своими руками:
- Выкрутите все болты из корпуса прибора.
- Отодвиньте крышку корпуса и катушку с проводами. Вытащите двигатель.
- Выкрутите болты с боковых сторон и извлеките уплотнительную резинку.
- Отделите корпус на составляющие, используя отвертку.
- Вытащите из защитной емкости двигатель.
- Отогните вальцовки и отсоедините мотор, открыв доступ к турбине. Там вас будет ожидать болт.
- Открутите болт у турбины торцевой головкой соответствующего диаметра. Крепко держите не только статор, но и все прочие детали.
- Выкрутите все, что соединяет и блокирует доступ к щеткам.
- Достаньте щетки.
- Выбейте якорь при помощи ключа и молотка.
- Проверьте подшипники. Смажьте их маслом, если требуется.
- Замените нуждающиеся детали и соберите все в обратной последовательности.
Шнур не фиксируется
Если после уборки провод отказывается возвращаться в катушку или во время уборки произвольно скатывается в «гнездо»:
- Снимите крышку прибора.
- Вытащите барабан, а также цилиндрическую пружину рычага, вместе со втулкой.
- Извлеките тормозной ролик и рычаг.
- Замените поврежденные детали (спиральная пружина, опора и пр.)
- Настройте нужное натяжение шнура в катушке.
- Соберите барабан и установите на его привычное место.
- Попробуйте, фиксирует ли стопор шнур.
- Соберите конструкцию в обратной последовательности.
Аккумулятор не заряжается
Не исключено, что беспроводной пылесос сломался именно из-за проблем с аккумулятором, особенно если он уже старый. Идеально менять батарею раз в 2-3 года: за этот период батарея полностью терфяет способность накапливать и отдавать энергию, так как циклов заряда-разряда было более 300-400. Постепенно снижается мощность всасывания, батарея долго заряжается и быстро разряжается. Здесь уже ничем не поможешь кроме полной замены.
Сильные механические повреждения
Это проблемы, связанные с различными ударами, резкими движениями и прочими повреждениями, оказывающие сильное влияние на состояние агрегата: пробитие корпуса, выпадение ручки, поломка крепления шланга. В лучшем случае технику починят в сервисе, в худшем — например, если корпус сильно пробит, прибор не подлежит ремонту.
Дыра в фильтре
Если фильтр рвётся, обычно он уже изношен «донельзя». Порой причиной может стать и неаккуратная чистка или стирка. Главное, что можем вам посоветовать — не пытайтесь сделать замену из подручных средств по урокам в ютубе. Проще купить новый и быть аккуратнее при чистке.
В шланг не подается вода
Причины могут быть самые разные — от механического воздействия до естественного износа приборов. Вполне возможно, что засорился шланг или «накрылась» помпа для воды — проверьте их.
Отключается во время работы
Пылесос может самостоятельно выключаться и прерывисто работать по следующим причинам:
- слишком загрязнены фильтры — входной, выходной или оба сразу;
- в комнате, где идет уборка, слишком жарко;
- засорен гибкий шланг или входное отверстие;
- много мусора в двигателе;
- неисправны графитовые щетки внутри двигателя;
- внутри агрегата отошли или сломались (читай подгорели) силовые контакты;
- проблемы с розеткой.
Проверьте, есть ли эти проблемы у вашего устройства и устраните те, что обнаружили — почистите фильтр, шланг, двигатель, воткните шнур в другую розетку.
Электродвигатель работает урывками
Если графитовые щетки пришли в негодность, ослабляются пружины, которые должны прижимать их к коллектору электродвигателя. Электромотор будет работать рывками, «через раз». Обратитесь в сервисный центр на диагностику, только не затягивайте.
Бьет током
Если вы получаете разряд, нажав на кнопку включения — скорей всего, нарушена изоляция проводов внутри корпуса. Или внутри где-то слетела клемма и коротит на металлическую часть.
- в доме много синтетических вещей (одежда, покрытие пола), из-за трения с которыми накапливается статическое электричество;
- отсутствует заземление в розетке. Ее можно починить своими руками (подсоединив желто-зеленый проводок) либо позвать электрика.
Дует в обратную сторону
Чаще всего пылесос работает на «выдув», а не на «вдув» по двум причинам:
- прокладка двигателя сместилась или пришла в негодность – произошла разгерметизация и не создается вакуум в «контуре всасывания».
- мешок для мусора «испортился»;
- контейнер для пыли неплотно закреплен.
Исправьте их. Если проблема продолжается — покажите устройство специалистам.
Рекомендации и лайфхаки
- Перед уборкой и после, осматривайте фильтры на предмет сильной загрязненности. Рекомендуем чистить их после каждого использования.
- Вытряхивайте пыль с мешка или контейнера после каждого сеанса уборки.
- Храните пылесос в сухом месте с минимальной влажностью. Старайтесь не допускать попадания воды на двигатель и электросхемы.
- Не затягивайте при уборке острые предметы — они могут пробить трубку, порвать гофру, пылесборник и создать много проблем.
- Старайтесь не перегревать пылесос. После каждой комнаты давайте ему отдохнуть пару минут.
- Не пинайте, не бейте агрегат, следите за его внешним состоянием.
Заключение
Пылесосы можно починить и без помощи мастера (хотя гарантийный ремонт всегда будет кстати). Главное — диагностировать причину проблемы. Решения — в этой и других статьях на нашем сайте.
Видео
По сути — главный редактор всего сайта, всегда на связи с лучшими авторами. Корректировка и вычитка, его работа. Отличный знаток своего дела. Великолепно разбирается в технических нюансах электроники. Изредка пишет и выкладывает авторские статьи.
- опубликованных статей — 15
- читателей — 3 179
- на сайте с 5 сентября 2017 года
Ремонт пылесоса
В хороших руках пылесос способен работать без капитального ремонта десятки лет, но для этого нужно представлять его устройство и возможности.
Современные бытовые пылесосы подразделяются на передвижные и портативные ручные. Рассмотрим устройство малогабаритного ручного пылесоса (рис.1).
Главная его часть – центробежный воздуховсасывающий агрегат, создающий разрежение воздуха. Он состоит из электродвигателя 1 и ротора 2. воздух завихряется лопатками ротора и под влиянием центробежной силы стекает к краям диска. В центре же возникает разрежение, и благодаря ему через шланг 4 засасываются воздух и пыль. Чтобы в агрегат не попали твердые предметы, способные повредить лопатки ротора, на входе устанавливают защитную решетку 3.
Воздух омывает корпус двигателя, попутно охлаждая его, и попадает в пылесборник 5. На таком принципе действуют такие пылесосы, как “Ветерок”, “Шмель”, “Спутник”. Недостаток этой схемы – плохое охлаждение двигателя, так как его для защиты от пыли приходится помещать в специальный корпус. Её достоинство – небольшие размеры.
Передвижные напольные бытовые пылесосы (рис.2) обычно устроены иначе. Здесь фильтр 1 стоит перед воздуховсасывающим агрегатом 2. Вентилятор его, состоящий из двух роторов и одного неподвижного диска с лопатками, расположен внизу. В этой конструкции воздух очищается сразу при входе, поэтому его по специальным каналам можно направить внутрь двигателя для интенсивного охлаждения обмоток. Колпак 5 служит для защиты от шума. Через окошко 6 выбрасывается очищенный от пыли воздух.
Может возникнуть вопрос: почему так много внимания уделяется охлаждению двигателя? Дело в том, что двигатель пылесоса в 2-3 раза легче аналогичного по мощности двигателя станка или вентилятора. Достигается это за счет значительного увеличения плотности тока в обмотках, а это означает резкое увеличение выделяемого тепла.
Поэтому двигатель пылесоса без охлаждения может проработать лишь 10-15 минут, а с охлаждением 1-2 часа, и после этого, если его не выключить, он выйдет из строя от перегрева. Необходимо строго придерживаться режима работы указанного в инструкции по эксплуатации.
На нагревание двигателя влияет также и степень запыленности фильтра. можно сделать вывод: двигатель следует чаще выключать, а фильтр очищать.
Неисправности пылесоса можно приблизительно разделить на две группы: электрические и механические.
Рассмотрим несколько случаев. Пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но он не работает и не издает ни малейшего звука. Очевидно, ток в двигатель не поступает.
Представим себе путь тока: розетка, вилка, шнур, наконец обмотки двигателя. Начнем поиск от простого к сложному. Сначала проверим с помощью любого заведомо исправного электроприбора, лучше всего настольной лампы, в порядке ли розетка. Если лампа горит, осматриваем вилку и шнур. Ищем изломы, механические повреждения, особенно тщательно осматриваем места входа шнура в вилку и в корпус пылесоса. На корпусе должно быть резиновое кольцо, предохраняющее шнур от истирания и излома. Если внешний осмотр ничего не дает, разбираем пылесос и проверяем омметром наличие проводимости в жилах шнура от выключателя до вилки. Омметром же проверяем выключатель. Неисправные выключатели и шнуры заменяем.
Другой случай: пылесос включен в сеть, щелкнул выключатель, но происходят перебои в работе, искрение коллектора, которое можно видеть через нагнетательное отверстие.
В первую очередь нужно проверить угольные щетки 4.
При износе графитовых щеток и уменьшении усилия пружин, прижимающих их к коллектору, увеличивается искрение щеток, износ и перегрев коллектора. Допускается искрение на кромке щетки не больше, чем нитевидная слабосветящаяся линия. Чаще всего бывает так, что они снашиваются до пружин и уже стальные пружины контактируют с коллектором.
Изношенные щетки необходимо заменить.
Чтобы заменить щетки, снимают уплотнительное кольцо 8 и отворачивают винты 3. Вынимают щетки, отвертывая колпачки 7, и ставят новые. Разумеется все это проделывают при отключенном от сети пылесосе. Новые щетки ставят скосами против вращения коллектора.
Новую щетку требуется притереть к коллектору так тщательно, чтобы коллектора касалась вся торцевая площадь щетки. Как это сделать см рис.4.
Это делается протягиванием мелкозернистой шкурки между щеткой и коллектором абразивной стороной шкурки к щетке. Чтобы не стачивалась кромка, шкурка должна облегать коллектор по половине его окружности (рис. 4, а).
Зазоры между ламелями (пластинами) коллектора необходимо очистить от графитовой и медной пыли острозаточенной спичкой, а коллектор протереть ватой, смоченной бензином. Если коллектор в результате многолетней работы истерся так, что изоляция между ламелями начинает выступать над контактной поверхностью этих ламелей, коллектор нужно продорожить, то есть срезать выступающую межламельную изоляцию на глубину 0,5 — 1 мм ( рис. 4, б).Резец для продороживания можно изготовить из старого ножовочного полотна, заточив его торец под углом 30 — 40°. После продороживания коллектор нужно зачистить от заусенцев самой мелкой шкуркой с маслом при вращающемся электродвигателе на малых оборотах (при пониженном напряжении питания).
При длительном пользовании пылесосом коллектор двигателя “засаливается”. Для лучшего контакта щеток полезно протереть его растворителем или спиртом.
Не рекомендуется шлифовать коллектор шкуркой без особой нужды (в частности продороживания), так как при шлифовке частицы корунда остаются в коллекторе, что резко ускоряет износ щеток.
При работе двигателя на поверхности коллектора образуется так называемая политура – смесь угольных щеток и меди коллектора. При создавшейся политуре щетки изнашиваются медленнее всего. Шлифовка коллектора уничтожает политуру и до образования новой политуры щетки будут быстро изнашиваться.
При этом нельзя допускать ни малейшей царапины на витках статора или якоря – это выведет двигатель из строя!
Если не удалось найти родных щеток смело берите щетки большие по размеру но обязательно той же марки, что и родные (для пылесосов хорошо подходят щетки марки ЭГ-8). Меньший размер легко сделать на мелкозернистом напильнике. однако следует помнить что щетки должны ходить в щеткодержателе легко, без малейших заеданий. Небольшой люфт даже полезен – при работе щетки нагреваются и люфт уберется.
Иногда искрение коллектора происходит и при нормальных щетках.
Вызвано это может быть следующими причинами: межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора и повышенная нагрузка на двигатель.
В первую очередь нужно проверить нет ли повышенной нагрузки на двигатель. Вызвано это может быть засором в воздушной системе пылесоса или заеданием двигателя. У старых пылесосов с большим сроком службы почти всегда сильно изношен подшипник на якоре со стороны вентилятора. Иногда он изношен так сильно, что якорь начинает цеплять за статор или ротор вентилятора цепляет за корпус. И даже если он не цепляет то при сильном износе подшипника постоянно изменяется воздушный зазор между якорем и статором, что вызывает броски тока и соответственно искрение. Кроме того, воздушный фильтр, отделяющий пыль от воздуха, не фильтрует воздух от пыли на 100%. И со временем микро частички пыли прилипают к смазке подшипников и резко ухудшают ее свойства, даже не смотря на то, что там установлены закрытые подшипники. Поэтому значительно увеличивается усилие для проворачивания подшипников, увеличивается ток и искрение. Проверить это легко – нужно взять якорь за подшипник и крутануть его. У подшипника с пылью вместо смазки будет слышен характерный «хруст».
Для смены смазки необходимо воздуховсасывающий агрегат вынуть из корпуса пылесоса, снять кожух с вентилятора, отвернуть гайку на оси двигателя (гайка может иметь левую резьбу), снять с оси набор чередующихся алюминиевых дисков вентилятора (с лопастями и без лопастей), спять втулки, отделяющие диски один от другого. Нужно запомнить очередность расположения дисков и втулок, чтобы при сборке установить их строго в том же порядке.
Затем следует вывернуть винты, крепящие прижим подшипников двигателя, снять крышки. .Удалить старую смазку и промыть подшипники бензином, следя, чтобы бензин не попал на обмотку. Заполнить подшипники смазкой ЦИАТИМ-202 (имеется в магазинах автодеталей). В крайнем случае можно обновить смазку без промывки. Для этого после заполнения подшипников новой смазкой несколько минут повращать якорь двигателя от руки, чтобы остатки старой смазки в подшипниках перемешались с повой, затем удалить эту смазку и вновь заполнить новой смазкой. Сборку воздуховсасывающего агрегата провести в обратной последовательности. Вращением якоря от руки убедиться, что вентилятор вращается свободно.
Если крутнуть якорь с хорошими подшипниками он должен сделать как минимум 10-15 оборотов без хрустов. Шум подшипников должен быть ровный, люфтов быть не должно.
Межвитковое замыкание в обмотке якоря или статора как правило характеризуется очень сильным, как правило круговым, искрением чаще всего вместе с запахом изоляции.
Это наиболее неприятный случай в ремонте пылесосов.
Для начала нужно попытаться определить где произошло межвитковое замыкание. В первую очередь осматриваем якорь. На обмотках не должно быть вспучиваний изоляции и почернений. Понюхайте его, не должно быть запаха паленой изоляции. Осмотрите коллектор, иногда бывают замыкания между пластинами, это видно невооруженным глазом. Если вышеуказанные признаки имеют место, то дело плохо. Якоря на пылесосы достаточно трудно найти. А перемотка якорей дело сложное и под силу только очень квалифицированным обмотчикам. Поэтому чаще всего срок службы перемотанных якорей недолог.
Замыкание в обмотке статора определить достаточно просто – нужно вынуть щетки и измерить сопротивление обмотки статора (ОВ) 1 и 2 (рис.3), а также сопротивление между корпусом и обмотками. Разница между сопротивлениями обмотки 1 и обмотки 2 должна быть крайне незначительной, на корпус они звонится не должны. Если разница значительная (>10%) ту, которая с меньшим сопротивлением, меняем. Её несложно намотать и самому.
У не которых пылесосов повышенное искрение может быть вызвано тем, что траверса 7 сместилась относительно корпуса по или против часовой стрелки. Обычно такое наблюдается после ремонта.
Поэтому при разборке пылесоса обязательно помечаем взаимное положение траверсы щеткодержателя и корпуса. Если не пометили можно пойти другим путем. Ослабляем траверсу и потихоньку поворачиваем её, закрепляем, добиваясь наименьшего искрения. Если есть амперметр, поворачиваем траверсу, добиваясь наименьшего тока холостого хода. Категорически не рекомендуется делать это на ходу – при пуске двигатель выпрыгнет из рук и траверса сместится сама. Также нельзя включать двигатель без присоединенного вентилятора. Особенность двигателей пылесоса такова, что они всегда должны работать под нагрузкой. Иначе он может сломаться от ремонта.
При сборке пылесоса проверьте, не оставили ли вы в не гайку, винт или другой предмет: попав в вентилятор, они могут полностью его разрушить. Ведь диски вентилятора сделаны из дюралюминия толщиной около 0,8 мм.
Иногда при разборке диски вентилятора гнутся и потом цепляют за корпус. В этом случае при сборке под один из дисков нужно подложить шайбу. При этом разрежение на всасывании падает. Поэтому надо разбирать пылесос очень аккуратно и ничего не гнуть.
Какие механические неисправности встречаются чаще всего?
Пылесос работает, но создаваемое разрежение уменьшилось, он всасывает пыль очень слабо. Двигатель издает звук более высокого тона, чем обычно. Это означает, что на пути засасываемого воздуха появилась помеха. Может быть, в шланг попал посторонний предмет. Его можно удалить, присоединив шланг к выходному отверстию. Если это не помогает или конструкция пылесоса не позволяет этого сделать, шланг прочищают длинной деревянной рейкой с закругленным концом или куском толстой проволоки с крючком.
Таблица 1 Основные неисправности в пылесосах и способы их устранения.
Вид неисправности пылесоса | Способ устранения |
---|---|
Пылесос не работает или работает с перебоями | Проверить штепсельную розетку, включив в нее настольную лампу |
Проверить соединительный шнур и штепсельную вилку. Для проверки используют контрольную лампу, пробник или омметр. Место обрыва соединить и тщательно заизолировать. | |
Проверить выключатель пылесоса. При необходимости разобрать пылесос и осмотреть выключатель. Зачистить и подогнуть контакты или установить новый выключатель. | |
Осмотреть внимательно контактные соединения электрической схемы, особенно места паек и наличие контактов в местах соединения проводов. | |
Проверить угольные щетки и коллектор двигателя. При необходимости – заменить щетки. | |
Вынуть угольные щетки, растянуть их пружины и установить на старое место | |
Вынуть угольные щетки, намотать на стержень ватку смоченную в спирте или одеколоне и почистить внутренюю поверхность щеткодержателей. После этого установить щетки на место. Если длина угольных щеток менее 3 мм их следует заменить. | |
Почистить коллектор двигателя тряпкой, смоченной в спирте или одеколоне. Спичкой удалить угольную пыль между пластинами коллектора | |
Пылесос работает, но слабо всасывает пыль. От двигателя исходит звук более высокого тона, чем обычно | Посмотреть, не попал ли в шланг посторонний предмет. Присоединить шланг к выходному отверстию и включить пылесос. Если это не помогает, прочистить шланг длинной палкой с закругленным концом. |
Рекомендации по уходу за пылесосом.
Пылесосы по сравнению с другими бытовыми приборами более часто выходят из строя в связи с использованием коллекторных двигателей с большой частотой вращения. Двигатель охлаждается потоком выходящего воздуха и поэтому пылесос без охлаждения может проработать лишь 10-15 минут, а с охлаждением – 1-2 часа. После этого, если не выключить пылесос, он может выйти из строя. в связи с этим при использовании пылесоса следует придерживаться определенного режима работы. На нагрев двигателя влияет также степень запыленности фильтра. Для хорошей работы прибора нужно регулярно чистить фильтр и хранить пылесос в сухом месте. Не рекомендуется стирать и мочить фильтр, так как при этом пропускная способность агрегата уменьшается, что может быть причиной его перегрева.
Пылесос требует постоянного ухода: необходимо не реже одного раза в 2 года менять смазку подшипников двигателя и ежегодно проверять состояние графитовых щеток двигателя.
Импортные пылесосы отличаются от наших только эргономикой и дизайном. Железо внутри абсолютно такое же. Так что все вышесказанное касается и их.
Пылесос – надежный и долговечный прибор. Известны безотказно работающие экземпляры, выпущенные еще до Великой Отечественной войны.
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005