Вентиляция смотровой ямы в гараже: правила проектирования и особенности обустройства

Как сделать вентиляцию в гараже своими руками: 52 фото и полезные схемы

Если в вашем гараже не отлажена система вентиляции, о настоящем комфорте придется забыть: постоянное присутствие в воздухе вредных примесей вкупе с нездоровым запахом сырости сведут на ноль удовольствие даже от самой эффектной и современной отделки. Вот почему нормализовать циркуляцию воздушного потока — одна из главных ваших обязанностей. Рассказываем о том, как качественно и по всем правилам сделать вентиляцию в гараже своими руками. Для наглядности — подробная технологическая карта процесса, схемы и многочисленные фото, которые помогут держать все под контролем.

Что вы получаете, обустроив вентиляцию

  • за счет притока свежего воздуха нормализуете температуру в помещении, добиваясь максимального для себя комфорта;
  • устраняете среду, благодатную для появления конденсата и сырости;
  • удаляете из помещения опасные для человеческой жизнедеятельности вредные газы и примеси, неминуемые при хранении горючих веществ;
  • продлеваете срок службы своего автомобиля, защищая его от коррозии;
  • получаете возможность хранить в гараже не только комплектующие и инструменты, но и продукты питания;
  • добиваетесь приятного для ремонта и отдыха микроклимата в гараже.

Какая бывает?

Независимо от того, с каким гаражом приходится иметь дело, существует 3 способа устройства вентиляции. Они отличаются технологией монтажа и эффективностью, поэтому вам остается выбрать наиболее подходящий, чтобы извлечь из решения максимально возможный КПД.

Естественная

Самый дешевый и распространенный вариант, при котором разница между температурами внутри и снаружи помещения обеспечивает идеальный воздухообмен через 2 вентиляционных отверстия. Изготавливается из канализационных труб и доступна для устройства даже новичку.

Как это работает

Через вытяжное наполненный вредными веществами воздух выходит наружу — через притяжное поступает уже чистая воздушная масса.

Плюсы:

  • дешево и сердито;
  • простейший монтаж;
  • нет зависимости от электроснабжения.

Минусы:

  • летом ухудшается воздухообмен;
  • необходимо регулярно очищать воздухообменники;
  • при резких перепадах давления наблюдаются неприятные сквозняки.

Принудительная

Устройство механического типа, которое позволяет добиться всегда комфортной температуры в любое время года. Состоит, как правило, из:

Как это работает

В воздуховод монтируется вентилятор — лучше выбирать осевые либо канальные варианты. Он удаляет грязный воздух из помещения. Чистый воздух обрабатывается фильтром и подогревается электрокалорифером — и только затем уже поступает непосредственно в гараж.

Плюсы:

  • не только очищает, но и нагревает воздух, позволяя сэкономить на частичном обогреве помещения;
  • стабильная работа системы.

Минусы:

  • требует сложных расчетов для обеспечения оптимального воздухообмена;
  • в расходы на обслуживание включаются расходы за электричество;
  • монтаж далеко не всегда оказывается доступным.

Комбинированная

Отличается от естественной включением в систему дополнительного элемента — электровентилятора, удаляющего отработанный воздух.

Как это работает

Электровентилятор на вытяжном отверстии выгоняет грязный воздух из помещения. В остальном — все аналогично системе естественной вентиляции.

Плюсы:

  • нет зависимости от температуры снаружи помещения;
  • достаточно дешевый способ нормализации воздухообмена.

Минусы:

  • нет подогрева воздушного потока;
  • каналы быстро загрязняются и требуют скрупулезной чистки.

Приточная

Отличается от естественной наличием только одного канала, через который воздух и поступает внутрь. По сути, такой тип вентиляции позволяет обновлять воздух в гараже, постоянно «подбрасывая» свежую его порцию.

Как это работает

Аналогично естественной воздух выходит через вытяжные отверстия и поступает через приточные.

Плюсы:

  • недорого и просто

Минусы:

  • не всегда удается найти правильный баланс между размещением притяжных и вытяжных каналов.

Нормы и правила

Обустраивая вентиляцию в гараже, помните о том, что есть нормы СНиП, которых необходимо придерживаться — в противном случае вероятность получить штраф высока как никогда.

Изучите их внимательно в разделе СНиП 21-02*99. Отметим, что свежий воздух должен поступать в объеме как минимум 180 литров час и течение суток обновлять весь внутренний объема гаража как минимум 6 раз.

Материалы и инструменты

  • металлические либо пластиковые трубы;
  • герметик;
  • вентилятор;
  • электрокалорифер для механической системы вентиляции;
  • болгарка;
  • перфоратор и др.

Технологическая карта процесса

Рассмотрим подробно алгоритм обустройства естественной вентиляции из канализационных труб. В качестве примера берем условный гараж с общей площадью 20 кв. метров.

Шаг 1. Расчеты.

На каждые 10 кв. метров площади помещения должно приходиться не менее 15 см в диаметре канала. Соответственно, для гаража на 20 квадратов необходим канал с диаметром как минимум в 30 см. Но если вы делаете несколько вытяжных отверстий, то делите эти 30 см на их количество.

Шаг 2. Начертите схему расположения вентиляционных отверстий.

Предлагаем вам для упрощения процесса уже готовые варианты, которые вполне могут подойти.

Шаг 3. Оформите проем, в который будет поступать воздух.

Делается это перфоратором — просто отсчитайте от пола как минимум 10 см.

Шаг 4. Оформите выход.

Лучше всего делать его на противоположной стене — с той лишь разницей, что 1- см на этот раз отсчитываются не от напольного покрытия, а от потолка.

Шаг 5. Монтируйте трубу. Она может быть металлической либо пластической и должна выходить над крышей как минимум 30-40 см.

Шаг 6. Заполните имеющиеся пустоты между трубой и стеной герметиком. Это позволит избежать появления конденсата и распространения сырости.

Шаг 7. Поставьте дефлектор на трубы.

Это простое приспособление, которое значительно ускорит перемещение воздуха по трубам туда-обратно. К тому же, оно мешает проникнуть в трубы атмосферным осадкам.

В погребе или подвале

Если в вашем гараже есть погреб или подвал, и вы планируете использовать его для хранения продуктов питания, вспомогательных средств и не только, то без вентиляции не обойтись. Однако облегчает дело тот факт, что прекрасно справится с циркуляцией воздуха в помещении обычный вывод пластиковых труб.

Правда, есть нюансы: приточную трубу нужно выводить на расстоянии как минимум 50 см от уровня пола. Что же до вытяжной, то она размещается аккурат под потолком подвала и выводится непосредственно на крышу гаража. Оптимально, если вы ее хорошенько утеплите: так вы защитите трубу от конденсата.

При выводе избегайте каких-либо сложных изгибов — должна быть максимально простая конструкция, исправно выполняющая свою задачу.

Усиливает эффект использование в надземных частях гаража кирпичей со сквозными отверстиями. Однако это всего лишь рекомендация, а не строгое руководство к действию.

Изучите внимательно схемы вентиляции, разработанные для других гаражей и уже опробованные на практике.

В смотровой яме

Идеально проводить работы непосредственно в момент ее монтажа. В противном случае придется разбивать всю конструкцию и обустраивать заново.

Вентиляция в смотровой яме выполняется за счет создания дополнительного канала сразу после выравнивания дна и стен. Для этого понадобится пластиковая труба. Идеально, если с диаметром сечения не меньше 10 см. Она вставляется в горизонтальную траншею таким образом, чтобы нижний конец почти упирался в дно, и выводится через стену.

В итоге, даже при накинутом сверху помосте обеспечивается отличная циркуляция воздуха. И это — при минимальном вложении сил и средств в проект.

Посмотрите на то, как это делают другие владельцы гаражей.

Заключение

Уверены, что благодаря предложенной инструкции и схемам вы сможете правильно выполнить вентиляцию в гараже своими руками и обеспечить себе максимальный комфорт в любую пору года. Не относитесь к этому процессу свысока: на кону ваше собственное здоровье и полноценное функционирование находящегося в помещении транспортное средство. А этим, как известно, не шутят.

Особенности вентиляции в погребе и смотровой яме в гараже: устройство и схема

Важность поддержания оптимального уровня влажности, температуры и загрязнённости воздуха в гараже понятна. Неблагоприятные условия крайне негативно влияют на состояние автомобиля, оборудования и других предметов, которые находятся в гаражном помещении. Поэтому так важно позаботиться об устройстве системы воздухообмена. Причём ключевое значение для благоприятных условий будет иметь наличие эффективной вентиляции в смотровой яме или подвале.

В смотровой яме необходимо оборудовать систему воздухообмена

Воздухообмен непосредственно в помещении гаража

Обязательным конструктивным элементом гаража является смотровая яма или подвал. Поэтому при строительстве и оборудовании объекта нужно продумать вентиляцию не только для надземной постройки, но и для пространства, которое будет углублено в землю.

И если вентиляцию самого гаража обустроить достаточно легко, то создать систему эффективной циркуляции воздуха для смотровой ямы или подвала будет сложнее. Для надземной постройки достаточно простой приточно-вытяжной системы воздухообмена естественного типа. Такая вентиляция монтируется с помощью вентиляционных труб, которые располагаются на разной высоте. Приточная линия размещается ниже, а вытяжная выше. За счёт разницы температур в помещении и на улице будет создаваться дисбаланс давления, который поспособствует движению воздушных масс. Дополнительными элементами для такой вентиляции будут решётки, дефлекторы и заглушки.

Решётки позволят защитить помещение от проникновения через канал грызунов, насекомых. Они служат простейшим фильтром от загрязнений. Дефлектор, установленный на трубу вытяжки, позволит усилить движение потоков воздуха. Заглушки нужны для перекрытия поступления или выхода воздуха.

Для улучшения параметров микроклимата гаражного помещения естественную вентиляцию можно дополнить принудительной. Для этого необходимо смонтировать вентиляторы, которые позволят искусственно нагнетать воздух (подавать или выводить) в случае возникновения такой необходимости.

Вентиляция смотровой ямы и подвала: общая информация

Для создания эффективной системы проветривания не только надземного помещения, но и смотровой ямы с подвалом потребуется использовать более сложную систему. Здесь можно применить два принципа:

  • монтаж вентиляции для смотровой ямы и подвала, которая будет являться частью системы воздухообмена всего строения;
  • для углублённых в землю помещений будет монтироваться отдельная система, не связанная с общей вентиляцией (является более эффективной).

Что произойдет, если не обустроить систему проветривания на «низких» участках гаражной постройки:

  1. Коррозия днища автомобиля из-за скапливающейся влаги в смотровой яме и образующегося конденсата.
  2. Порча продуктов питания и других предметов.
  3. Образование грибка и плесени.
  4. Ускорение износа конструктивных элементов постройки.
  5. Скапливание токсичных газов в смотровой яме.

Задачи, которые решает вентиляция смотровой ямы в гараже:

  1. Обеспечение поступления свежего воздуха.
  2. Регулирование температурного режима.
  3. Выведение излишков влаги, предотвращение образования конденсата, плесени.
  4. Удаление испарений топлива, выхлопных газов.

Факторы, которые учитываются при планировании и расчёте вентиляции:

  • размерные характеристики постройки и помещений (площади, высота);
  • назначение помещений — стоянка автомобиля, ремонтные работы, хранение продуктов питания, оборудования;
  • временные характеристики — планируемая частота нахождения в гараже транспортного средства, людей, сложность и частота ремонтных работ.

Потоки воздуха в гараже

Устройство и схема вентиляции

Самый простой способ обустройства вентиляции гаража с ямой и подвалом — проделывание небольших отверстий в стене строения. Их обязательно нужно прикрыть решёткой для защиты от проникновения грызунов и других животных. Такая система практически не требует финансовых и временных затрат. При этом она малоэффективна, особенно это касается пространства, находящегося ниже уровня земли.

Читайте также:  Газификация загородного дома: подключение к газопроводу

Стандартная приточно-вытяжная система для надземной постройки гаража не сможет обеспечить необходимых условий для ямы и погреба.

Самым эффективным способом является приточно-вытяжная вентиляция автономного типа, которая делается в дополнение к имеющемуся воздухообмену для надземной постройки.

Схема приточно-вытяжной вентиляции естественного типа для подвала или смотровой ямы гаража:

  1. Трубы притока и вытяжки должны располагаться в противоположных углах.
  2. Приточная труба должна заканчиваться на уровне 20—30 см от пола.
  3. Труба вытяжки размещается максимально близко к потолку (для смотровой ямы к крышке).
  4. Трубы рекомендуется устанавливать максимально горизонтально.
  5. Внешний конец трубы вытяжки должен возвышаться над верхней точкой кровли гаража на расстоянии не менее 50 см.
  6. Верхнее окончание трубы притока размещается на 5—15 см выше уровня земли. Зимой важно обеспечивать очистку приточного отверстия от снега. Увеличивать высоту не рекомендуется, так как это снижает мощность циркуляции.
  7. Для повышения эффективности циркуляции воздуха на трубы устанавливаются дефлекторы. В любом случае трубы нужно защитить от попадания осадков и грязи колпаком.
  8. Труба притока дополняется решёткой для защиты от насекомых, грызунов и других животных.
  9. На трубах в помещении можно предусмотреть заглушки, которые позволят ограничить или прекратить циркуляцию в случае необходимости.
  10. В местностях с холодной зимой трубы необходимо утеплить, чтобы предотвратить промерзание.

К сожалению, естественная система вентиляции имеет один минус — при выравнив

Схема вытяжки воздуха из гаража

Расчёт параметров системы воздухообмена

Согласно документам, регламентирующим систему вентиляции гаража (СНиП 41—01—2003) в такое строение стандартной площади —для одного автомобиля, со смотровой ямой или подвалом — должно поступать не меньше 180—200 кубических литров воздуха каждые 60 минут.

Для обустройства эффективной и полезной системы вентиляции необходимо выполнить точные расчёты нескольких ключевых параметров:

  1. Диаметр вентиляционных каналов (труб).
  2. Длина прокладки каналов.
  3. Способ прокладки каналов — наружный или внутренний.
  4. Необходимость утепления каналов и конструктивных элементов.
  5. Необходимая мощность вентиляторов (если система принудительная).

При простом определении диаметра труб используется следующее соотношение — на каждый квадратный метр площади помещения нужно 15 мм диаметра.

Монтаж вентиляции смотровой ямы

Перед началом обустройства системы воздухообмена выполняются подготовительные мероприятия:

  • разработка проекта и схемы с точной разметкой, размерными характеристиками;
  • расчёт количества необходимых материалов, закупка наименований в нужном количестве;
  • подготовка инструмента и помещений для проведения работ (освобождение от посторонних предметов рабочего пространства).

Материалы, необходимые для обустройства конструкции проветривания «углублённых» помещений гаража:

  1. Пластиковые трубы диаметром от 50 до 160 мм. Длина определяется исходя из высоты помещения и расстояния до точки выхода наружу.
  2. Фитинги — муфты, обводы, угольники, заглушка.
  3. Крепёжные материалы (хомуты, саморезы, дюбель-гвозди и др.).
  4. Решётка.
  5. Дефлектор.
  6. Заглушки или другие устройства для перекрытия труб.

Последовательность действий при монтаже вентиляции в яме или подвале:

  • В полу, стенах и потолке (в зависимости от запланированных мест на схеме) отмечаются места, где нужно сделать отверстия. С помощью перфоратора проделываются отверстия в этих точках. Важно аккуратно рассчитать размеры, чтобы отверстия позволяли протянуть через них трубы выбранного диаметра. В то же время отверстия не должны быть слишком большими, т. к. это затруднит их последующее аккуратное заделывание и увеличит расход материалов.
  • Последовательно прокладываются трубы приточной и вытяжной линий с их закреплением с помощью крепёжных материалов. Здесь важно соблюсти размерные параметры расположения труб, которые позволят создать нужную тягу.
  • После прокладки труб монтируются дополнительные элементы (решётки, дефлекторы).
  • Проверяется работоспособность системы.
  • Герметизируются стыки между трубами и стенами (потолком, полом). При необходимости открытые участки труб утепляются.

Если планируется монтаж вентилятора, стоит понимать, что принудительная система должна сохранять возможности естественной вентиляции.

Вентилятор — прибор, который может сломаться или отключиться при отсутствии электричества. В отключённом состоянии через него может проходить ограниченное количество воздуха.

В таком случае потребуется использовать естественное поступление. В связи с этим нужно прокладывать две линии проветривания параллельно или предусмотреть в месте установки вентилятора возможность прохождения воздуха (отверстие делается большего диаметра или разветвляется с помощью фитингов). Эта проблема не является критической, т. к. вентилятор можно просто демонтировать.

Вентиляция смотровой ямы в гараже: как сделать правильно

Система вентиляции в гараже способствует предохранению помещения от образования в нем конденсата, который приводит к появлению влаги и плесени, что отрицательно действует на сохранность автомобиля и всего, что находится в помещении. Источником влаги дополнительно могут быть смотровая яма и подвал.

Только устройство грамотной системы вентиляции поможет убрать эти проблемы, вывести из гаража все испарения топлива, удалить выхлопные газы и заменить воздух внутри помещения. Как обустроить своими руками вентиляцию в гараже подскажет статья.

Особенности устройства вентиляции в гараже

Большая часть водителей предпочитают устройство естественной вентиляции, при которой циркуляция воздуха производится за счет разницы температур имеющегося и поступающего воздуха. Такую систему можно установить самостоятельно, но часто есть смысл устраивать в гараже комбинированную вентиляцию.

Механическое удаление воздуха в этом случае выполняется вентилятором.

Когда устройство естественной или комбинированной вентиляции не дают требуемого эффекта, следует устраивать механическую вентиляцию с использованием специальных установок, которые обеспечат принудительный приток и отток воздуха посредством двухканальной системы. Вентиляция овощной ямы в гараже и смотровой, при их наличии, тоже должна быть с притоком свежего воздуха.

Порядок устройства вентиляции в гараже заключается в следующем:

  • Разрабатывается принципиальная схема устройства системы вентиляции. На ней в фундаменте, цоколе или стене указываются отверстия, где будут располагаться вентиляционные трубы. Такие же места размечаются для вентиляции смотровой и овощной ям погреба и подвала. В проекте учитываются:
  1. высота гаража;
  2. площадь помещения;
  3. количество размещаемых в нем машин;
  4. иногда тип двигателя и его мощность.

Совет: При этом следует учитывать размещение трубопроводов — надземное или подземное, рассмотреть для воздушного вихря эффективность принятого маршрута.

  • Выполняется расчет диаметра отверстий для устройства вентиляции.

При простом расчете естественной вентиляции предусматривается установка труб, из условий на один квадратный метр площади гаража — берется 15 миллиметров диаметра. При устройстве одноканального механического воздухообмена площадь вентиляционных отверстий берется 0,3% от всей площади гаража.

К чему может привести отсутствие вентиляции

По требованиями СНиПа, вентиляция помещения для хранения автомобиля, должна обеспечивать поступление воздуха в объеме минимум 180 куб.м/час.

В случае организации недостаточной вентиляции может возникнуть:

  • Сырость в помещении.

Основное назначение вентиляции в гараже — удаление излишков влаги. Зимой автомобиль заезжает в гараж, имея большое количество лишнего балласта, которыми могут быть: грязь, лед и снег. В герметичном помещении весь этот «багаж» оттаивает, а помещение наполняется влажными парами.

  • Коррозия кузова.

Вентиляция предназначена, чтобы удалить излишнюю влагу, ее функционирование позволяет достаточно быстро высушить снаружи автомобиль. При отсутствии воздушного потока, на автомобиль постоянно будут воздействовать водяные пары, что уже через 2-3 года приведет к капитальному ремонту кузова.

  • Отрицательное воздействие на всю конструкцию сооружения.

Устройство вентиляции гаража защищает от негативного воздействия влаги и коробку самого строения. При длительном воздействии, вода агрессивно воздействует и разрушает материал, из которого сооружен гараж.

  • Собирается большое количество выхлопных газов.

Отток воздуха позволяет удалить из гаража ядовитые выхлопные газы, пары бензина и другие химические соединения.

Как правильно устроить вентиляцию в гараже

Цена неправильной вентиляции в гараже может дорого обойтись его владельцу. Поэтому очень остро стоит вопрос, какая должна быть температура в гараже, влажность, как правильно устроить вентиляцию.

Для обеспечения хорошей тяги в вытяжной трубе при естественной вентиляции следует соблюдать такие требования:

  • Вытяжное отверстие должно находиться в самой высокой точке гаража — под потолком, как показано на фото.

  • Высота трубы выбирается максимальной, но не менее чем три метра от точки входа в помещение холодного воздуха через канал вентиляции для притока.
  • Выходная труба вентиляции должна иметь защиту от прямого попадания на нее дождя. В этом случае на трубу ставится грибок или прикрывается шифером от крыши.
  • Учитывается роза ветров. Вытяжной канал делается так, чтобы он направлялся в сторону ветра, а ветер не задувал в него.

При устройстве приточной вентиляции требуется:

  • Отверстия для выхода из каналов воздуха при приточной вентиляции следует располагать к полу как можно ближе. Оптимальное расстояние составляет до 50 сантиметров.
  • В приточной вентиляции общий диаметр каналов должен быть не меньше двух диаметров каналов вытяжной вентиляции.
  • Входящие каналы приточной вентиляции расположены в таком направлении, чтобы ветер максимально задувал в них.

Совет: Простейшая приточная вентиляция состоит из решеточки, расположенной в нижней части ворот гаража.

Как сделать вентиляцию ямы в гараже

Инструкция по вентиляции ямы в гараже предлагает:

  • По краям ямы, ближе к трубе, установленной для притока воздуха, ремонтная яма приоткрывается, создается щель шириной от 10 до 15 сантиметров.
  • Отверстие приоткрывается и между дощечками на яме оставляется расстояние до 10 сантиметров. Щель делается против каналов вытяжной вентиляции. При этом следует соблюдать правило: отверстия для вытяжки вдвое меньше чем для притока.

Совет: Автомобиль в гараже следует ставить так, чтобы он не был над тем местом, где находится щель для вытяжки воздуха из ямы. Этот участок самой агрессивной среды, здесь он будет очень сильно гнить.

Как сделать вентиляцию подвала в гараже

Совет: Для подвала, размещенного в гараже, следует обязательно сооружать отдельный канал для устройства вытяжной вентиляции.

  • Приточная труба располагается с севера, вытяжная с юга или учитывая розу ветров.
  • Приточная труба опускается в подвал до пола, а вытяжная идет с потолка.

Для сохранения урожая, хранящегося в подвале зимой, его следует располагать не ближе 70 сантиметров от трубы.

  • Общий диаметр каналов вытяжки минимум вдвое меньше диаметра притока.
  • Разность высот точки для подачи притока воздуха в подвал или конца трубы около пола в подвале для прихода воздуха, и точки выхода из вытяжного канала воздуха или конца трубы, расположенного на улице для выхода воздуха, должна быть не меньше трех метров.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже подробно показывает видео.

Вентиляция смотровой ямы

Многие автолюбители предпочитают сделать в своем гараже смотровую яму. Это позволяет с комфортом проводить регулярный осмотр, диагностику, а при необходимости и ремонт машины. Однако важно позаботиться о надежности, безопасности такого помещения. Нужна качественная вентиляция смотровой ямы в гараже. Сегодня мы рассмотрим ее предназначение, выясним, какие есть типы вентиляционных систем, чем они друг от друга отличаются. В конечном итоге нужно выбрать наиболее подходящий вариант.

Читайте также:  Узел прохода вентиляции через кровлю: варианты и правила сооружения

Зачем нужна вентиляция в смотровой яме

В гаражном помещении вентиляция необходима. Только она может обеспечить своевременное устранение излишков влаги. Даже при идеально выполненной гидроизоляции в гараже может стать сыро. И в первую очередь так происходит, когда на улице идет дождь или снег. Ведь автомобиль заезжает в гаражное помещение мокрый. И такая проблема сразу же решается при хорошей вентиляции: излишняя влага просто испаряется и выносится потоком воздуха через вытяжную трубу.

Если это не гарантировать, чрезмерная влажность способна создать два важнейших фактора риска: для гаражного помещения и непосредственно для машины. Конструкция строения начинает разрушаться из-за развития плесени, грибка. Автомобилю же страшна коррозия металла, которая также возникает вследствие сырости.

Казалось бы, сухо должно быть только в гараже, ведь машина стоит не в смотровой яме, а над ней. Но на самом деле из ямы влажный воздух будет расходиться по всему помещению в соответствии с принципом сообщающихся сосудов. Кроме того, сама яма тоже должна быть в хорошем состоянии. Оттуда необходимо устранять испарения химикатов, запахи. Воздух там должен быть свежим, ведь в яме долгое время находится автолюбитель, когда работает с машиной.

Особенности системы вентилирования в гараже

Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.

При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.

Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.

Порядок действий: что важно учесть

Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.

Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.

  • Площадь помещения.
  • Высота гаража.
  • Количество автомобилей.

Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.

Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.

Оптимальный диаметр вентиляционных труб

Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.

Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.

Создаем воздухообмен в гараже

Мы уже выяснили, что плохая вентиляция – это реальная угроза для автомобиля, самого гаража, а также для здоровья автолюбителя. Поэтому крайне важно сделать систему результативной. Рассмотрим важные моменты.

  • Тяга в вытяжке должна быть хорошей. Поэтому вытяжное отверстие размещают в наиболее высокой точке гаража.
  • Труба должна иметь максимальную высоту. Надо оставлять минимум три метра расстояния до точки входа холодного потока воздуха через приточную трубу.
  • Нужно обязательно защитить выходную трубу от попадания влаги. Делается специальный грибок, чтобы дождь не попал внутрь.
  • Принимайте во внимание, какое направление ветра обычно бывает. Вытяжку направляют в сторону ветра.

Элементарная приточная система может состоять из обычного отверстия с решеткой в нижней части гаражных ворот.

Делаем вентиляцию в яме

Остановимся на алгоритме работы для проведения вентиляции непосредственно в смотровую яму.

  • Ремонтную яму нужно приоткрыть по краям, ближе к приточной трубе. Оставьте зазор примерно в 10-15 см шириной.
  • Между досками, которые закрывают яму, тоже стоит оставлять зазоры по 10 см.
  • Обязательно сделайте щель и напротив вытяжки.
  • Придерживайтесь следующего принципа: отверстия для притока воздуха должны быть в два раза больше, чем для вытяжки.

Обратите внимание! Машину не нужно ставить над той зоной, где у вас имеется зазор для оттока воздуха из смотровой ямы. Именно на этом участке среда наиболее агрессивная, влажная. От этого потока автомобиль надо беречь, иначе днище начнет подгнивать.

Обеспечиваем комфорт в погребе

Остановимся и на вентиляции погреба. Если он располагается в гаражном помещении, отдельно от смотровой ямы, там тоже должна быть своя вытяжка.

Приточную трубу опускают в погреб до уровня пола. Вытяжной воздуховод следует провести с потолка. Желательно сделать вытяжку с южной стороны, а приточную трубу – с северной. Если вы собираетесь держать в погребе урожай, соблюдайте расстояние в 70 см от вентиляционной трубы до зоны хранения.

Для эффективности вентиляции соблюдайте соотношение диаметров: вытяжка должна быть в два раза меньше приточного канала. Также надо помнить о разнице в три метра между высотами точек для выхода и притока воздуха. В таком случае даже естественное вентилирование будет обеспечено на хорошем уровне.

Видео: устройство эффективной вентиляции

Стоит посмотреть и хорошую инструкцию в формате видео. Здесь речь идет об устройстве вентиляционной системы для гаражного погреба. Принцип организации вентиляции в смотровой яме будет аналогичным.

Очень важно подобрать оптимальный вариант, чтобы постоянно поддерживался хороший воздухообмен. Многие гаражники отмечают, что лучше всего сделать комбинированную вентиляционную систему: она надежнее, эффективнее и привлекает универсальностью. При ней достойный результат гарантирован в любое время года.

Схема вентиляции в гараже

Гаражное помещение позволяет сохранять автомобиль в исправном состоянии, осуществляя уход за ним и ремонтные работы, защищает его от сезонных осадков и других неблагоприятных факторов. Но для этого гараж обязательно должен иметь хорошую вентиляцию. В противном случае скопление испарений влаги и технических жидкостей способно вызвать интенсивное коррозионное разрушения корпуса автомобиля, а также еще целый ряд неприятных и опасных последствий.

Избежать этого поможет собранная своими руками схема вентиляции в гараже. Для её создания предстоит выбрать подходящую систему, составить немудреный проект, закупить материалы и, уже затем, смело приступать к работе.

4 веские причины для оборудования систем вентилирования гаражей

Для сохранности своего имущества, а также в целях личной безопасности вентилирование гаражного помещения должно осуществляться независимо от того отапливаемое оно или нет.

Виды схем вентиляции в гараже и их особенности

Для начала следует определить конструкцию вентиляции, удовлетворяющую местным условиям. Учитываются:

  • объем помещения;
  • наличие погреба или смотровой ямы;
  • частота и продолжительность использования гаража;
  • виды выполняемых работ и т.д.

Все конструкции проектируются на основе систем естественного или принудительного воздухообмена либо их комбинаций.

Естественная вентиляция в гараже

Использует свойства гравитационного или конвективного перемещения воздушных масс с различной температурой относительно друг друга. Таким образом, холодный поток через нижнее вентотверстие затягивается в гараж, замещая теплый воздух и выдавливая его через верхнее вентотверстие.

Преимущества и недостатки системы естественного воздухообмена:

  • невысокая себестоимость;
  • быстрая установка и простое обслуживание;
  • энергонезависимость;
  • практически не поддается регулировке;
  • эффективность зависит от разницы температур на улице и в гараже, поэтому летом она снижается;
  • поступает неподготовленный воздух с пылью и мелким мусором.

Принудительная (механическая) вентиляция в гараже

Воздухообмен активируется и регулируется посредством элетромеханических устройств – вентиляторов, ручных и автоматических заслонок, датчиков и т.д. Может собираться по одной из 3-х схем – приточной, вытяжной или приточно-вытяжной.

Преимущества и недостатки системы принудительного воздухообмена:

  • не зависит от времени года и погодных условий;
  • позволяет поддерживать режим оптимальной циркуляции воздуха;
  • может использоваться в гаражном блоке, построенном ниже уровня земли;
  • способна служить источником альтернативного отопления;
  • при желании комплектуется системами воздухоподготовки, климатконтроля и автоматики;
  • полностью энергозависима – наличие электричества обязательно;
  • требует повышенного внимания, а иногда квалифицированного обслуживания;
  • характеризуется высокими затратами на оборудование и его установку.

Организация практических схем вентиляции в гараже

Несмотря на многочисленные преимущества принудительного воздухообмена его полноценные версии в частных гаражах устанавливаются редко. Главная причина – высокая себестоимость. Чаще отдают предпочтение либо схемам естественного вентилирования либо их комбинированием с отдельными элементами механических систем. Поэтому следует учитывать, что:

  • приточное и вытяжное отверстия должны разноситься на максимальное удаление друг от друга (по диагонали помещения), чтобы обеспечить наиболее эффективную циркуляцию воздуха вокруг машины;
  • приточный вход всегда размещается как можно ближе к полу, а вытяжной выводится под потолком либо через крышу. Чем выше поднимется труба выхода, тем интенсивнее будет тяга. Хорошим решением также является установка пары вытяжных труб на двух уровнях – одну под потолком, вторую отступив от пола на 60-70 см. Они разделят удаляемый воздух на два потока, обеспечивающие равномерное проветривание автомобиля по высоте;
  • для монтажа вытяжки берется асбестовая или пластиковая труба соответствующего размера. Другие материалы под вытяжку категорически не рекомендуются. Например, в металлической трубе воздух быстро остывает, и тяга снижается в два раза;
  • само по себе увеличение диаметров вентотверстий или воздуховодов не гарантирует прирост тяги. Однако важно, чтобы площади сечения приточного и выходного каналов были равными. В противном случае не исключается возникновении обратной тяги.

Обустраивая простую схему вентиляции в гараже без подвала, нередко воздухозаборные отверстия размещают в нижней части гаражных ворот либо рядом с ними, закрывая их частыми решетками. Хотя они несколько снижают интенсивность притока, но защищают от грызунов и затягивания крупного мусора.

  1. Высота трубы – мин. 50 см, оптимальная 1,5-2 м.
  2. Дефлектор не дает ветру создавать завихрения в трубе, усиливает тягу.
  3. Вытяжной канал под потолком.
  4. Приточный канал рядом с въездными воротами.

Схемы вентиляции в гараже с подвалом и смотровой ямой

Вышеописанная схема также позволяет хорошо проветривать смотровую яму, если она не закрывается досками или щитами. Однако на практике приямок зачастую закрыт, и в нем, особенно зимой, скапливается влага. Выпадающий конденсат приводит к гниению древесины, ржавлению металлических элементов (закладных, уголков, арматуры).

Поэтому для вентиляции смотровой ямы в гараже необходимо либо периодически снимать с нее доски, либо продлить в нее трубу от приточного окошка. Таким образом, получится обойтись без обустройства специальной конструкции для воздухообмена.

Похожим способом осуществляется проветривание овощного погреба. Вентиляция овощной ямы в гараже может осуществляться через воздуховод, соединяемый с приточным отверстием в стене и продленный вниз. Однако, кроме того, потребуется установка дополнительного вытяжного канала, отводящего воздух из погреба наружу.

Читайте также:  Вентиляция в частном доме через фронтон: инструктаж по обустройству

Для монтажа воздуховодов рекомендуется использовать серые пластиковые трубы. Внутри помещения их лучше утеплить, чтобы снизить образование конденсата из-за разности температуры в трубе и помещении. Ниже представлен эскизный пример проекта вентиляции гаража с подвалом (погребом, смотровой ямой).

Схемы принудительной вентиляции гаража

Одна из наиболее простых схем механического вентилирования выглядит следующим образом:

  • для искусственно нагнетания свежего воздуха в гаражный бокс внизу его стены в отверстие приточного канала монтируется вентилятор;
  • для вывода отработанного потока второй вентилятор размещается в противоположном верхнем углу в вытяжном отверстии.

Вентиляторы обеспечивают стабильный воздухообмен, необходимый для поддержания здорового микроклимата. Объема обновляемого воздуха оказывается достаточно не только для самого гаража, но и для проветривания смотровой ямы и погреба. В случае, если яма или подвал чрезмерно переувлажняются, например подтапливаются, приточный и вытяжной канал придется проложить ниже уровня пола гаража. При этом соблюдается тот же принцип размещения – приток внизу ямы, отток вверху.

Схема вентиляции в гараже для малярки

Если в гараже размещается небольшая ремонтная мастерская с покрасочными или сварочными работами, то механическую вентиляцию дополняют разветвленными воздухозаборными каналами. Их протягиваю по периметру бокса и равномерно перфорируют по всей длине либо устраивают в них воздухозаборные отверстия с решетками через равные промежутки. При такой компоновке вентиляторы находятся на входе или внутри самих каналов.

Самостоятельное проектирование вентиляции гаража

Согласно нормам СНиП поступление свежего воздуха для комфортного хранения одного автомобиля составляет 180 м 3 /ч. Кроме того, СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей» предписывает, что в зимнее время средняя температура в гараже должна быть около +5 0 С . Более теплый микроклимат хорош для человека, но не для машины. Учитывается таяние прилипшего к ней снега и испарение влаги, которые способствую развитию коррозии.

Самостоятельный расчет системы проветривания небольшого гаражного сооружения можно выполнить, принимая во внимание, что:

  • приточный воздуховод монтируется с наветренной стороны не выше 10-15 см от уровня пола;
  • вытяжной – на 10-15 см ниже уровня потолка;
  • разница по высоте между приточным и вытяжным отверстиями со стороны улицы – не менее 2,5 м;
  • высота трубы над крышей – не менее 50 см.

Еще пара советов по обустройству и эксплуатации вентсистемы

  1. Рекомендуется ежемесячно проверять работоспособность вентиляции. Летом можно делать это и чаще, так как не исключается более интенсивное засорение вентрешеток пылью и мусором.
  2. Обязательно утеплите внешний участок вытяжной трубы. В зимний период теплый воздух из помещения, поднимаясь по воздуховоду, резко охлаждается и из него выпадает конденсат. Ночью он превращается в иней, а днем на солнце тает и стекает внутрь гаража. Для утепления вытяжки подойдет рукав из вспененного полиэтилена, который надевают непосредственно на внешний отрезок воздуховода. Чтобы уберечь полиэтилен от разрушения под воздействием солнечных лучей, рекомендуется обмотать его фольгой (подойдет обычная пищевая).

Кроме того, рекомендуем посмотреть видео, в которых также подробно раскрываются некоторые аспекты создания работоспособной схемы гаражной вентиляции:

Смотровая яма в гараже: особенности обустройства

Статья расскажет о том, как правильно устроить смотровую яму в гараже. Вы узнаете об особенностях этого сооружения, популярных ошибках и методах их устранения. Кроме того, мы опишем пошаговое руководство с фотографиями для постройки смотровой ямы усиленной конструкции.

Гараж при достаточном навыке его владельца постепенно превращается в СТО, в котором происходит ремонт и обслуживание автомобиля заботливыми хозяйскими руками, и здесь не обойтись без обустройства смотровой ямы. Ее конструкция представляет собой прямоугольное продольное углубление вдоль гаража шириной 600–800 мм и глубиной в средний человеческий рост. Длина ямы определяется местными условиями, но обычно её стараются сделать максимально длинной.

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо понимать заранее:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомобиль, стоящий над сырой ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Уровень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т. к. затопляемый резервуар — недопустимое сооружение для гаража.

  1. Силовой контур по верхнему периметру. Обычно его делают из уголка, к которому приваривают арматуру, сетку или просто «хвосты», которые запускают в армирование стяжки. Эта стальная рамка нужна для того, чтобы сдерживать давление от авто в динамике и статике. Без неё колёса просто продавят стяжку (которая редко бывает толще 50 мм) и она будет разрушаться и сыпаться в яму. Стальной контур служит также упором для домкрата и местом укладки перекрывающей доски.
  2. Ниши. Дают 200% к удобству в работе. Чем их больше, тем удобнее работать. Достаточный размер — высота 300–400 мм, глубина 150–250 мм, длина 400–500 мм. Обычно на яму под легковой автомобиль делают максимум 4 ниши — примерно под каждым колесом.
  3. Дополнительные упоры. В районе колёс, при монтаже силового контура, можно заложить дополнительные двутавры или швеллеры (высотой 90–120 мм) для удобства смещения домкрата по высоте. Практика показала, что такие манипуляции в районе ступиц — частая потребность.
  4. Освещение. Профи знают, что свет в таких ямах должен быть запитан от 36 вольт. Это исключает возможность возгорания паров топлива и ГСМ. При питании от 220 вольт короткое замыкание или разбитая лампа могут стать причиной несчастного случая, т. к. быстро выбраться из ямы, перекрытой автомобилем, довольно сложно.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Такой марш делают чаще всего в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Особенность устройства смотровой ямы

Проектируя смотровую яму для собственных нужд, ориентируйтесь на удобство работы для себя. В первую очередь это высота рабочего пространства или глубина ямы. Здесь они делятся на два типа:

  1. «Стоячие». Предназначены для работы стоя, в полный рост.
  2. «Сидячие». Операции выполняются, сидя на поперечном сиденье. Его можно установить на ролики, а по стенам пустить направляющие и легко перемещаться по яме. Этот способ экономит 500–600 мм глубины и материал для стен.

В обоих случаях край ямы должен находиться примерно на уровне плеча мастера. Этот принцип не влияет на конструктив, только на глубину.

Популярные ошибки при самостоятельном строительстве смотровой ямы

Мы рассмотрим недочёты при самом простом варианте с кирпичными стенами:

  1. Бетонирование пола перед стенами. Основную массу смеси для стяжки или лежачей плиты пола следует укладывать после возведения первых рядов. Иными словами, плита должна находиться внутри стен, а не стены стоять на плите. Плита внутри будет держать нагрузку от грунта и дополнительно страховать от деформаций «коробки». Для стен достаточно сделать мини-фундамент 60–80 мм.
  2. Яма без стяжки. Совершая эту ошибку, яму делают каменной или бетонной, а стяжку не делают из экономии или откладывают «на потом», т. е. навсегда. Лучшее решение — сделать стяжку, чтобы обвязать силовой контур ямы, даже если в ней нет особой необходимости.
  3. Пренебрежение силой грунта. Часто эта ошибка становится роковой — движения на глубине ниже низа фундамента гаража не ощущаются на поверхности. Изымая грунт из ямы, человек нарушает его естественную структуру, и грунт стремится заполнить пазуху (это его природное свойство). Поэтому используйте все доступные средства армирования — кладочную сетку, армопояс, закладные детали, анкера.
  4. Пренебрежение армированием. Подземные конструкции следует армировать вдвое гуще, чем надземные. Аргумент о стабильном грунте — самоуспокоение, т. к. поведение почвы непредсказуемо и может меняться в связи с климатическими условиями. Иными словами, грунт может начать давить на стенки — в этом случае положение спасёт армирование каждые 2–3 ряда с обязательной обвязкой углов.

Руководство по устройству ямы в гараже

В этой части статьи мы расскажем о том, как построить яму своими руками, а точнее, о последовательности работ. «Короб» предлагается выполнить кладкой в полкирпича с ж/б армопоясом. Это будет вариант с максимальным усилением.

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс один кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана. Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

3. Навязать к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10–14 мм так, чтобы получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно поднять на 3–4 ряда, обязательно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500–700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно установить силовой контур. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

8. Конструкции следует обеспечить вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно сказать, что яма, построенная по такой технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Другие варианты устройства ямы

На стабильных сухих грунтах, например, при расположении гаража на горе, можно не делать мощный армопояс и устроить более простое решение. Это может быть тонкослойное бетонирование «скользящей опалубкой».

Бетонированием это называется лишь условно — скорее, это метод нанесения толстого слоя штукатурки, которая нужна для укрепления среза грунта.

Вместо выкладки каменного, можно изготовить цельнометаллический резервуар. Это вполне жизнеспособный вариант при наличии материала и умения герметично варить металл.

Абсолютная гарантия защиты от затопления, но сам металл нужно усилить рёбрами жёсткости и защитить от влаги. Такой «стакан» просто устанавливают в котлован и бетонируют пазухи. Безусловный плюс — можно не привязывать ёмкость к стяжке.

В построении гаражной ямы нет особой сложности. Главное — чётко понимать свои потребности и соизмерять их с возможностями гаража. Во всём остальном можно положиться на материалы этой статьи, созданной на основе опыта многих мастеров.

Ссылка на основную публикацию