Холодильники “ЗИЛ”: история бренда + модельный ряд

Точка J

Обзоры и рейтинги статьи

Холодильники “ЗИЛ”: история бренда + секрет долгожительства

СССР давно распался, многие заводы модернизировали или полностью заменили производственные линии, выпускавшие бытовую технику. Но некоторые инженерные проекты до сих пор удивляют своей надежностью, несмотря на неидеальные условия эксплуатации.

Одним из таких примеров является холодильник ЗиЛ – воистину «неубиваемая» техника, которую и сейчас можно встретить на кухнях наших квартир или дач. В чем же секрет такого долголетия? Попробуем разобраться.

  • История производства холодильников ЗиЛ
  • Причины популярности ЗиЛов
  • Конструкционные особенности различных моделей
    • №1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2
    • №2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240
    • №3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**
    • №4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»
    • №5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»
  • Выводы и полезное видео по теме

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.

Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.

Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку.

Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн. «ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители.

С ними отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга.

Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих.

Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • стильный (на то время) внешний вид;
  • качественная сборка;
  • толстостенный крепкий корпус;
  • прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки;
  • лояльность к перепадам напряжения в сети;
  • легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса.

А вот на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами.

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности.

Не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачева было создано несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела свои неоспоримые на то время достоинства.

Конечно, не обошлось и без недостатков, но по сроку эксплуатации советские холодильники оставляют далеко позади современные приборы, а многие из них верно служат своим владельцам до сих пор. Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов.

№1 – первая птичка «ЗиС» ДХ-2

Флагман предприятия собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода им. Лихачева имела небольшую морозильную камеру с объемом 8 л, испаритель из нержавейки и надежный стальной конденсатор.

Корпус с округлыми углами и обтекаемыми формами был выполнен из сварной стали толщиной 8 мм и защищен от коррозии слоем силикатной эмали. Характерная «изюминка» модели – массивная ручка, которая могла использоваться как замок.

Но «первый блин» завода имел и внушительные недостатки:

  1. В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6 °C прибор в жарком климате не вытягивал).
  2. При производстве использовалось огромное количество металла.
  3. Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
  4. На то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на модели в 85 л был намного выше).

Но со временем, когда народ оценил преимущества хранения продуктов в холодильнике вместо авоськи за окном, этот недостаток не только превратился в достоинство, но и послужил толчком для разработки более вместительных приборов.

Таких холодильников было выпущено немного – около 50 тысяч в год. А сегодня эта модель приравнивается к раритетной технике.

Известен случай, когда в Казахстане удалось продать агрегат почти за 1 млн. тенге, но это, скорее, счастливая случайность, чем адекватная цена прибора.

№2 – усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Вторая модель завода им. Лихачева выпускалась в 1960-1969 гг., причем объемы производства значительно возросли благодаря уже высокому спросу и самой лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей.

Холодильники этой линейки имели общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения увеличилось до 29 л.

Помимо увеличения полезного объема, у модернизированного «ЗиЛа» были предусмотрены 4 дюралюминиевые полки под посуду различных габаритов, освещаемые и вскрытые лаком.

Также появились лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» под бутылки. В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.

Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили срок хранения провизии за счет установленной для НТО температуры в -10 градусов.

Дверной проем был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.

Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.

№3 – прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модели «ЗиЛа» существенно изменился внешний вид агрегата. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, дизайн прибора не позволяет компактно разместить его на малогабаритных советских кухнях.

Поэтому форма корпуса приобрела вид прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.

При этом объем прибора остался прежним – 240 литров, зато новые модели можно было установить в одном блоке с кухонным гарнитуром, и использовать верхнюю поверхность как полку (с предыдущих покатых форм предметы постоянно падали).

Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса приведена к стандарту – 60 см.

  1. Устаревшая модель компрессора, знаменитая громким «звуковым сопровождением» при работе.
  2. Низкое качество теплоизоляции, которая не позволяла значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводила к появлению снежной «шубы» на морозильной камере.
  3. Полки, которые затрудняли хранить продукты в нестандартных емкостях.
  4. Новый «травмоопасный» дизайн ручки с острыми краями.

Кроме того, разработчикам так и не удалось устранить основные производственные проблемы предыдущих версий – большой расход металла и трудоемкость изготовления.

№4 – «переходной» вариант «ЗиЛ-63»

С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с системой автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом, спрос на «ЗиЛы» резко упал.

Поэтому конструкторскому бюро завода им. Лихачева было поручено создать проект трехкамерного холодильника, который мог бы конкурировать не только с отечественными, а и зарубежными приборами.

Дизайн новых приборов разрабатывался вместе с профильными институтами, а для замены устаревшего компрессора была приобретена лицензия у американского бренда Tecumsen.

Но, как оказалось, промышленные мощности завода не были готовы к воплощению перспективного проекта в жизнь – он «заглох», как только выяснилось, что потребуется постройка нового цеха и закупка производственной линии за дефицитную тогда валюту.

Поэтому на основе новых разработок была выпущена модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 г.

И хотя прибор задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличные показатели рентабельности «затянули» его производство на 12 лет.

Руководство устраивали высокие объемы продаж, поэтому перспективные разработки были отложены в сторону.

В «Зил-63» был установлен компрессионный холодильный агрегат, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой крепились на пружинной подвеске и прятались под общим кожухом.

Достоинства новой линейки:

  • улучшенная теплоизоляция;
  • уменьшение шумности – машинный отсек прибора стал закрываться звукопоглощающим щитом;
  • полки из металлических прутьев, комфортно регулируемые по высоте с шагом 3 см;
  • увеличение полезного объема на 20 л;
  • возможность «перевешивать» дверцы в удобную сторону;
  • облегченная съемная ручка удобной длины.

Кроме этого, прибор был дополнен многочисленными элементами комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделениями для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открытия двери до 105 градусов.

А также регулируемыми роликами для транспортировки, формой для приготовления льда, контейнером со стеклянной крышкой для сохранения свежих овощей и фруктов.

К недостаткам можно было причислить оставшуюся ручной разморозку, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который по прежнему изготавливался на самом заводе.

Но упорное использования отсталых технологий и прекращение непрерывного совершенствования своего продукта отобрали «пальму первенства» у холодильников «ЗиЛ».

№5 – представитель «переходной» линейки «ЗиЛ-64»

С 1988 г в продажу поступили модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30, которые выпускались до 2001 года.

В этих холодильниках уже появилось автоматическая функция оттаивания, улучшенная ППУ-изоляция и возможность снижения температуры заморозки до -18 градусов.

Объем НТО был увеличен до 30 дм 3 , в нем появилась разделительная пластмассовая полка для рационального размещения продуктов.

Но конкурировать с иностранными производителями эти приборы долго не смогли, поэтому их производство было остановлено.

Выводы и полезное видео по теме

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя.

Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого, правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой.

Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки.

Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

Легендарные Советские холодильники ЗИЛ — когда делали для людей

Самые надежные в СССР холодильники ЗиЛ, пережившие уничтожение завода.

Фирменный логотип, который вошёл в историю на грузовиках, правительственных лимузинах и… холодильниках.

В этом году будут полностью демонтированы оставшиеся руины московского завода ЗиЛ. Его территория уже значительно освоена новым строительством, что не могло не сказаться на памяти о предприятии.

Чуть-чуть не дотянувший до 100-летия ЗиЛ был не просто одним из головных отраслевых заводов и центров разработки. Порой он оказывался единственным производственным объединением, которому можно было доверить выпуск хоть и непрофильных, но очень нужных товаров массового спроса. Вместе с материальными свидетельствами автогиганта есть риск навсегда упустить и эту часть истории отечественной промышленности и дизайна.

Между тем именно история Советского бытового дизайна в последние годы показывает всё растущий спрос и внутри и за пределами России. Складывается интересная ситуация — то, что порой становится ключевыми экспонатами лучших выставок, одновременно служит по назначению в домохозяйствах бывшего СССР, не спеша на свалку.

В особенности это касается славных своей надёжностью холодильников ЗиС-ЗиЛ выпуска середины 1950-х — начала 1990-х, вся линейка которых была представлена в заводском музее.

В 1949 году вышло постановление правительства от 07.9.49 г. с поручением Министерствам автомобильной и авиационной промышленности о разработке компрессионных бытовых холодильников. На ЗиС было создано головное конструкторское бюро, возглавленное Сергеем Михайловичем Камишкирцевым, которое тут же принялось за поисковую работу. Развернулось творчество, в духе создания правительственных машин — с анализом лучших заграничных образцов и привлечением смежников из других отраслей. Результатом стали холодильник ДХ-2 и компактная модель для Саратовского завода.

Читайте также:  Холодильники Shivaki: отзывы, ТОП-5 лучших моделей, плюсы и минусы

В 1952 году, в рамках пятой пятилетки и 3-й реконструкции завода, ЗиСу было поручено перейти от разработки к производству и наладить массовое изготовление домашних холодильников и велосипедов. Это не вызывало восторга у дирекции, которую в первую очередь волновало производство грузовиков, но конструкторские и рабочие группы приняли задание с энтузиазмом. Первые холодильники и велосипеды создавались полукустарно, участками в самых разных цехах, конвейер лишь проектировался.

Строительство отдельного корпуса для холодильников шло очень медленно, а старый был рассчитан лишь на 25 единиц в сутки. Тем не менее в 1952 коллективу ЗиС удалось снизить себестоимость холодильников и увеличить их выпуск на 17%. Многономенклатурность действительно остро сказывалась на главном конвейере и заставила предприятие просить освобождения хотя бы от велосипедов, несмотря на их отличную репутацию. Было ясно, что правительство, Госплан и Госснаб рассчитывают на ЗиС как производителя холодильников не меньше, чем грузовиков и правительственных лимузинов. Популярные в стране велосипеды «Прогресс» были сняты с конвейера ЗиЛа и переведены на ЖВЗ под Брянск

Милионный велосипед и первая модель холодильника ЗиС-Москва.

Создание нового цеха домашних холодильников стоимостью примерно 47 000 000 рублей затянулось более чем на 5 лет. В 1959-ом,цех был закончен. Технология наконец совершила качественный скачок к рентабельности. В самодостаточном цехе была введена холодная штамповка листового металла (то, чего так долго не мог освоить автопром), глубокая механизация, конвейеры общей длиной 2500 погонных метров.

С запуском «завода в заводе» 30% производственной программы стало экспортироваться, 30% распределялось по столичным магазинам и среди сотрудников, а остальное уходило по всей стране, в первую очередь — заслуженным гражданам. По причине такого контингента, контроль качества холодильников на ЗиЛ (переименован с 1956-го) осуществлялся выше, чем необходимый для ГОСТ. Браком считались даже незначительные косметические дефекты. Показательно, что руководства эксплуатации всех поколений холодильников были в первую очередь ориентированы на обеспечение полной их бесперебойности и долговечности.

С 1969 года легендарные скруглённые формы ЗиС-Москва ДХ-2 и ЗиЛ-Москва ДХ-3М, уступили место конструктивно-линейному дизайну ЗиЛ-62 КШ-240/26. Были исправлены недочёты конструкции, снизилась металлоёмкость, а дизайн был актуализирован новейшим мировым тенденциям, одновременно соответствуя габаритам хрущёвок. ЗиЛ-62 остался известен своим светящимся рубиновым логотипом.

В 1976 году ЗиЛ-62 КШ-240/26, который больше не мог конкурировать с моделями других советских производителей, сменила модель ЗиЛ-63 КШ-260/26, ставшая поистине рентабельной и удобной в эксплуатации. Именно она получила введённый в том же году канонический фирменный логотип «ЗиЛ» и эргономичную, травмобезопасную хромированную ручку двери.

При этом в конце 70-х уже была разработана трёхкамерная модель ЗиЛ-65 с ёмкостью 400 литров против прежних 240. Для её разработки были привлечены художники-конструкторы из ВНИИТЭ, специалисты Института жилища и американская фирма, основанная человеком, который ввёл само понятие «промышленный дизайн» — Рэймондом Лоуи. Однако модель была принята к производству с опозданием и лишь мелкосерийно, а специально созданный под неё завод в Караганде пал жертвой развала СССР.

ЗиЛ-65 с открытыми дверцами.

Вплоть до 1990-х, когда цех домашних холодильников стал отдельным предприятием, его продукция оставалась одной из лучших в стране. Однако после развала СССР завод предпринял попытки удешевления конструкции, перестал выполнять обязательства по обслуживанию, закономерно начав терять спрос и объёмы выпуска. Как и материнское автомобильное предприятие, ОАО «Московский завод домашних холодильников» начал то простаивать, то получать огромные материальные вливания, в конце концов закрывшись даже раньше автозавода.

Холодильники ЗИЛ история бренда модельный ряд

Немного истории

Завод ЗИЛ берёт своё начало в 1916 году. Изначально предприятие создавалось для производства автомобилей. Но, спустя год успешной работы, завод пришлось закрыть, поскольку в жизненные планы внесли корректировки революционные события. 4 года предприятие не функционировало. Затем работа завода была возобновлена. Во время войны на предприятии производили военные машины. Но, свою популярность ЗИЛ получил после начала выпуска холодильников.

Холодильники Зил белый и черный

Об особенностях холодильников

Холодильные устройства ЗИЛ пользовались популярностью у зажиточных граждан. Эти агрегаты стоили недёшево и потому, приобретались только состоятельными людьми. Учитывая эту особенность, производители старались оснащать технику запчастями высшего качества. Сотрудники предприятия рассказывали, что все детали, используемые в процессе создания холодильников, проходили многоуровневую проверку. Часто браковались те комплектующие, которые по оттенку отличались от привычных деталей.

Первый агрегат

Самая первая модель холодильника ЗИЛ имела общий объем 165 литров. Для производства использовали высокопрочную сталь, толщиной 8 см. Дополнительно, металл покрывали антикоррозийным веществом. Высота конструкции равнялась 133 см, а ширина 67 см. Устройство отличалось прочностью и надёжностью. По сути, первый холодильник ЗИЛ изготавливался на длительное, практически вечное пользование.

Интересной особенностью холодильных агрегатов ЗИЛ, является неизменный на протяжении многих десятилетий обтекаемый дизайн. Также модели данного бренда оснащаются оригинальными ручками. Многие современные компании, занимающиеся производством холодильников в ретро стиле, до сих пор используют в своих разработках основные черты первых холодильников ЗИЛ. Тот дизайн и сейчас считается образцом элегантности и безупречности в мире домашней техники.

ЗИЛ 63

Производство ЗИЛ никогда не стояло на месте. Разработчики постоянно усовершенствовали производимую продукцию. Благодаря высочайшему качеству рос и спрос на эти устройства. Завод выпустил новую модель ЗИЛ 63.

Холодильник отличался следующими характеристиками:

  • Наличием съёмных полочек, которые можно было регулировать по высоте.
  • Легко моющимися эмалированными стенками.
  • Наличием в боковых отделениях специальных держателей для яиц, бутылок и мелких упаковок с продуктами.
  • В нижней части конструкции имелись специальные ролики для удобного перемещения холодильника ЗИЛ 63 по кухне.

Холодильный агрегат ЗИЛ 63 оснастили съёмной дверцей, которую можно было перевешивать с левой стороны на правую. На радость, хозяйкам данную модель оборудовали вместительной морозильной камерой.

ЗИЛ 64 КШ 260

Эта модель обладает массой преимуществ перед предыдущим агрегатом:

  • Наличием автоматической системой оттаивания.
  • Водоотводной трубкой, по которой удаляется вода после оттаивания льда внутри камер.
  • Поддержание низкой температуры на уровне -18 градусов в габаритной морозилке.

Холодильник ЗИЛ-64 КШ-260, показанный на фото, оснащен в морозильном отсеке удобной пластмассовой полочкой, на которой хозяйка имеет возможность разместить продукты.

ЗИЛ -1951

Холодильники ЗИЛ-1951, показанные на фото, поразили потребителей новыми возможностями. Помимо низкотемпературной морозильной камеры, холодильное отделение оснастили дополнительными полочками для хранения большого количества продуктов. Появились отсеки для яиц, и настоящий подарок для хозяек – отделение для хранения сливочного масла в мягком состоянии.

Холодильник ЗИЛ -1951

Холодильник ЗИЛ 1951-1957 годов выпуска пользовался в то время невероятно популярностью. Пользователи утверждали, что данные агрегаты практически не нуждались в ремонте. А если и возникала такая необходимость, то виной тому, являлся сам пользователь. В большинстве случаев к ремонту прибегали, если неправильно осуществляли оттаивание камер или производили неправильную транспортировку.

Качество агрегатов было настолько высоким, что до сих пор, холодильник ЗИЛ-1957, можно встретить на кухнях у наших бабушек. Старые устройства функционируют по-прежнему превосходно.

О старых моделях холодильников ЗИЛ, на видео расскажет специалист по обслуживанию бытовой техники.

В середине 20 столетия холодильные устройства ЗИЛ, можно было встретить в домах зажиточных граждан. Эти агрегаты отличались безупречно эксплуатацией и надёжностью. По сей день ремонт холодильникам ЗИЛ требуется крайне редко. 50-летние агрегаты успешно функционируют на кухнях многих соотечественников. На сегодняшний день, завод ЗИЛ производит современные модели холодильных установок, используя оборудование Занусси.

POLVAM.RU

Как сделать пол

Холодильники “ЗИЛ”: история бренда + секрет долгожительства

СССР давно распался, многие заводы модернизировали или полностью заменили производственные линии, выпускавшие бытовую технику. Но некоторые инженерные проекты до сих пор удивляют своей надежностью, несмотря на неидеальные условия эксплуатации. Одним из таких примеров является холодильник ЗиЛ – воистину «неубиваемая» техника, которую и сейчас можно встретить на кухнях наших квартир или дач. В чем же секрет такого долголетия? Попробуем разобраться.

История производства холодильников ЗиЛ

Отправной точкой начала производства отечественных компрессионных холодильников, работающих на фреоне, считается Постановление от 07 сентября 1949г., по приказу которого было создано конструкторское бюро на московском заводе имени Й. В. Сталина.

Именно здесь были разработаны и подготовлены чертежи для изготовления небольших 85-литровых агрегатов «Саратов» и более вместительных 165-литровых ЗиЛов.

Впервые знаменитые холодильники сошли с конвейера в апреле 1950 года, но так как их «родной» автомобилестроительный завод был назван в честь Сталина, то и логотип приборов складывался из аббревиатуры «ЗиС-Москва», а уже с 1956 года, когда предприятие переименовали в «Завод имени Лихачева», его продукция стала брендом ЗиЛ

Прототипом для первого холодильника «ЗиС-Москва» послужил образец предвоенного производства США. Один из «премьерных» приборов, между прочим, был подарен Брежневу и получил от того высокую оценку. Но в тяжелое послевоенное время народ был не в состоянии приобрести дорогостоящую технику – у завода поначалу были серьезные проблемы со сбытом, но уже через пару пятилеток очередь на продукцию была расписана на много лет вперед.

На заводе имени Лихачева было собрано более 5 млн. «ЗиЛов», но после развала Союза на рынке появились иностранные производители, с которыми отечественная техника не смогла конкурировать из-за перебоев с финансированием новых разработок и неправильной политики маркетинга. Чтобы удержатся на плаву, руководство стало снижать качество изделий, «закрывать глаза» на различные дефекты, что незамедлительно отразилось на потребительском спросе.

Сегодня на территории бывшей многокилометровой промзоны предприятия остались только несколько зданий, которые были реконструированы и превращены в автоцентр с шоу-румами

В 2016 году легендарный завод имени Лихачева отметил свое столетие, но о восстановлении его производственных мощностей уже речи не идет – большая часть цехов была снесена под постройку нового жилого микрорайона.

Причины популярности ЗиЛов

Главный секрет долгожительства советских холодильников – высокое качество всех деталей, от материалов корпуса до всех комплектующих. Долгое время эти приборы относились к элитной технике, доступной далеко не каждому: треть выпущенного объема продукции отправлялась на экспорт, столько же продавалось в Москве, а остальное отпускалось по разнарядкам для высоких чинов из различных городов Союза.

Преимущества холодильников «ЗиЛ»:

  • Стильный (на то время) внешний вид.
  • Качественная сборка.
  • Толстостенный крепкий корпус.
  • Прочные, регулируемые по высоте, не впитывающие запахи и легко отмывающиеся полки.
  • Лояльность к перепадам напряжения в сети.
  • Легкая разборка и высокая ремонтопригодность.

Каждое изделие проходило строгий контроль качества. Даже полностью исправный прибор мог быть забракован при наличии всего лишь мелких царапин или незначительных неровностей на сварном материале корпуса (на других заводах, выпускающих холодильники, подобные нюансы не считались дефектами).

Высокие стандарты предъявлялись ко всем деталям. Известны случаи, когда браковались целые вагоны с заготовками, на которых были обнаружены пятна или отклонения по цвету поверхности, а не прошедшие контроль комплектующие переадресовывались на другие, менее «привередливые» заводы. Такая жесткая позиция стала главной причиной, по которой бренд «ЗиЛ» долгое время считался производителем самым надежных холодильников в Союзе.

Конструкционные особенности различных моделей

На заводе имени Лихачева было создано несколько линеек ЗиЛов, каждая из которых имела свои неоспоримые на то время достоинства. Конечно, не обошлось и без недостатков, но по сроку эксплуатации советские холодильники оставляют далеко позади современные приборы, а многие из них верно служат своим владельцам до сих пор. Рассмотрим подробней модельный ряд ЗиЛов.

Первый холодильник завода – «ЗиС» ДХ-2

Флагман предприятия собирался на заводе с 1951 по 1960 год. Первая «ласточка» КБ завода им. Лихачева имела небольшую морозильную камеру с объемом 8 л, испаритель из нержавейки и надежный стальной конденсатор. Корпус с округлыми углами и обтекаемыми формами был выполнен из сварной стали толщиной 8 мм и защищен от коррозии слоем силикатной эмали. Характерная «изюминка» модели – массивная ручка, которая могла использоваться как замок.

Объем первого холодильника ДХ-2 составлял 165 л, но при этом имел довольно компактные размеры: его высота была 133 см при ширине 67 см

Читайте также:  Потребляемая мощность холодильника: сколько электроэнергии потребляет + как сэкономить

Но «первый блин» завода имел и внушительные недостатки:

  • В морозилке не поддерживалась нормированная температура (даже до заявленного показателя -6°C прибор в жарком климате не вытягивал).
  • При производстве использовалось огромное количество металла.
  • Сам агрегат был массивным, тяжелым и занимал много места на кухне.
  • На то время объем в 165 литров считался неоправданно большим (потребительский спрос на модели в 85 л был намного выше). Но со временем, когда народ оценил преимущества хранения продуктов в холодильнике вместо авоськи за окном, этот недостаток не только превратился в достоинство, а и послужил толчком для разработки более вместительных приборов.

Таких холодильников было выпущено немного – около 50 тысяч в год. А сегодня эта модель приравнивается к раритетной технике. Известен случай, когда в Казахстане удалось продать агрегат почти за 1 млн. тенге, но это, скорее, счастливая случайность, чем адекватная цена прибора.

Усовершенствованный «ЗиЛ-Москва» КХ-240

Вторая модель завода им. Лихачева выпускалась в 1960-1969 гг., причем объемы производства значительно возросли благодаря уже высокому спросу и самой лучшей рекламе – положительным отзывам потребителей. Холодильники этой линейки имели общий объем 240 л, а вместительность низкотемпературного отделения увеличилось до 29 л.

Ежегодно на предприятии выпускалось около 120 тыс. «ЗиЛов» КХ-240, и именно эта модель стала первым советским холодильником, отправленным на экспорт в другие страны

Помимо увеличения полезного объема, у модернизированного «ЗиЛа» были предусмотрены 4 дюралюминиевые полки под посуду различных габаритов, освещаемые и вскрытые лаком. Также появились лотки для яиц, место для хранения масла и «гнезда» под бутылки. В нижней части холодильного шкафа был установлен выдвижной металлический поддон для свежих овощей/фруктов и других охлажденных продуктов.

Температура в морозильной камере холодильника поддерживалась за счет работы терморегулятора с возможностью ручной регулировки степени охлаждения

Кроме того, конструкторы исправили многие недостатки предыдущей модели и увеличили срок хранения провизии за счет установленной для НТО температуры в -10 градусов. Дверной проем был обшит накладками из пластмассы, а в качестве теплоизоляционного материала использовалось тонкое стекловолокно.

Герметичное закрытие обеспечивал эластичный резиновый уплотнитель, установленный по периметру внутренней стенки двери, и курковый затвор.

Прямоугольный «ЗиЛ-62» КШ-240/26**

В третьей модели «ЗиЛа» существенно изменился внешний вид агрегата. Оказалось, что несмотря на привлекательные округлые линии, дизайн прибора не позволяет компактно разместить его на малогабаритных советских кухнях, поэтому форма корпуса приобрела вид прямоугольника с четко выраженными прямыми углами.

Маркировка с двумя звездочками означала, что в новых моделях холодильниках ЗиЛ-62 морозильная камера способна поддерживать температуру на уровне -12 градусов

При этом объем прибора остался прежним – 240 литров, зато новые модели можно было установить в одном блоке с кухонным гарнитуром, и использовать верхнюю поверхность как полку (с предыдущих покатых форм предметы постоянно падали). Кроме того, резиновый уплотнитель на дверцах был заменен на магнитный, который и сегодня используется практически на всех холодильниках, а ширина корпуса приведена к стандарту – 60 см.

  • Устаревшая модель компрессора, знаменитая громким «звуковым сопровождением» при работе.
  • Низкое качество теплоизоляции, которая не позволяла значительно уменьшить толщину стенок корпуса и приводила к появлению снежной «шубы» на морозильной камере.
  • Полки, которые затрудняли хранить продукты в нестандартных емкостях.
  • Новый «травмоопасный» дизайн ручки с острыми краями.

Кроме того, разработчикам так и не удалось устранить основные производственные проблемы предыдущих версий – большой расход металла и трудоемкость изготовления.

«Переходная» линейка холодильников «ЗиЛ-63» и «ЗиЛ-64»

С появлением на советском рынке первых двухдверных моделей «Минск» и «Ока» с системой автооттаивания и увеличенным до 300 литров объемом, спрос на «ЗиЛы» резко упал. Поэтому конструкторскому бюро завода им. Лихачева было поручено создать проект трехкамерного холодильника, который мог бы конкурировать не только с отечественными, а и зарубежными приборами.

Один из опытных образцов трехкамерного «ЗИЛа-65» с системой электроуправления и рабочим объемом 600 л, который так и не вошел в серийное производство

Дизайн новых приборов разрабатывался вместе с профильными институтами, а для замены устаревшего компрессора была приобретена лицензия у американского бренда Tecumsen. Но, как оказалось, промышленные мощности завода не были готовы к воплощению перспективного проекта в жизнь – он «заглох», как только выяснилось, что потребуется постройка нового цеха и закупка производственной линии за дефицитную тогда валюту.

Поэтому на основе новых разработок была выпущена модель повышенного комфорта – «ЗиЛ-63» КШ-260/26**, которая собиралась на заводе до 1988 г. И хотя прибор задумывался как переходная модель перед запуском принципиально нового холодильника, высокий спрос и отличные показатели рентабельности «затянули» его производство на 12 лет. Руководство устраивали высокие объемы продаж, поэтому перспективные разработки были отложены в сторону.

В холодильниках «ЗиЛ-63» была впервые применена технология «подвесной ручки», которая могла быть установлена для лево- или правостороннего открытия

В «Зил-63» был установлен компрессионный холодильный агрегат, а компрессор и асинхронный электродвигатель с пусковой обмоткой крепились на пружинной подвеске и прятались под общим кожухом.

Достоинства новой линейки:

  • Улучшенная теплоизоляция.
  • Уменьшение шумности – машинный отсек прибора стал закрываться звукопоглощающим щитом.
  • Полки из металлических прутьев, комфортно регулируемые по высоте с шагом 3 см.
  • Увеличение полезного объема на 20 л.
  • Возможность «перевешивать» дверцы в удобную сторону.
  • Облегченная съемная ручка удобной длины.

Кроме этого, прибор был дополнен многочисленными элементами комфорта – небольшой полочкой для мелких продуктов, отделениями для масла и сыра, лотком на 15 яиц, ограничителем максимального открытия двери до 105 градусов, регулируемыми роликами для транспортировки, формой для приготовления льда, контейнером со стеклянной крышкой для сохранения свежих овощей и фруктов.

К недостаткам можно было причислить оставшуюся ручной разморозку, надежный и долговечный, но устаревший компрессор, который по прежнему изготавливался на самом заводе. Но упорное использования отсталых технологий и прекращение непрерывного совершенствования своего продукта отобрали «пальму первенства» у холодильников «ЗиЛ».

С 1988 г в продажу поступили модернизированные модели «ЗиЛ-64» КШ-260/30, которые выпускались до 2001 года. В этих холодильниках уже появилось автоматическая функция оттаивания, улучшенная ППУ-изоляция и возможность снижения температуры заморозки до -18 градусов. Объем НТО был увеличен до 30 дм 3 , в нем появилась разделительная пластмассовая полка для рационального размещения продуктов.

Инновационная система охлаждения и авторазморозки с выводом талой воды из камеры в холодильниках «ЗиЛ-64» — аналог современной «NoFrost»

Но конкурировать с иностранными производителями эти приборы долго не смогли, поэтому их производство было остановлено.

Видео о легендарных холодильниках

Несмотря на свою надежность и качество сборки, «старички» ЗиЛы тоже выходят из строя. Но и здесь у них есть небольшое преимущество перед современной техникой: приборы легко разобрать самому, а расходные детали стоят недорого (правда, за давностью лет могут возникнуть проблемы с их покупкой). Больше информации о знаменитых холодильниках – смотрите в нашей видеоподборке.

История советского бренда холодильников «ЗиЛ»:

Замена термостата у «ЗиЛ-64»:

Как из старого прибора сделать стильный раритет — реставрация корпуса «ЗиЛа»:

Несмотря на свою славную историю, модели «ЗиЛ» давно устарели и не сравнятся с современными холодильниками ни по вместительности, ни по бесшумности работы, ни по легкости разморозки. Но если у вас есть подобный раритет, не спешите с ним расставаться – некоторые мастерские предлагают услуги по модернизации старых приборов и смогут превратить ваш «ЗиЛ» в стильную изюминку, которая украсить интерьер дачи или квартиры в винтажном стиле.

Советские холодильники. Или назад в СССР.

«Бытовая цивилизация» в СССР началась только в 50е годы. Великая Отечественная война прервала развитие еще довоенного производства холодильников в СССР на долгие годы. В послевоенное время строили кирпичные дома улучшенной планировки, где предусматривался встроенный холодильный шкаф.

Но вскоре, семимильными шагами стало улучшаться благосостояние наших советских граждан.

Выпуск холодильников в СССР приобретал темпы — выполним и перевыполним. Товар был престижным и тем, кому не удавалось разместить его на перенаселенных метрах коммунального жилья, приходилось перевязывать чудо техники цепями и вешать амбарный замок, дабы уберечь от коварных посягательств соседей по коммунальной кухне. Технический прогресс вместе с возрастающими потребностями граждан СССР явил миру еще ряд новшеств и усовершенствований.

В 1950 г. на Московском заводе «Газоаппарат» был изготовлен первый серийный бытовой абсорбционный холодильник «Газоаппарат».

В 1954 г., на смену ему пришел холодильник с маркой «Север».

Первые термоэлектрические советские холодильники с маркой «Морозко», освоенные в г. Великие Луки, стали поступать в торговлю в 1956 г. Их можно было устанавливать на полу или на столе и подвешивать на стене. Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

В феврале 1951 г. холодильники ЗИС-Москва поступили в торговую сеть Москвы. В 1956 году их было выпущено 6230 шт.

Холодильники меньшего размера — «Саратов-2» выпускал Саратовский электроагрегатный завод. Через пять лет завод ежегодно выпускал 120 тыс. холодильников, в конце 1962 г. с конвейера уже сошел миллионный холодильник.

В 60-е Советский Союз наращивает объемы производства: «жить стало лучше, жить стало веселей». Растет ассортимент советских холодильников за счет освоения новых марок. Уже почти в каждой семье есть блестящий, почти буржуазно красивый помощник по хозяйству. Не нужно больше мечтать о финском холодильнике Розенлеф. В СССР все свое — и самое лучшее.

Советский холодильник «ЗИЛ-Москва». Легенда ретро-дизайна. До сих пор эстетически привлекателен обтекаемой формой. Прочности лакокрасочного покрытия позавидует любой автомобилист.

В 1959 было положено начало Минскому заводу холодильников (с 1977 года ПО «Атлант»). В 1962 году завод выпустил первый холодильник – «Минск-1».

В 1961 г. начал работать Смоленский завод холодильников (ОАО «Айсберг»). С 1964 по 1999 г. там выпущено более 5 млн. холодильников и 15 тыс. морозильников.

Холодильный прогресс бодро шествует по бескрайним просторам СССР. Выпуск компрессионных бытовых холодильников начинается по всей стране, на крупных заводах: Муромском («Ока»),

Красноярском («Бирюса») и др.

В 1976 г. завод ЗИЛ начал осваивать производство более комфортабельного советского холодильника — «ЗИЛ-63». Время глобального дефицита заставляло людей доставать практически все. Ночами отмечались в очереди за холодильником, днем бегали в поисках того, что туда положить. Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Советский холодильник ЗИЛ-63 был максимально осовременен, в нем уже заметно снижен производимый шум. Советский холодильник «ЗИЛ-63» поставлялся более чем в 50 стран мира, практически во все страны Африки и Юго-Восточной Азии.

Заводом ЗИЛ были также созданы холодильник «ЗИЛ-64»

и трех-камерная модель бытового холодильника — ЗИЛ-65.

Пережившие не одно поколение импортных собратьев, прочные, долговечные советские холодильники, исправно несут свою службу на дачах и по сей день.

Найдены дубликаты

Эти небольшие холодильники могли бы совмещать функцию обогревателя, так как задняя стенка их сильно нагревалась.

Ващета,у любого холодильника задняя стенка(радиатор) нагревается. Это принцип холодильника. Тепло “перекачивается” из внутренней области наружу.Просто КПД разный.

У некоторых современных радиатор встроен в боковые стенки. Но принцип от этого не меняется.

У данных моделей тепла выделялось много больше перекачанного. Т.Е. энергоэффективность как у лампы наливания.

Автозамена и кривые пальцы

А вот такой легендарный холодильник почему не осветили?

чейта не осветили, промелькнул он там, в фотках.

к слову, у моей маман трудится бирюса -морозилка и холодос 4го поколения, вот уже лет 15 бесперебойно.

а на моей квартире – бирюса 5го поколения, 8 лет назад купленный.

Почти как сименс, был у каждого

холодильники с запирающейся дверцей много детей погубили. детки играли в прятки, или просто из любопытства забирались внутрь этих холодильников, а двери захлапывались и дети задыхались. на видео жесть, не для слабонервных и беременных

В детстве у деда почти в такой же холодос залез. достали минут через 5. Позднее в пионерском лагере играли в военные игры и пленных держали в холодильнике в старой кухне заброшенного соседского лагеря. Холодильник большой промышленный. меня словили после ужина, закрыли в холодос. Открывался только снаружи. Посидев с полчаса я уснул. вел себя естественно тихо – про меня враги просто забыли и ушли. Проснулся – тишина. пошумел и понял что снаружи то меня почти не слыхать. Нашел в кармане 2х копеечную монету и начал разбирать дверь изнутри. Открутил кучу винтиков, убрал кучу пенопласта, добрался да замка. Он кажется на 4х гайках был. с трудом но осилил. Открыл дверь – ночь. пришел в лагерь – огреб люлей , но про холодос промолчал. Потом мы его починили (замок) , пенопласт обменяли на ведро смородины в деревне. В дверце пробили дырки чтоб дышать (я не помню чтоб задыхался , но жарко было очень при очень). Но после всех процедур там стало гораздо теплее (изоляция = ведро смородины) и появились комары. да и игра нам поднаскучила. А потом кто то видимо стуканул куда надо и холодос исчез.

Читайте также:  Холодильник Daewoo: ТОП-8 лучших моделей, отзывы, советы по выбору

Тоже сразу эти истории вспомнила. Видео смотреть не буду на всякий случай.

Холодильники: история и современность. Часть 2

Окончание. Начало статьи в нашем материале от 27 августа.

Заокеанский опыт

Пока европейцы теоретизировали, Америка создавала действующие образцы. Экспериментальные модели компрессорных холодильников появились в США в 1910 году. А уже через год американцы приступили к серийному производству этого типа охлаждающих машин. Агрегат был назван именем его создателя — европейца, французского монаха и учителя физики Марселя Одифрена. Аппарат Одифрена стал первой автоматической холодильной машиной. Интенсивный теплообмен при небольших размерах, отсутствие трущихся деталей и сложных в производстве клапанов сделали её чрезвычайно популярной. Также привлекала простота обслуживания и ремонта: 1-2 раза в год надо было поменять приводные ремни и смазать два подшипника. Но «Одифрен» не был самостоятельным холодильником в полном смысле этого слова, таким, каким мы привыкли видеть его сейчас. Это была скорее охлаждающая приставка к традиционному ящику со льдом. Красивый деревянный сундук с обшивкой из красного дерева и охлаждающей конструкцией стоил около 1000 долларов — в два раза дороже автомобиля — и однозначно был предметом роскоши.

Впрочем, сей факт не помешал распространению «Одифрена» на рынке. Экономика шла в гору, до начала Великой депрессии оставалось больше 10 лет. Некоторые представители американского народа могли позволить себе такой прибор. С каждым годом число этих машин увеличивалось, и в 1923 году в Америке их насчитывалось уже более 20 тысяч. Холодильные агрегаты «Одифрен» выпускали до 1928 года.

Одновременно с этим в 1915 году Альфред Меллоуз разработал уже совершенно автономную конструкцию с компрессором, находившимся в нижней части шкафа. В 1916 году им была организована компания по производству холодильников — Guardian Refrigerator Company, выпустившая свой первый холодильник 17 августа того же года. Компания изготавливала качественную, но дорогую продукцию, что не очень удовлетворяло запросы того времени. А потому и спрос был невелик, и финансовое положение не слишком стабильным. Поэтому выпущено и продано за 2 года было всего лишь 40 холодильников. В 1918 году президент General Motors Вильям С. Дюран приобрёл компанию Guardian и дал ей имя Frigidaire. Мощности и технологии компании General Motors позволили многократно расширить производство и снизить стоимость своей продукции. Холодильники стали по-настоящему массовым товаром.

Один из первых поступивших в продажу холодильников Frigidaire

Помимо Frigidaire разрабатывали и продавали свои модели и другие фирмы: Kelvinator, Servel, Gibson. Зачастую их технические решения были довольно нетривиальными, иногда курьёзными. Доходило даже до того, что компрессор в них приводился в действие ременным приводом от двигателя, находившегося в подвале дома или в соседней комнате. И лишь в 1927 году конструкторы General Electric во главе с датским инженером Кристианом Стинстрапом создали модель, все составные части которой были помещены в одном небольшом шкафу. Аппарат был снабжен терморегулятором. Но современную форму и наполнение холодильники приобрели в начале тридцатых годов, когда в качестве хладагента стал использоваться безопасный для человека фреон. Это открыло новые перспективы для развития отрасли.

Плакат, рекламирующий американские холодильники Frigidaire в Венгрии, 1928 год

Холодильники в России

В нашей стране первые холодильники с ледяным охлаждением были изготовлены в начале ХХ века, ещё при царском режиме. Их ёмкость составляла около 100 л, а масса — 50 кг. Габаритные размеры равнялись 365×505 × 900 мм. Шкаф был деревянным, а полки оцинкованными. Он охлаждал содержимое примерно до +7 градусов по Цельсию. Развитию производства холодильников помешала Первая мировая война, а затем и революция. Во время Гражданской войны и коллективизации о холодильниках тоже не вспоминали.

В СССР работы по их разработке начались лишь в конце 30-х годов прошлого века. Первый образец компрессионного бытового холодильника ХТЗ-120 был изготовлен в 1937 году на Харьковском тракторном заводе (ХТЗ). Полезный объём ХТЗ-120 составлял 120 л. Аппарат был оснащён герметичным компрессором, наиболее низкая температура на средней полке была -3°С, а в испарителе — до -20°С. Внутренний объём холодильника освещался электролампочкой, автоматически включающейся при открывании двери. Размеры внутренней камеры составляли 755×455 × 380 мм, изоляция толщиной 80 мм была выполнена из древесного войлока. Наладить производство нового холодильника было сложно. Поэтому первый серийный ХТЗ-120 был выпущен только в конце 1939 года. В 1940 году их было изготовлено уже 3500 единиц. Дальнейшее развитие производства было прервано Великой Отечественной войной.

Кроме компрессионных бытовых холодильников в предвоенное время разрабатывались и абсорбционные конструкции холодильных агрегатов. После предварительных исследований был сконструирован и изготовлен опытный экземпляр бытового абсорбционного холодильника полезным объёмом 30 дм (температура в камере — -5°С, расход электроэнергии 100 Вт). Он успешно прошёл испытания. Но и тут помешала война.

В послевоенное время разработка абсорбционных конструкций была продолжена на заводе «Газоаппарат». В 1950 году была выпущена первая партия одноименных холодильников. Объём камеры составлял 45 л.

В 1954 году завод перешел на изготовление более совершенного холодильника «Север» полезным объёмом 65 л. Оба холодильника имели электрический обогрев. Абсорбционные холодильники с газовым обогревом у нас в стране не прижились, так же как и в других странах Европы.

Опыт завода «Газоаппарат» лёг в основу организации производства абсорбционных бытовых холодильников на Оренбургском («Оренбург»), Великолукском («Морозко»), Пензенском («Пенза») и других заводах. Васильковское предприятие по чертежам швейцарской фирмы «Сибир» производило аппарат «Кристалл-9». Объём холодильной камеры — 213 л, испарителя — 31 л. При этом в испарителе поддерживается температура воздуха -18°С, что вполне соответствовало тогдашним мировым стандартам. Но давалось это дорогой ценой: расход электроэнергии был в три раза выше, чем у аналогичных компрессорных моделей. Наряду с очень небольшим объёмом низкотемпературного отделения это было основным недостатком подобной холодильной техники. Единственная модель, которая пользовалась неизменным спросом, — миниатюрный абсорбционный бытовой холодильник. «Морозко» объёмом 27 л и общей массой всего 20 кг.

В Великих Луках продолжают выпускать легендарные холодильники. «Морозко» со стеклянной дверью

В 1951 году с конвейера завода № 306, занимавшегося разработкой и производством авиационных двигателей, сошёл первый компрессорный бытовой холодильник «Саратов». «Неладно скроен, но добротно сшит», — говорили о нём современники. Впрочем, подобную характеристику можно дать практически всем изделиям промышленности времён строительства социализма. Корпуса холодильников делались из стали и покрывались эмалью белого цвета. Испаритель и полки внутри морозильной камеры штамповались из нержавеющей стали, в отделке использовался хром. Первые модели холодильников «Саратов» сначала имели только одну камеру объёмом 85 л, теплоизоляция которой обеспечивалась за счет минеральной ваты или стекловаты. Позже был налажен выпуск агрегатов с низкотемпературным отделением. Температура в морозилке поддерживалась на уровне -6 градусов по Цельсию. В 1962 году заводом был выпущен миллионный аппарат.

Холодильники «Саратов» работали на безопасном для человека фреоне, который испарялся через открытые теплообменники. И всем были бы хороши советские холодильники, вот только шум, производимый работой компрессоров, со временем стал темой многих анекдотов и баек. Впрочем, шум был присущ практически всем первым моделям.

Со временем холодильные агрегаты с берегов Волги стали пользоваться успехом не только в Союзе, но и за рубежом. Продукция завода экспортировалась в тридцать три страны мира: их охотно покупали в Италии, Бельгии, Англии, Германии, Франции и других странах Европы. Советские приборы ценились за прочность и долговечность. Да и сегодня старенькие холодильники «Саратов» могут послужить примером техники, которая вполне соответствует смелому призыву советского времени «строить на века».

Советский холодильник «Саратов» делался на века

Холодильник имени Сталина

Но настоящей легендой среди отечественных холодильников стал все же «ЗИЛ».

Массовое производство современных компрессионных бытовых холодильников на Московском автозаводе было организовано в 1949-1951 годах. Толчком послужило Постановление Совета Министров СССР от 7 сентября 1949 года «Об организации массового производства компрессионных бытовых холодильников на хладагенте R12 Министерствами автомобильной и авиационной промышленности и транспортного машиностроения».

В декабре 1949 года Конструкторское бюро завода приступило к разработке холодильника ДХ2, получившего название «ЗИС-Москва». Вскоре был изготовлен первый образец холодильника «ЗИС-Москва» ДХ2 с полезным объёмом охлаждаемой камеры 165 л.

Через год после организации цеха домашних холодильников началось изготовление их опытно-установочной партии в количестве 300 штук. В феврале 1951 года первые 300 аппаратов поступили в торговую сеть Москвы. Это были первые советские холодильники компрессионного типа и достаточного объёма, появившиеся на потребительском рынке. Сталин умер, завод получил имя Ивана Андреевича Лихачёва, бессменного руководителя предприятия на протяжении многих лет, при котором завод интенсивно развивался. Теперь его имя гордо несли и тысячи выпускаемых новых моделей холодильников — ДХ2М, ДХЗ, ДХЗМ. В 1960 году завод приступил к выпуску холодильника «ЗИЛ-Москва» КХ-240 объёмом 240 л и вместимостью морозильного отделения 29 л. Главная особенность этого холодильника — возможность размещения продуктов в любых упаковках на внутренней панели двери.

Холодильник «ЗИЛ-Москва» до сих пор верно служит своим хозяевам. Теперь он, к тому же, превратился в яркий элемент ретро-дизайна

В 1969 году стали изготавливать холодильник «ЗИЛ-62» КШ-240 — первый отечественный холодильник прямоугольной формы. Его стало возможно устанавливать в едином блоке со стандартным кухонным оборудованием. Впервые был применён магнитный уплотнитель двери. Холодильник мог эксплуатироваться в районах как с умеренным, так и с тропическим или субтропическим климатом (появилась специальная маркировка). Температура в морозильной камере достигала 12 градусов ниже нуля.

Знакомый многим с детства холодильник «ЗИЛ» — один из самых распостранённых в СССР

С развитием отрасли число заводов, выпускающих бытовые холодильники, быстро росло. В 1967 году их было уже 29. Двадцать заводов выпускали компрессионные холодильники, а 9 — абсорбционные. Увеличивались и объёмы производства бытовой холодильной техники. В 1962 году лишь четыре семьи из ста имели дома холодильник, в 1970-м — 43 семьи, а в 1988-м — 92.

Связь времён

Сейчас при виде старых холодильников мы испытываем лишь лёгкую ностальгию. Но в своё время это был грандиозный прорыв, который можно сравнить разве что с изобретением телефонной связи.

Зато, взглянув на холодильник современный, возникает желание немедленно его приобрести, а в жаркие летние дни и вообще переехать в него жить. Благо нынешние модели вполне комфортны. Не для проживания человека, конечно, но для обитающих в нём продуктов уж точно. Количество разных полочек и отделений для всяких вкусностей просто зашкаливает. Кроме того, тут тебе и специальная циркуляция воздуха: «чтобы торт не пах рыбой» и приспособления для охлаждения и розлива напитков. Некоторые холодильники нынче умеют самостоятельно следить за своим наполнением и в случае нехватки каких-нибудь продуктов заказывают их в интернет-магазинах

В общем, с течением времени холодильники становились больше, удобнее, меняли форму и цвет, типы компрессоров и хладагенты (влияющий на толщину озонового слоя Земли фреон уже не используется уважающими себя и покупателя производителями). Появилась даже «мода» на те или иные приборы. Но принципами охлаждения, разработанными в давние времена, мы пользуемся до сих пор. Холодильник стал чуть ли не членом семьи. Мы идём к нему утром, заглядываем в него в обед. Некоторые «дружат» с холодильником даже ночью. И дружбе этой суждено крепнуть!

Ссылка на основную публикацию