Правовые особенности установки индивидуальных приборов учёта тепла в многоквартирном доме

Правила установки общедомовых счетчиков тепла в многоквартирном доме

Процесс учета потребления коммунальных ресурсов должен соответствовать законодательству. Для этих целей устанавливаются общедомовые счетчики тепла в многоквартирном доме , которые обеспечивают надежный контроль и фиксацию показаний. Монтаж ОДПУ — обязательная процедура, выполняемая с соблюдением действующих правил. Существуют причины, которые позволяют избежать размещения общего расходомера.

Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме

В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.

На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.

На основании действующих законодательных и нормативных актов было закреплено следующее:

  1. Теплосчетчик должен обязательно присутствовать в многоквартирном доме, за исключением случаев, которые делают установку невозможной и прописаны отдельным перечнем.
  2. Общедомовой прибор монтируется в соответствии с техническими правилами и с учетом типа сетей. Для этого в обязательном порядке выполняется согласование с теплоснабжающей организацией и разработка проекта.
  3. Наличие счетчика при получении советующего разрешения от исполнителя коммунальных услуг дает право на установку в каждой квартире ИПУ тепловой энергии. В иной ситуации расчет происходит в зависимости от индивидуальной жилой площади помещения и ОДН.

Наличие вертикальной разводки отопления считается главным «камнем преткновения» при получении разрешения на установку ИПУ в каждой квартире

ОДПУ — достаточно выгодное решение, но при условии, что устранены все внутридомовые потери тепла, проведен ремонт общих помещений и, главное, минимизирована утрата тепловой энергии из-за недостаточной изоляции фасадов или иных частей, которые взаимодействуют с системой подачи ресурса.

При соблюдении нюансов, согласно отзывам потребителей, экономия может быть существенной, особенно при дополнительном наличии ИПУ.

Установка общедомовых приборов учета тепла

Процесс монтажа устройств в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Кто должен устанавливать и оплачивать

Счетчики тепловой энергии — важный инструмент, позволяющий получать реальные показания расхода коммунального ресурса. Для большего эффекта в многоэтажных домах с множеством собственников принято устанавливать комплекс соответствующего оборудования — узел учета тепловой энергии. Совокупность приборов обеспечивает не только контроль за количеством потребленного тепла, но и позволяет отслеживать соответствие носителя нормативу.

Для владельцев квартир достаточно важна проблема, связанная с оплатой за общедомовой счетчик и монтаж устройства. Согласно законодательству, действует следующий порядок:

  • На основании Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, установка приборов учета тепла происходит исключительно за счет собственников жилых и коммерческих помещений многоэтажного дома. Схожая норма прописана и ПП РФ № 354, где указывается, что все расходы по обеспечению объекта счетчиками несут владельцы.
  • Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (в ред. за 2018 год) регламентирует, что если собственники самостоятельно не приняли решение о размещении ОДПУ в доме, общий счетчик будет устанавливаться принудительно. В такой ситуации каждый владелец должен внести часть назначенной суммы в установленный срок. Исключения действуют, если для монтажа были предусмотрены денежные средства, которые формировались в качестве целевых взносов или иного вида накоплений.
  • На основании исполнения № 261-ФЗ жители могут воспользоваться возможностью установки теплосчетчиков на систему отопления, которая предполагает получение рассрочки на срок до 5 лет. В такой ситуации счетчик и монтаж будут в итоге стоить дороже, ведь дополнительно начисляется годовой процент, который рассчитывается исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Установку расходомеров выполняют только специализированные организации: коммерческие структуры с соответствующим допуском или теплоснабжающие компании, которые чаще всего предоставляют весь комплекс платных и бесплатных услуг (размещение, наладка, тестирование, ввод в эксплуатацию и опломбировка). При обращении в частные фирмы исполнитель коммунальных услуг должен быть информирован о проведении работ, выдав соответствующее разрешение.

На заметку! Смонтированный счетчик сдается в эксплуатацию поставщику ресурса, а до обслуживания допускаются только организации или лица с соответствующей квалификацией.

Можно ли отказаться

Собственники квартир не могут самостоятельно принимать решение, что дом, подключенный к централизованной системе отопления, не будет оборудоваться общим прибором учета. Но существуют причины, в связи с которыми тепловые счетчики на отопление нельзя поставить даже принудительно:

  1. Работы не могут быть выполнены без изменения конструкции объекта или систем, расположенных внутри.
  2. Дом признан ветхим или аварийным, подлежит расселению.
  3. Невозможно обеспечить соблюдение норм, которые предъявляются к участку монтажа и внешним факторам: организовать свободный доступ к месту установки счетчика, исключить воздействие влажности, температуры или электромагнитных помех.

Общедомовые системы учета тепловой энергии должны размещаться в специально оборудованных, а главное — сухих помещениях, в противном случае монтаж счетчиков запрещен

Основные факторы зафиксированы в Приказе № 627 от 29.12.2011, который утвержден Министерством регионального развития РФ. УК или ТСЖ совместно с теплоснабжающей организацией должны составить и подтвердить невозможность размещения прибора соответствующим актом.

Заключение

Установка общедомовых счетчиков тепла по большей части затрагивает старый жилой фонд, ведь новые многоэтажные объекты оснащаются индивидуальным отоплением. Ввиду обязательности монтажа ОДПУ нужно выполнять работы согласно существующим правилам.

Все действия должны быть согласованы со снабжающей организацией. Обязательно составление проекта и допуск до монтажа специализированной компании.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание

Отопление — одна из самых затратных статей в квитанции по оплате коммунальных услуг. В основе расчета лежат нормативы и тарифы — показатели, установленные в соответствии с законодательством РФ органами исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования цен. Также структура платежа может включать объемы потребления тепловой энергии в том случае, если установлен общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме. Давайте узнаем, в каких случаях требуется установка, как правильно это сделать и какую выгоду получат жители.

Назначение общедомового счетчика на отопление

После того как Жилищный кодекс определил, что общее имущество многоквартирного дома является собственностью жильцов, зона их ответственности значительно расширилась. Обязанности по содержанию и обслуживанию общедомового имущества легли на плечи владельцев квартир.

Поскольку отказаться от оплаты общедомовых нужд невозможно, имеет смысл сократить расходы на отопление жилых и нежилых помещений и оплачивать лишь фактически полученное тепло.

Для измерения объема потребленной энергии устанавливается общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепла. Оплачивая отопление в многоквартирном доме по счетчику, вы сможете контролировать энергопотребление и вести учет расходов. Это не единственная цель установки ОДПУ.

Другая цель, которую преследует управляющая компания, — стимулирование жильцов экономить тепло вне собственных квартир и бережно относиться к общему имуществу.

Если двери и окна в подъезде будут плотно закрыты, тепло сохранится, а жители получат услугу в полном объеме.

Следует сразу упомянуть, что ОДПУ сам по себе ничего не экономит. Это всего лишь прибор учета, дающий более точные данные для определения итоговой суммы оплаты за отопление, нежели нормативы.

Установка общедомового счетчика тепла — это законно

Впервые об общедомовых счетчиках заговорили еще в 2009 году, когда был издан Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». В первоначальном варианте закон предписывал обязательную установку ОДПУ в многоэтажных домах до 1 января 2012 года. Позже этот срок продлевался несколько раз.

Последнее изменение срока до 1 января 2019-го года и до 1 января 2021 года (для Крыма и Севастополя) было закреплено Федеральным законом N196-ФЗ от 26.07.2017.

Таким образом, закон про общедомовые счетчики на отопление однозначно подтверждает необходимость их установки в многоквартирных домах. Исключение допускается только для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также объектов, на которых установка счетчика технически невозможна из-за несоответствия параметров инженерной сети условиям монтажа устройства.

Процедура установки коллективного прибора учета тепла

Если централизованная система теплоснабжения располагает технической возможностью установки общедомового прибора учета тепловой энергии, он должен быть установлен.

Во вновь построенных домах приборы учета энергии устанавливаются до сдачи объекта в эксплуатацию. Это требование содержит закон об установке общедомового счетчика от 23.11.2009 №261-ФЗ в пп.7-8 статьи 11, а п.9 статьи 13 определяет зону ответственности по установке ОДПУ в домах, где он отсутствует.

Чтобы в доме появился общедомовой прибор учета, необходимо пройти несколько этапов процедуры его установки.

  1. Собрание собственников многоквартирного дома (МКД) — основание для того, чтобы была проведена установка теплосчетчиков на отопление в многоквартирном доме.
  2. Собрание может инициировать Управляющая компания. В ТСЖ, ЖСК, ЖК собрание проводится на основании заявления собственников, достаточно 10% подписей от общего числа голосов.
  3. Технические условия на установку ОДПУ, в соответствии с которыми будет производиться его проектирование и установка, выдает теплоснабжающая организация.

Организации, ответственные за установку ОДПУ

Согласно закону №261-ФЗ, обязанность по установке коллективного прибора учета тепловой энергии возлагается на собственников квартир многоэтажного дома, которые должны осуществить данное мероприятие самостоятельно, выбрав поставщика оборудования и подрядчика для проведения работ.

Допустив, что будут существовать дома, не оснащенные ОДПУ, законодатели определили, кто должен устанавливать счетчики на тепло в таком случае. Так, если на 1 июля 2012 года в домах отсутствовал прибор учета тепла, обязанность по его установке перекладывалась на ресурсоснабжающую организацию (РСО).

Кроме того, РСО обязана подготовить предложения об оснащении многоквартирных домов приборами учета и провести соответствующие работы, что подтвержденр в письме ФАС России от 08.12.2011 № АГ/45584.

Таким образом, распространенная информация о том, что управляющая компания устанавливает счетчики на отопление, ошибочна. Задача УК заключается лишь в том, чтобы:

  • довести до сведения собственников квартир МКД необходимость установки коллективного счетчика тепла;
  • организовать собрание;
  • оформить протокол согласия.

Мероприятия по установке прибора могут проводить организации-поставщики теплоэнергии или специализированные компании, которые имеют:

  1. Квалифицированных специалистов в штате компании.
  2. Разрешение на выполнение соответствующего вида работ, выданное СРО.

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Поскольку тепловые счетчики на отопление, в соответствии с законом №261-ФЗ, являются собственностью жильцов многоквартирного дома и все затраты на их покупку и установку несут именно они, вопрос стоимости ОДПУ весьма важен. Рассмотрим, из каких статей расходов складывается сумма установки коллективного счетчика.

  1. Стоимость прибора. Цена теплового счетчика напрямую зависит от его типа и производителя. Существует несколько типов счетчиков тепла:
  • тахометрический — наиболее дешевые модели (6-10 тысяч рублей) со сроком службы от 2 до 4 лет;
  • вихревой — более дорогой вариант, средняя цена которого составляет 15 тысяч рублей;
  • электромагнитный — стоимостью 15-17 тысяч рублей;
  • ультразвуковой — в зависимости от модели цена у производителя колеблется от 15000 до 50000 рублей.
  1. Стоимость подготовки документа, содержащего технические условия системы теплоснабжения, и разработки проектной документации на оборудование узла учета.
  2. Цена дополнительного комплекта оборудования и сопутствующих материалов.
  3. Стоимость установки: монтажные, электромонтажные, а также пуско-наладочные работы.

Все затраты выливаются в довольно высокую сумму: от 150 до 300 тысяч рублей. Вот ее и предстоит оплатить жителям дома. Сделать это можно несколькими способами:

  • единовременным платежом (обязательно для юрлиц);
  • рассрочкой платежа, которая предоставляется на срок до 60 месяцев и уплачивается равными частями. Процентная ставка зависит от ставки рефинансирования, установленной ЦБ.
  • средствами фонда капремонта при условии, что эта услуга введена в список работ по капремонту общего имущества в МКД по субъекту РФ, в соответствии с ЖК РФ (ч. 2 ст. 166).

Механизм оплаты отрегулирован законом: сумма распределяется между всеми собственниками квартир в зависимости от площади жилья и сроков внесения средств.

Пройдите социологический опрос!

Техобслуживание общедомовых приборов учета тепловой энергии

Техническое обслуживание счетчика предполагает поддержание его в работоспособном состоянии. Достигается это в результате проведения профилактических работ, таких как:

  • осмотр и устранение причин, влияющих на износ и поломки контрольно-измерительного узла;
  • проверка работы дополнительного оборудования;
  • эксплуатационное обслуживание и контроль метрологической точности измерений прибора учета;
  • еженедельное снятие показаний для проведения анализа и разработка рекомендаций по поддержанию необходимой температуры.

Если в ходе проверки обнаруживается неисправность, устройство демонтируют, устраняют поломку и снова устанавливают.

Чтобы получить полное представление о поддержании ОДПУ в рабочем состоянии, узнайте, как осуществляется обслуживание системы отопления МКД.

Сверка показаний общедомового прибора учета тепла

Для расчета ежемесячных платежей нужны точные и своевременные показания, которые снимаются с общедомового счетчика. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, ответственность за учет тепловой энергии несет исполнитель коммунальных услуг, которым может быть:

  • управляющая компания;
  • ТСЖ;
  • ЖСК;
  • ресурсоснабжающая организация.

Показания счетчика снимаются ежемесячно в период с 23 по 25 число текущего месяца. В договоре на обслуживание ОДПУ может содержаться пункт о присутствии представителя жильцов при снятии показаний.

Если такого условия нет, то по требованию потребителя исполнитель обязан в течение одного рабочего дня ознакомить его с показаниями прибора, зафиксированными в журнале учета показаний ОДПУ. Этот документ является своего рода отчетностью перед потребителями и дает ответ на вопрос, как проверить показания общедомового счетчика отопления.

Срок хранения данных — 3 года. В случаях, когда данные прибора учета передаются дистанционно в электронном виде, потребитель вправе запросить скриншот с показаниями, зафиксированными модемом.

Расчет потребления тепловой энергии по коллективному счетчику

По сравнению с нормативами установка ОДПУ обеспечивает более точный учет расхода тепловой энергии. Расчет основывается исключительно на показаниях счетчика с учетом разницы между ними на конец и начало рассчитываемого периода. Эта величина требуется для расчета суммы к оплате за отопление.

Формула расчета стоимости отопления выглядит следующим образом: P = Qобщ х S / Sобщ х Т.

Другими словами, объем тепла по счетчику (Qобщ) умножается на площадь дома (S), делится на площадь квартиры (Sобщ) и умножается на тариф (Т). (руб/Гкал), утвержденный органами местного самоуправления для каждого региона в отдельности.

Ответственность за отсутствие счетчиков

Отсутствие ОДПУ считается нарушением закона, которое грозит УК и ТСЖ штрафами, а жильцам — повышающим коэффициентом. В настоящее время эта величина составляет 1,6 к тарифу на теплоснабжение. Повышающий коэффициент не применяется для домов, где отсутствует техническая возможность установки счетчиков.

На ресурсосберегающую организацию может быть наложен штраф по нескольким основаниям:

  • несоблюдение требований о предоставлении предложений об оснащении МКД приборами учета тепловой энергии. Размер штрафа составит от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 150 тысяч для юридических лиц (п.6 ст.9.16 КоАП РФ );
  • необоснованный отказ или уклонение от заключения договора по установке ОДПУ и/или его исполнения налагается штраф в размере 20-30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч для юрлиц (п.12 ст.9.16 КоАП РФ).

Управляющую компанию могут оштрафовать за невыполнение уведомительных мероприятий, ведь ее функция состоит в том, чтобы поощрить жильцов установить счетчик, обосновав необходимость этого мероприятия. Штраф составит от 5 до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 20 до 30 тысяч для юрлиц (пп. 4-5 ст.9.16 КоАП РФ).

Преимущества и недостатки

Обосновывая необходимость установки ОДПУ, УК обычно приводит следующие аргументы:

  • оплата реально потребленной теплоэнергии. Наличие счетчика позволяет точно отслеживать расход тепла и снизить затраты на теплоэнергию до 30%;
  • фиксация фактов утечки в системе теплоснабжения с целью предотвращения переплат за потери воды от центрального трубопровода до дома;
  • повышение ответственности за общую территорию. Оплачивая потери из собственного кармана, жители дома внимательнее относятся к состоянию общего имущества.

Наряду с преимуществами, счетчик тепла для многоквартирного дома имеет и недостатки, которые прежде всего касаются финансовой нагрузки на собственников квартир МКД. Все затраты, связанные с установкой и ремонтом счетчика, ложатся на плечи жильцов. Чем меньше квартир в доме, тем выше платежи.

Индивидуальные приборы учета тепла

Установка индивидуального счетчика тепла не обязательна. Он монтируется по желанию владельца квартиры, о чем сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (п.3 ст.33 раздел V).

Согласно Приказу Минрегионразвития от 29.12.2011 №627, индивидуальные счетчики запрещено ставить в квартиры с вертикальной разводкой.

Кроме того, чтобы в расчетах за отопление учитывались показания квартирных счетчиков, они должны быть установлены в каждом жилом и нежилом помещении МКД наряду с общедомовым прибором учета теплоэнергии.

Больше информации о разновидностях индивидуальных приборов учета тепла и их назначении содержится в материале «Теплосчетчики на отопление в квартире”.

Итоги

Закон об энергосбережении обязывает жителей многоквартирных домов за свой счет устанавливать общие приборы учета тепловой энергии, за исключением домов, не соответствующих техническим возможностям.

В процедуре установки ОДПУ принимают участие и УК, и РСО, причем первая организует, а вторая несет ответственность за установку прибора. В случае неисполнения своих обязанностей компании будут оштрафованы, а жильцы получат квитанцию на оплату отопления с повышающим коэффициентом. Время покажет, насколько целесообразен принудительный порядок установки коллективных счетчиков, но эффект от использования ОДПУ неоспорим: расходы на отопление сокращаются до 30%.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Правительство РФ уничтожило с 01.01.2019 справедливый индивидуальный учет тепла в многоквартирных домах.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30 обязало Правительство Российской Федерации предусмотреть справедливый порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, в которых хотя бы одно, но не все помещения, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 №46 предписало Правительству Российской Федерации незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме или, другими словами, – потреблением тепловой энергии на общедомовые нужды (ОДН).

Во исполнение данного постановления КС РФ №30 правительство РФ издало постановление №1708 от 28.12.2018 года, в котором содержатся формулы 3 для определения размера платы за отопление в многоквартирном доме (МКД), в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальными приборами учета (ИПУ) тепловой энергии и индивидуальными квартирными источниками тепловой энергии (ИИТЭ) и 3(1) для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии. В данной формуле имеется отсылка к формуле 3(7), по которой определятся объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии:

Si – общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

∑Vипу – сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;

∑Siипу – сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.

Нетрудно понять, что если разделить показания индивидуальных приборов учета тепла на площадь квартир, которые такими приборами оборудованы, то получится среднее количество тепла за квадратный метр, которое потребили экономные граждане (или даже один гражданин), которые установили себе счётчики тепла и озабочены проблемой энергосбережения. Очень странно, что это среднее число дальше умножается на площадь тех квартир, которые установкой индивидуальных приборов учёта тепла не озаботились. Таким образом, если в одной квартире экономный гражданин установит себе индивидуальные приборы учёта тепла, терморегуляторы, стеклопакеты и примет другие меры к энергосбережению, то индивидуальное потребление в остальных квартирах будет измеряться исходя из показаний индивидуальных приборов одного этого гражданина. И устанавливать индивидуальные приборы учета остальным гражданам совсем не интересно, а граждане с ИПУ тепла начнут их массово снимать, и тогда никто не будет сохранят энергию в помещениях и осуществлять иные меры к энергосбережению. В многоквартирном доме, в котором один единственный собственник, установивший индивидуальные приборы учёта тепла, может легко, посчитав стоимость услуги по отоплению с помощью формулы из ПП РФ №1708, обнаружить, что индивидуальное потребление составляет лишь четверть в получившейся сумме, а три четвертых собственник с ИПУ платит за всех остальных. К таким же результатам пришли и другие граждане, которые установили себе индивидуальные приборы учёта. Никакой справедливости в этих формулах нет и в помине.

По нашему глубокому убеждению, в Постановлении Правительства от 28.12.2018 года №1708 завышение платы за отопление помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, было сделано исполнителем вполне осознанно, с пониманием того, что собственники за отопление в этих помещениях, особенно при наличии небольшого числа помещений, оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ, будут платить необоснованно больше, чем собственники помещений, не оборудованных ИПУ тепла и ИИТЭ.

Целью такой антисоциальной несправедливой методики является создание заведомо невыгодных условий и формул расчета за отопление в помещениях с индивидуальными приборам учета тепла и ИИТЭ. В такой методике заинтересованы тепловые монополии, которые получают дополнительные сверхприбыли, от подачи в МКД избыточного, ненужного собственникам объема тепловой энергии на отопление, выпускаемого ими в атмосферу.

Особенно это становится понятным по следующему шагу Минстроя России, тепловых монополий и Правительства Российской Федерации на пути уничтожения индивидуального учета тепла в МКД, которым стала инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (см. Приложение 1. Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева на согласование в Минэнерго, МЭР, ФАС). Доклад базируется на ложных предположениях Ассоциации «Совет производителей энергии» о невозможности в МКД индивидуального учета тепла по ИПУ тепла, а также повышении на 20% потребления тепловой энергии в помещении, соседнем с помещением, снизившим температуру воздуха в помещении на 1 о С. Опровержение предположений Ассоциации «Совет производителей энергии» приведено в книге ведущего теплофизика в строительстве профессора Е.Г Малявиной. Теплопотери здания. Справочное пособие. Издание АВК-Пресс. Москва. 2007. Источник: http://sro61.ru/docs/metodiki/Malyavina.-Raschet-teplopoter.pdf. В котором указано, что потери теплоты через внутренние ограждения помеще­ний настолько малы, что их можно не учитывать, если разность температур воздуха в этих помещениях составляет 3°С и менее (стр.88).

Примеры расчетов показывают, что если в помещении 1 стандартного жилого МКД снижена температура воздуха с 18 о С на 1 о С, то в соседнем помещении 2 для сохранения температуры воздуха в 18 о С потребуется повышение потребления тепловой энергии около 1-го %, в то время как при снижении температуры на 1 о С в помещении 1 экономия тепловой энергии составит примерно 6%. На этой физической основе базируется концепция энергосбережения в зданиях. Так, что нет никакого 20%-го повышения потребления тепловой энергии, противоречащего физическим законам, как это утверждает Минстрой России. Как показала практика, оснащение помещений во вновь строящихся, капитально ремонтируемых и уже существующих МКД приборами регулирования и учета тепловой энергии приводит к устранению перетопов и экономии потребления тепловой энергии в среднем на 20%.

Минстрой России, обладая законодательной инициативой, решил обойти Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, изменив Федеральный закон «Об энергосбережении…».

То есть, фактически делая для граждан в МКД невыгодной экономию энергии и невозможным индивидуальный учет тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых домах, оставляя гражданам один удел – по рабски платить за перетопы тепловым монополиям, Минстрой цинично и издевательски считает, что стимулирует граждан к экономии и рациональному использованию тепловой энергии!

Таким образом, при отмене обязательности устанавливать в новых и капитально ремонтируемых домах ИПУ тепла данные приборы не будут предусмотрены застройщиками в проектах. Это приводит к:

Тому, что будущие собственники помещений не смогут влиять на установку ИПУ тепла на стадии проектирования, а, значит, нарушаются их конституционные права на получение за свои деньги энергоэффективного жилья, в котором собственник может регулировать свое энергопотребление и платить за него в соответствии со своими потребностями по показаниям ИПУ и КПУ тепла, не переплачивая за навязываемое тепловыми монополиями ненужное ему количество тепловой энергии.

Невозможности «по техническим причинам» установки ИПУ тепла без переделки проекта МКД, что фактически навсегда закрывает собственникам помещений справедливый расчет за регулирование потребления тепловой энергии в помещении.

Переплате за услуги отопления в МКД в среднем на 30-50% для помещений, оборудованных ИПУ тепла, и в несколько раз для помещений, оборудованных индивидуальными источниками тепловой энергии (см. Приложение 4).

Поощрению противоправного поведения расточительных неэкономных собственников помещений, повышенные расходы тепла которыми будут оплачиваться всеми собственниками помещений в МКД.

Массовому снятию уже установленных ИПУ тепла в МКД, не полностью оборудованных такими приборами.

Нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, а также баланса конституционно значимых ценностей, публичных и частных интересов с перекосом в сторону производителей тепловой энергии.

Не надо обладать выдающимися математическими способностями, чтобы понять тот факт, что на граждан, которые не имеют индивидуальных приборов учета тепла, должны распределяться не результаты теплопотребления экономных граждан, а как раз то, что останется после определения для данного жилого и нежилого помещения суммы показаний индивидуальных приборов учета и доли данного помещения на содержание общих помещений.

Представляется необходимым заменить формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) для справедливого определения потребления тепловой энергии в жилых и нежилых помещениях, часть которых, но не все, оборудованы счётчиками (ИПУ) тепла, и часть помещений, но не все, оборудованы индивидуальными источниками (например, газовыми котлами) тепловой энергии (ИИТЭ), на следующие.

Универсальная формула для МКД, часть помещений в которых оборудованы ИПУ тепла и ИИТЭ, определяется по формуле 3(1):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Sоб × (Sоб – ∑Sj инд + Sои)

Для помещений, оборудованных ИИТЭ, плата за отопление определяет только как доля в ОДН на отопление общих помещений по формуле 3(7):

Для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, плата за отопление определяется по формуле 3(8):

P j бпр цо = (Vд – ∑Vi инд – ∑(Vi пр + Vi пр одн))× ————— × Тт, 3(8)

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Si пр – площадь жилого или нежилого помещения, которое оборудовано индивидуальными приборами учёта;

∑Sj цо бпр – площадь жилого или нежилого помещения, которое не оборудовано индивидуальными приборами учёта;

Vд – общедомовое теплопотребление многоквартирного дома по показаниям общедомового прибора учёта тепла за расчётный период;

∑Vi бпр – объем теплопотребления всех жилых или нежилых помещений, которые оборудованы индивидуальными приборами учета, определенный исходя из показаний таких приборов;

Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

Sои – суммарная площадь общих помещений;

∑Sj инд – площадь жилых и нежилых помещений, оборудованных ИИТЭ;

Всегда соблюдается условие равенства всех платежей платежам по коллективному прибору учета тепловой энергии

∑Р i пр + ∑P j бпр + ∑P i инд = Vд×Тт . 3(10)

Если в МКД отсутствуют помещения с ИПУ тепла, но есть помещения с ИИТЭ, тогда в формуле 3(1) ∑Vi пр =0, Vi пр = 0 и плата за отопление в помещениях, не оборудованных ИИТЭ и ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(11):

(Sоб – ∑Sj инд + Sои) × Sоб

Если в МКД отсутствуют помещения с ИИТЭ, но есть помещения с ИПУ тепла, тогда в формуле 3(1) ∑Vi инд = 0, Vi инд = 0, ∑Sj инд = 0 и плата за отопление в помещениях, оборудованных ИПУ тепла, определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(12):

Для помещений в МКД, в которых хотя бы одно жилое или нежилое помещение, но не все, не оборудованы ИПУ тепла, плата за отопление определяется для помещений без ИПУ тепла по модифицированной из формулы 3(7) формуле 3(13)

P j бпр цо = (Vд – ∑(Vi пр + Vi одн))× ————— × Тт, 3(13)

Для помещений в МКД, оборудованных коллективным прибором учета тепловой энергии и в которых ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано ИПУ тепла и ИИТЭ, плата за отопление определяется по модифицированной из формулы 3(1) формуле 3(14)

Применение же формул, содержащихся в постановлении правительства РФ №1708 от 28.12.2018 года, и отмена обязательности установки ИПУ тепловой энергии в МКД по ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, делает недостижимыми цели, указанные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46, а именно: справедливого прозрачного распределения платы за отопление в МКД, соблюдение исполнительной и законодательной властями:

Обязанности обеспечить необходимые правовые, организационные и экономические условия для приобретения гражданами коммунальных ресурсов (коммунальных услуг) в объеме, достаточном для удовлетворения их жизненных потребностей, и надлежащего качества;

Принципа стимулирования энергосбережения в целях сохранения ресурсов для будущих поколений.

Принципов определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям, с тем чтобы достигался разумный баланс имущественных интересов участников данных отношений применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

В связи с изложенным, считаем:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 №1708 частично не соответствует Постановлению от 10.07.2018 №30 и Постановлению от 20.12.2018 №46 Конституционного суда Российской Федерации и поэтому в соответствие с ч.6 ст 125 Конституции Российской Федерации «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу» не имеет юридической силы в указанной части (формулы 3, 3(1), 3(3) и 3(7)) и подлежит отмене до принятия новых формул, которые предложены в данном обращении.

Инициатива Минстроя России по отмене в ст.13 федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении…» обязанности застройщиков устанавливать в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах индивидуальных приборов учета тепловой энергии, поручив эту обязанность собственникам помещений в МКД (Письмо зам. министра строительства и ЖКХ А.В.Чибиса от 20.11.2018 года №46500-АЧ/04 с докладом «О целесообразности отмены обязательности установки индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах» за подписью Министра строительства и ЖКХ В.В.Якушева, должна быть по требованию Конституционного Суда Российской Федерации отозвана Правительством РФ, как противоречащая Конституции Российской Федерации, указанным в настоящем обращении Постановлениям Конституционного суда Российской Федерации, интересам десятков миллионов собственников помещений в МКД и государства.

В связи с исключительной важностью и существенными материальными и правовыми последствиями для миллионов граждан указанного Постановления Правительства Российской Федерации и законодательной инициативы Минстроя России любой гражданин РФ может требовать рассмотреть свое обращение в КС с целью обязать:

Правительство РФ исполнить постановления Конституционного Суда от 10.07.2018 №30 и от 20.12.2018 №46 надлежащим образом, заменив формулы 3, 3(1), 3(6) и 3(7) на предлагаемые в данном обращении.

Обязать Федерального законодателя не отменять обязанность установки ИПУ тепловой энергии в новых и капитально ремонтируемых многоквартирных домах, изложенных в ст 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении».

Можно ли поставить индивидуальный счетчик тепла в квартире многоквартирного дома с центральным отоплением в 2020 году – нормативная база, документы для разрешения, образец заявления

Поставка теплоснабжения в квартиры осуществляется в холодное время года. Поэтому в сезон квитанции за коммунальный ресурс имеют повышенный размер. Нередко плата за потребляемую услугу завышается УК – во избежание такой ситуации рекомендуется поставить счетчик на отопление в квартире. Но эта процедура имеет правовые нюансы, положительные и отрицательные стороны. По всем возникающим вопросам, касательно процедуры и нормативного регулирования установки индивидуальных приборов учета (ИПУ) в квартирах, можно обращаться бесплатно к жилищным юристам нашего портала через форму ниже или во всплывающем окне консультанта внизу сайта .

Законодательство о счетчиках на отопление в квартире

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Правила по установке и использованию тепловых счетчиков закреплены в разных нормативно-правовых документах. Например, в ФЗ №261 (с последними изменениями 2020 года) указывает на то, что жилые объекты и другие здания, в которые поставляется ресурс, следует оснащать приборами учета, в т. ч. индивидуальными устройствами. В обязанности собственников помещений входит обеспечение сохранности оборудования, контроль над рабочим состоянием, а также проведение поверки и замены.

Дополнительно использование счетчиков на отопление регулируется ФЗ №190 (в актуальной версии 2020 года). В статье №4 указано, что ввод в эксплуатацию и подключение новых потребителей невозможно без предварительного монтажа приборов учета.

Обязанность за установку ИПУ и общедомовых устройств лежит на владельцах МКД, которые в самостоятельном порядке регулируют их сохранность или заключают договор с управляющими организациями.

К сведению: на этапе возведения многоквартирного дома застройщик должен монтировать приборы учета до получения разрешения на сдачу МКД.

Посмотрите видео: “Новшества в законодательстве про установку индивидуальных приборов учета тепла в квартирах и их разновидности.”

Нормативы потребления отопления в МКД без счетчика с 2020 года

В таблицах приведены нормы потребления отопления из расчета на сезон продолжительностью девять месяцев. Единицей является Гкал на 1 м 2 всех помещений в МКД:

Строения, возведенные включительно до 99 года:

ЭтажБез коэфф.С коэф. периодичности
1, 3, 40,0250,01875
20,0230,01725
5-90,0210,01575
от 100,020,015

МКД, построенные после 99 г.:

ЭтажБез коэфф.С коэф. периодичности
10,020,015
2, 6, 70,0180,0135
3-5, 8, 90,0190,01425
от 100,0160,012

С 01.07.16 г. формула, по которой рассчитываются начисления за коммунальный ресурс для зданий, не оснащенных приборами учета, Постановление Правительства №603 внесло корректировочный коэффициент.

Размер исчисляется путем деления продолжительности отопительного сезона на общее количество месяцев в году (ПП №354, Приложение №2, п. №2). Иными словами, если власти субъекта издали приказ о расчете норматива за 9 мес., но с распределением на год, то коэффициент периодичности составит 9/12.

Общедомовые счетчики на отопление в многоквартирном доме

Владельцы квартир, проживающих в МКД, вправе разрешить ситуацию с высоким потреблением тепла, установив ИПУ вместо общедомового прибора учета. Однако это не самый экономичный способ, т. к. цена на оборудование высокая. Итоговую стоимость следует разделить на всех собственников и тогда сумма получится приемлемой.

С общего прибора учета показания снимаются ежемесячно сотрудниками управляющей компании или ТСЖ. Оплата производится в соответствии с метражом каждой жилой площади. Дополнительно действует правило субсидий и перерасчета. Последний вариант подразумевает возврат средств, если температура батарей и окружающего воздуха в квартире не соответствует нормам.

Кто устанавливает

Устанавливается теплосчетчик на основании решения жильцов многоквартирного дома. Для этого инициируется собрание, где обсуждается монтаж. Дополнительно определяют, кто будет инспектировать элемент ОДИ, снимать показания, а также формировать счета на оплату.

Решение заносится в протокол, затем в УК направляется заявление о согласии установить оборудование. Основная цель монтажа общедомового прибора – низкая цена. Но в результате экономическая обоснованность может не иметь ожидаемого эффекта. Например, в старых домах недостаточная теплоизоляция, которая влечет повышенный расход ресурса.

Формула расчета отопления по общедомовому счетчику

  • Pi – объем взноса за отопление по одному объекту недвижимости, получаемый по итогам расчета (руб.);
  • Si – метражность квартиры или нежилого помещения;
  • S об – общая м 2 МКД;
  • V д – показатель потребления энергии на основании ОДПУ, если рассчитывать в рамках сезона или от среднего объема за 12 месяцев;
  • Т т – действующий тариф в регионе на ресурс;
  • Vi – индивидуальное потребление тепла;
  • ∑Vi – суммарный объем по дому.

Особенности установки индивидуальных счетчиков на отопление в многоквартирном доме

Согласно Федеральному закону №261 в МКД, подключенные к центральной системе теплоснабжения, нужно монтировать ОДПУ. Наличие общего устройства по учету тепла позволяет владельцам объектов устанавливать дополнительные индивидуальные приборы.

Переход на ИПУ осуществляется за счет собственника недвижимости. Монтаж и порядок расчета платы за потребляемый ресурс зафиксирован в законодательстве – ПП №354.

Выгодно или нет ставить индивидуальный счетчик тепла в квартиру

Планируя переход на ИПУ, владельцев волнует – будет ли установка счетчика отопления для квартиры выгодна или нет. Фактически собственник расходует средства только за тепло, которое отдают радиаторы, т. е. нет возмещения теплопотери. Для повышения экономии нужно предотвратить любые источники ухода ресурса – утеплить объект, установить герметичные стеклопакеты и т. п.

Возврат денег и экономия происходит, если устанавливать индивидуальный счетчик по требованиям закона:

  • получено разрешение на монтаж и соблюдены условия от РСО;
  • направлено извещение председателю дома или инспектирующему сотруднику;
  • в отдельной квартире допускается только один прибор учета;
  • проектная документация согласована с ресурсоснабжающим предприятием;
  • по итогам работы – счетчик опломбирован сотрудниками управляющей компании (на руки собственнику выдается акт).

Соблюдение всех требований достаточно проблематично, хотя в итоге владелец получает право ставить индивидуальное устройство, которое снизит ежемесячный размер платы за отопление. Рациональным вариантом является установка прибора учета в новостройке, где в каждом помещении есть разводка с отдельной трубой для подачи тепла.

Однако и в этом случае возникают препятствия, ставящие под сомнение законность мероприятий.

К примеру, ранее в ПП №261 указано, что показания с ИПУ допускается принимать, если соблюдены условия:

  • тепловые счетчики установлены во всех жилых помещениях;
  • на входе в ЦС есть общедомовой прибор учета.

В 2020 году законодательство в отношении квартирных ИПУ претерпело изменения.

На заметку: современные модели оснащены электронными микросхемами, выдающие сведения о температурных показателях, расходе и фактическом использовании тепла.

Пример расчета платы за отопление при наличии счетчиков

После того как собственник решил поставить счетчик на отопление в квартире многоквартирного дома, необходимо рассчитать будущий размер взносов. Для этого применяется следующая формула:

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Если установить счетчик тепла в квартире с центральным отоплением, то размер ежемесячных взносов будет рассчитываться так:

Учитывая, что известно общее потребление ресурса в отдельном объекте недвижимости по индивидуальному прибору – 0,4 Гкал, нужно рассчитать ∑Vi, т. е. суммарный расход на весь МКД. Но в данном случае принимаются только показатели помещений, оснащенные ИПУ.

(4350 м 2 х (18 Гкал / 1050 м 2 )) + 18 Гкал = 91,95 Гкал,

  • 1050 м 2 – общая метражность квартир, в которых нет индивидуальных счетчиков;
  • 18 Гкал – расход отопления по показаниям ИПУ;
  • 1050 м 2 – площадь объектов, где установлены отдельные приборы учета потребления ресурса.

Так, ∑Vi = 91,95 Гкал, поставляемая во всех жилые помещения .

Далее, имея расчеты, можно определить объем ежемесячных взносов:

(0,4 Гкал + ((43 м 2 х (130 Гкал-91,95 Гкал)/5400 м 2 )) х 1550 рублей = 1086 р. 55 коп.

Таким образом, установленный счетчик на батарею отопления в квартире позволяет оплачивать 1086, 55 руб. в месяц. Как правило, по показаниям ОДПУ взнос за полученное тепло при таком метраже составляет

2200 р. – выгодно или нет монтировать ИПУ, собственник решает сам.

Правовое регулирование

В законодательстве РФ произошли изменения, касающиеся действующих Правил по услугам на отопление в МКД. Так, 28.12.18 г. вышло ПП №1708, которое содержит обновленные положения и условия обеспечения теплоснабжением квартир в многоэтажках.

Суть корректировок:

  1. Наличие счетчика тепла допускается в горизонтальной или вертикальной системе отопления.
  2. Если имеет развязка из двух труб, то оборудование становится на входе в объект недвижимости. В остальных случаях устанавливаются отдельные распределители.
  3. Тепловой счетчик, смонтированный в соответствии с Правилами, УК или ТСЖ обязаны ввести в эксплуатацию и принимать показания с ИПУ для последующих расчетов за отопление.
  4. Упразднен норматив, требующий установки индивидуальных счетчиков во все помещения МКД.
  5. Оплачивать потребленный ресурс следует согласно ПП №354. Нормативный акт указывает, что собственник должен перечислять взносы по ИПУ + средства для обогрева ОДИ.
  6. Обновление вступило в силу с 01.01.19 г.

На заметку: обязательное требование для установленных индивидуальных приборов – наличие в доме ОДПУ. В противном случае ИПУ монтировать бессмысленно, т. к. показания не учитываются.

Куда обращаться за установкой

После принятия решения установить счетчики на отопление в квартирах в доме, нужно согласовать процедуру с УК или ТСЖ. Получив разрешение, допускается приступать к монтажу.

Пошаговая инструкция:

  1. Письменное обращение в управляющую компанию. Организация вправе удовлетворить просьбу владельца квартиры, если к заявлению приложены копии бумаг – технический паспорт на объект, свидетельство о собственности, документы на счетчик.
  2. Затем УК выдвигает тех. требования, необходимые для монтажа прибора учета.
  3. Разработка проекта автономной системы отопления. Подготовкой документации занимается фирма, которая получила заявку на проведение работ.
  4. Полученные бумаги направляют на согласование с ресурсоснабжающим предприятием.

Приобретать счетчик до разрешения не нужно, т. к. РСО вправе выдать обоснованный отказ. Лишь имея на руках пакет документов можно поставить энергетический прибор учета. Оборудование должно соответствовать действующим нормативам.

На заметку: у продавца следует запросить товарно-кассовый чек, инструкцию, гарантийный талон, а также копию сертификата качества на устройство.

Организацию, которая будет проводить установку, нужно проверить наличие лицензирования деятельности и провести сравнительный анализ конкурентов. Эксперты рекомендуют опираться на сертификаты, выписки из ЕГРЮЛ, а также допуски СРО.

Дополнительно следует проверить квалификацию специалистов компании, наличие необходимого оборудования и качество ранее выполненных работ. Желательно, чтобы у монтажников был соответствующий комплект.

На заметку: договор с фирмой по установке счетчиков на отопление должен предусматривать гарантий срок. В противном случае если УК не примет результаты и будут замечания, собственнику придется ещё раз платить за ту же услугу.

Помимо прибора учета, нужно приобрести дополнительные механизмы, устройства:

  • байпас;
  • регулятор температуры;
  • систему фильтрации на магистраль;
  • тройники;
  • другие тех. приспособления.

Далее, счетчики отопления пломбируются с обязательным снятием старых показаний. Процедуру выполняет представитель управляющей компании или работник РСО.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Заявление и документы

Индивидуальный счетчик отопления, как и другое измерительное оборудование, комплектуется техническим паспортом и сертификатом качества. Бумаги подтверждают первичную апробацию устройства на заводе. Характеристики наносятся на корпус в виде штампа или наклейки. Периодичность проверки и контрольное тестирование зависят от модели. Средние показатели этого срока составляют – 1 раз в 4 года.

Проверка и снятие показателей с ИПУ

Любое измерительное устройство следует регулярно проверять. Процедурой контролируется работоспособность счетчика отопления, а значит показания, переданные собственником, корректны. Первая поверка осуществляется производителем на заводе. Удостоверением является клеймо, расположенное в верхней части прибора. Документы визируют соответствующим штампом. После этого надзором занимается управляющая компания, ТСЖ или РСО не реже одного раза в 4 года.

Для проведения процедуры следует направить заявление в:

  • лицензированную компанию;
  • сервисный центр производителя счетчика на отопление;
  • подразделение Ростеста.

Алгоритм снятия показаний с ИПУ идентичен с другими приборами учета. Разница между цифрами в прошлом отчетном периоде и фактическом умножается на ставку по тарифу. Итоговую сумму нужно оплатить.

К сведению: счетчики на отопление определяют расход ресурса в кВт, а подавать показания следует в Гкал. Для перевода значений нужно исходную цифру умножить на 0,0008598.

В 2020 году осуществлять расчетные операции за потребляемое тепло с ИПУ допускается, если счетчики установлены в большинстве помещений МКД. Обновленное законодательство разрешает установку приборов учета по отоплению при наличии проектной документации и ОДПУ в многоэтажке. После монтажа устройства собственник вправе самостоятельно регулировать температуру в помещениях и объем потребления. Доплачивать нужно только за обогрев общедомового имущества.

Примечательно, что в июле 2020 г. в РФ начался масштабный проект по реконструкции старых домов и возведению новых МКД. Согласно законодательству они должны оснащаться исключительно энергоэффективными счетчиками на отопление, в т. ч. ИПУ. К примеру, в Санкт-Петербурге и Казани уже производят установку индивидуальных приборов учета.

Посмотрите видео: “Личные счетчики на отопление в квартире и нюансы их установки в старых домах.”

5 вопросов юристу о правах и обязанностях собственников и УК в отношении общедомовых приборов учета тепла

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

Если в доме нет общедомового прибора учета отопления, то кто должен его установить и оплатить за установку?

По общему правилу производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, далее – Закон № 261-ФЗ).

Если дом был введен до 29 ноября 2009 года (то есть до даты начала действия Закона № 261-ФЗ), то собственники дома в срок до 1 января 2011 года обязаны были обеспечить оснащение дома приборами учета тепловой энергии.

В свою очередь, согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, п. 38.1 Правил содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, далее – Правила) в случае невыполнения данных предписаний закона в указанный срок оснащение МКД приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, оказывающими услуги по передаче тепла, за счет лиц, не исполнивших в установленный срок обязанность по их установке. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку приборов учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Подробнее о порядке установке общедомового прибора учета и оплаты расходов читайте в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ по ссылке.

Кто обязан проводить поверку общедомового прибора учета тепла в МКД?

Обеспечение надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии входит в состав услуг УК по содержанию общего имущества дома (подп. “к” п. 11 Правил). Также работы по проверки исправности, работоспособности, техническому обслуживанию коллективных (общедомовых) приборов учета являются работами, необходимыми для надлежащего содержания системы отопления в силу п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290).

Является ли законным выставление к оплате за коммунальные услуги отдельной строкой за поверку прибора учета тепла?

Все работы, которые указаны в Минимальном перечне услуг и работ, являются обязательными к исполнению УК, и предполагается, что при установлении тарифа на содержание и ремонт такие работы включены в его состав.

Судебная практика, показывает, что выставление дополнительной оплаты сверх тарифа за поверку недопустимо.

Например, ГЖИ провела проверку УК по жалобе собственника о выставлении УК дополнительной строки в квитанции за поверку общедомового прибора учета в размере 5,81 руб. за 1 кв. м.

ГЖИ в результате проверки выдало предписание о необходимости произвести перерасчет (снятие) платы в полном объеме за дополнительные услуги (поверка счетчика узлов учета тепловой энергии). УК, не согласившись с ним, попробовало его обжаловать в суде.

Суды всех трех инстанций встали на сторону ГЖИ и отметили, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в число обязанностей УК в силу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса и подп. “к” п. 11 Правил. А поверка счетчика узлов учета тепловой энергии действующим законодательством, а также заключенным договором управления в доме (по которому выдано предписание) непосредственно отнесена к содержанию общего имущества и входит в состав платы за содержание жилого помещения (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2019 г. № Ф07-7017/19 по делу № А21-12912/2018).

В другом деле, УК оспаривала предписание ГЖИ, которым было предписано осуществить перерасчет и исключить из оплаты дополнительную строку в платежном документе за проведенную поверку общедомового прибора учета отопления. УК в обоснование позиции указала, что договором управления не предусмотрена обязанность УК проводить поверки общедомовых приборов учета, в связи с чем она законно и обоснованно включила в квитанции расходы за проведенную поверку. При этом УК инициировала общее собрание собственников по вопросу об оплате поверки, но кворум на собрании отсутствовал.

Суд указал на наличие обязанности по поверке в силу договора управления и норм действующего законодательства, а также дополнительно на довод об отсутствии кворума и несения бремени УК по поверке напомнив, что УК выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление МКД в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2019 г. № 13АП-3948/19).

Существует ли обязанность УК в МКД предоставлять по запросу собственнику жилого помещения в МКД сведения о показаниях общедомового прибора учета тепла?

Любой собственник, а также законно проживающее лицо (например, член семьи, совместно проживающий с собственником) имеет право запросить такую информацию у УК. В свою очередь, УК в силу п. 34 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416, далее – Правила № 416) обязана в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления запроса (обращения) – предоставить письменную информацию за запрашиваемые потребителем периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных услуг, потребленных в жилых и нежилых помещениях в МКД, объемах (количестве) коммунальных услуг, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, объемах (количестве) коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в МКД.
В итоге, собственник может запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета не только тепловой энергии, но иных установленных общедомовых приборов учета.

В какой форме можно запросить информацию о показаниях общедомовых приборов учета?

Согласно п. 35 Правил № 416 запрос (обращение) может быть направлен по выбору обратившегося посредством:

  • почтового отправления;
  • электронного сообщения на адрес электронной почты УК;
  • государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) – dom.gosuslugi.ru;
  • нарочным самим собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме;
  • через консьержа МКД, если услуга консьержа предусмотрена договором управления домом;

Официальный ответ направляется по тем же каналам связи, по которым был получен запрос (обращение), если заявителем не указано иное.

Возможна ли установка счетчика тепла в квартиру? Действующее законодательство и необходимый порядок действий граждан

Возможно ли поставить в квартире счетчик тепла и использовать его для расчета платы за отопление? Что говорит по этому поводу действующее законодательство? И если возможно, то каковы должны быть действия граждан, которые хотят перейти на оплату услуг теплоснабжения, исходя из показаний квартирного счетчика? На эти вопросы отвечает Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит »

Установка счетчика тепла в квартире: что говорит законодательство?

Начнем с того, что Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ предписывает до 01.01.2012 года всем собственникам жилья установить как общедомовые счетчики энергоресурсов, так и квартирные счетчики воды, электроэнергии, газа, а, при наличии технической возможности, — квартирные счетчики тепла.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г №354 (ред . от 14.02.2015 г.) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребителю дается право принимать решение об установке индивидуального общеквартирного или комнатных приборов учета тепловой энергии.

В каких квартирах можно устанавливать счетчики тепла?

Установка квартирных счетчиков тепла, как правило, предусматривается с горизонтальной поквартирной разводкой труб — в квартиру заходит только один стояк отопления и от него запитаны все остальные радиаторы отопления в квартире по кольцу.

Законодательство запрещает установку счетчиков тепла в квартирах домов с вертикальной разводкой — в квартиру заходит несколько стояков отопления и от каждого стояка в квартире запитан только один радиатор отопления (Приказ Минрегиона РФ от 29 декабря 2011 г. N 627).

Порядок действий при установке счетчиков тепла

Если Вы решили перейти на оплату услуг теплоснабжения исходя из показаний счетчика тепла в квартире, необходимо выполнить следующее:

  1. Необходимо убедиться в возможности установки счетчика тепла. Желательно составить акт обследования, что установка прибора учета в вашей квартире технически возможна.
  2. При наличии возможности установки устранить все возможные источники теплопотерь: промерзающие углы, щели в окнах, плохо утепленные входные двери. Только тогда монтаж счетчика учета тепла принесет ощутимую материальную экономию.
  3. Обратиться в ЖЭК, ТСЖ или управляющую компанию для предоставления технических условий, в которых прописано, что необходимо для подключения счетчика в вашей квартире.
  4. Определиться с типом квартирного счетчика тепла: механический или ультразвуковой. Покупать счетчик тепла рекомендуется в специализированной (легальной ) компании. При покупке взять кассовый и товарные чеки, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации.
  5. На основе полученных технических условий надо обратиться в специализированную компанию, занимающуюся проектированием, монтажом, а также обслуживанием объектов теплоснабжения для заказа «проекта на установку счетчика тепла».
  6. Вызвать специалиста для проведения обследования теплового ввода в квартиру и выполнения необходимых замеров.
  7. Разработать проект на установку квартирного счетчика тепла.
  8. Подготовленный проект согласовать в ЖЭК, ТСЖ или управляющей компании.
  9. Произвести монтаж счетчика тепла и пусконаладочные работы.
  10. После установки тепловой счетчик пломбируется представителем ЖЭКа, ТСЖ или управляющей компанией, и подписывается акт о его приеме и допуска в эксплуатацию.
  11. Далее оплату услуг теплоснабжения можно осуществлять по показаниям счетчика тепла.

Кто может устанавливать счетчики тепла в квартиру?

Устанавливать счетчики тепла должна лицензированная компания. При выборе своего подрядчика обратите внимание на следующее:

  • наличие информации о компании в ЕГРЮЛ;
  • наличие всей необходимой документации (сертификаты , свидетельства, допуски СРО);
  • наличие спецоборудования и квалифицированных специалистов; осуществление полного перечня монтажных работ;
  • возможность выезда инженера на квартиру для осмотра коммуникаций;
  • наличие гарантии на проводимые работы.

Переход на оплату за тепло по счетчику: правовая коллизия

При этом, впрочем, нельзя не отметить существование правовой коллизии, которая в настоящее время серьезно затрудняет переход на оплату услуги теплоснабжения исходя из показаний квартирного прибора учета тепла.

Дело в том, что в соответствии с п. 42 (1 ) ПП РФ №354, которое мы уже цитировали выше, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета (распределителями ) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении не оборудованным прибором учета определяется:

  • исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии и доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым ) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета (распределителями ) тепловой энергии, размер платы за отопление в жилом и нежилом помещениях определяется:

  • исходя из показаний индивидуального и (или ) общего (квартирного ) прибора учета и количества тепловой энергии на общедомовые нужды приходящееся на каждое помещение, как доли площади помещения занимаемой в общей площади многоквартирного дома.

Также письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстрой России) №11362-02/04 от 23.06.2014 поясняется п. 42 (1 ) ПП РФ №354, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний и индивидуальных (квартирных ) приборов учета возможна только при оборудовании индивидуальными приборами учета всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Получается, что в действующей редакции ПП РФ №354 размер платы за отопление по установленному счетчику тепла будете производить только в том случае, если во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома имеются коллективные (общедомовые ), общие (квартирные ) и индивидуальные счетчики тепла, а иначе – исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.

В тоже время в соответствии с п. 23 ПП РФ №307 от 23.05.2006 г., при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым ) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или ) общими (квартирными ) приборами учета, определяется для отопления исходя из следующего:

  • ежемесячный размер платы за отопление в помещении, не оборудованном приборами учета, определяется по нормативу потребления тепловой энергии на отопление,
  • ежемесячный размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета, определяется по среднемесячному объему потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.

Как видим, в действующем законодательстве наличиствуют несогласующиеся друг с другом нормы, регламентирующие возможность организации расчетов за услугу теплоснабжения, исходя из показаний квартирных счетчиков тепла.

Чтобы найти выход из создавшейся правовой ситуации, лучше всего обратиться в управляющую компанию или в правление ТСЖ, если предложенное решение не устроит, то следует поставить этот вопрос на голосование на общем собрании собственников жилья.

Автор: Иван Уженцев, главный специалист ЗАО «Юрэнергоаудит »

Читайте также:  Как уложить теплый пол под душевую кабину в ванной комнате?
Ссылка на основную публикацию