1. Область применения
Настоящие рекомендации по стандартизации (далее – рекомендации) устанавливают методологический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации (далее – национальные стандарты), подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.
Настоящие рекомендации распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством.
2. Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
Примечание – При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящих рекомендациях применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.
4. Общие положения
4.1. Оценка стоимости, включая ее исходную трудоемкость (далее – оценка стоимости), приведена в настоящих рекомендациях для вновь разрабатываемых национальных стандартов.
4.2. Оценку стоимости этапов разработки, пересмотра и внесения изменений в национальные стандарты – для различных видов национальных стандартов, а также проведение их экспертизы устанавливают в процентах к стоимости вновь разрабатываемого национального стандарта в соответствии с положениями настоящих рекомендаций.
4.3. Настоящие рекомендации предусматривают оценку стоимости разработки национального стандарта как методом прямого применения в Российской Федерации соответствующего международного стандарта, так и путем разработки национального стандарта, гармонизированного с другими нормативными документами в области стандартизации.
4.4. Оценку стоимости разработки национального стандарта и ее обоснование проводят заинтересованные организации на этапе формирования предложений в проект Программы национальной стандартизации, при заключении договоров между заинтересованными организациями на разработку национальных стандартов, а также при разработке других видов программ стандартизации (целевых, ведомственных, межведомственных и др.).
4.5. Проверку правильности оценки стоимости разработки национального стандарта проводят технические комитеты по стандартизации для представления в Национальный орган по стандартизации при формировании проекта Программы национальной стандартизации, а также заказчик – при согласовании проектов других программ стандартизации.
5. Оценка стоимости разработки национального стандарта
5.1. Методика оценки трудоемкости разработки национального стандарта
5.1.1. На основании проведенного анализа стоимостных характеристик при разработке нормативных документов предложен следующий методический подход к оценке трудоемкости разработки национальных стандартов.
5.1.2. При оценке трудоемкости разработки конкретного национального стандарта целесообразно провести оценку базовой трудоемкости (Тб) применительно к разработке одной страницы национального стандарта.
5.1.3. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта необходимо учитывать содержание работ и требуемую для их выполнения квалификацию специалистов-разработчиков.
5.1.4. Оценку общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, Т с , чел./день, осуществляют в соответствии с выражением
где T б – базовая трудоемкость разработки одной страницы стандарта, чел./день;
N – число страниц разрабатываемого и планируемого к утверждению национального стандарта либо оригинала стандарта на английском языке;
qNc – коэффициент трудоемкости разработки стандарта, зависящий от объема стандарта (в страницах планируемого к разработке либо оригинала на английском языке);
q гарм – коэффициент уровня гармонизации, определяющий применение для рассматриваемой конкретной области стандартизации новых специальных терминов, семантических конструкций и введенных в действие гармонизированных национальных стандартов;
q нов – коэффициент новизны конкретной области стандартизации (функционально связан с неустоявшейся или новой терминологией, а также динамикой развития рассматриваемой области стандартизации) и равный q нов = 1 + D i нов , где D 1 нов = 0 для традиционных областей стандартизации (простые изделия или услуги); D 2 нов = 0,5 для традиционных областей машиностроения и социальной сферы; D 3 нов = 1,5 для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий;
q сроч – коэффициент срочности выполнения работ, равный q сроч = 1 + D i с , где D i с определяет долю повышения производительности выполнения работ в течение восьмичасового рабочего дня по сравнению с базовой производительностью.
5.1.5. Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта с определением содержательной части работ, а также требуемой для их выполнения квалификации специалистов – разработчиков и экспертов – приведена в таблице А.1 (приложение А).
5.2. Разработка национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
5.2.1. В состав работ по оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения.
5.2.2. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта могут быть приняты следующие значения исходных параметров, влияющих на уровень стоимости работ:
Выражение для коэффициента трудоемкости разработки q Nc будет иметь следующий вид:
При этом значения коэффициента ξ характеризующего уровень повышения сложности работ в зависимости от характера и вида объекта стандартизации на основании экспертных оценок, определяют:
ξ = 0 – для традиционных областей стандартизации (простые изделия или услуги);
ξ = 0,065 – для традиционных областей машиностроения и социальной сферы;
ξ = 0,13 – для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий.
5.2.3. При разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта учитывают все составляющие базовой трудоемкости от аутентичного перевода международного стандарта до утверждения его в качестве национального стандарта:
5.2.4. При принятых допущениях выражение (1) для расчета общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, T с , чел./день, будет иметь вид
5.2.5. Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта приведены в таблице А.2 (приложение А).
5.2.6. Стоимость разработки национального стандарта C ст методом прямого применения международного стандарта без учета НДС, руб., вычисляют по формуле
где q о – установленный действующими нормативными актами норматив отчислений от фонда заработной платы;
q к.р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей разработку национального стандарта;
З с.д – заработная плата специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, в день, руб.
5.3. Разработка национального стандарта
5.3.1. В состав работ по определению трудоемкости разработки национального стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения.
5.3.2. Исходными данными для расчетов трудоемкости разработки национального стандарта являются:
– базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта;
– коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта.
5.3.3. Трудоемкость разработки национального стандарта T н. ст чел./мес, вычисляют по формуле
где Т б. н – базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта, чел./мес;
q сл – коэффициент сложности разработки национального стандарта;
q c – коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта.
Исходные показатели Т б. н и q c л , используемые при расчете трудоемкости разрабатываемого национального стандарта, приведены в таблице А.3 (приложение А).
5.3.4. Значение базового норматива трудоемкости и коэффициент сложности разработки национального стандарта выбирают, учитывая следующие величины:
Т б. н – базовый норматив трудоемкости разработки стандарта конкретного вида, основанный на установившемся среднестатистическом подходе к оценке его сложности, в частности наукоемкости;
q сл – коэффициент сложности разрабатываемого стандарта, учитывающий: перспективные показатели достижений современной науки и техники; показатели, соответствующие стандартам ИСО, МЭК и других международных и региональных организаций по стандартизации; принципиально новые решения, вновь вводимые требования в области стандартизации.
Коэффициент сложности разработки национального стандарта q сл в зависимости от степени влияния вышеуказанных факторов может иметь три значения (начальное, промежуточное и конечное):
q сл. нач – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта, предусматривает до пяти стандартизуемых показателей и до 10 организаций, которым документ рассылают на отзыв;
q сл. пром – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (однородные группы продукции), разработку плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, предусматривает не более 15 стандартизуемых показателей и не более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылают на отзыв;
q сл. кон – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (системы, комплексы, образцы), предусматривает более 15 стандартизуемых показателей и более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылается на отзыв, а также принципиально новые научные решения и требования, разработку национального стандарта с учетом международного стандарта, дополненного специфическими требованиями к объекту стандартизации.
5.3.5. Коэффициент q c , учитывающий число страниц (формат А4, в формате Word – шрифт 14) разрабатываемого национального стандарта, должен быть:
q с. нач = 0,52 – при числе страниц национального стандарта до 30;
q с. пром = 0,6 – при числе страниц национального стандарта до 70;
q с. кон = 0,75 – при числе страниц национального стандарта до 100.
5.3.6. Распределение трудоемкости по этапам разработки национального стандарта должно быть следующим:
10 % – разработка и утверждение технического задания;
65 % – разработка и рассылка на отзыв проекта первой редакции стандарта;
25 % – разработка, согласование и представление окончательной редакции проекта стандарта для принятия.
5.3.7. Стоимость разработки национального стандарта C н. ст , руб, вычисляют по формуле
где Т н.ст – трудоемкость разработки национального стандарта, чел./мес;
q о – норматив отчислений из фонда заработной платы;
q к.р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей разработку национального стандарта;
З с. м – месячная заработная плата специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, руб.
6. Оценка стоимости экспертизы национального стандарта
6.1. Экспертизу национального стандарта, включая процедуру нормативного контроля проекта стандарта на соответствие требованиям стандартов Национальной системы стандартизации, проводят для оценки качества его разработки.
6.2. Экспертизу разработанного проекта национального стандарта допускается проводить как научным организациям, подведомственным Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, так и соответствующим техническим комитетам по стандартизации.
6.3. Стоимость работ по проведению экспертизы C э , руб, вычисляют по формуле
где T э – трудоемкость выполнения работ по экспертизе, чел./день;
q о – установленный норматив отчислений из фонда заработной платы;
q к. р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей проведение работ по экспертизе;
З э. д – заработная плата специалиста-эксперта в день, руб.
6.4. Стоимость экспертизы разработанного проекта национального стандарта может составлять до 40 % – 45 % стоимости его разработки.
В исключительных случаях для объектов стандартизации сложной наукоемкой продукции, работ или услуг стоимость экспертизы может быть соизмерима со стоимостью разработки проекта национального стандарта.
Приложение А
(обязательное)
А.1. Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта приведены в таблицах А.1 – А.3.
Таблица А.1 – Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта
Содержательная часть работы
Базовая трудоемкость T б , чел./день *
1. Переводчик 1-й категории
Аутентичный перевод и редактирование международного стандарта
2. Специалист-разработчик (кандидат технических наук) в конкретной предметной области при разработке стандартов на продукцию (работы, услуги), определяемый согласно классификации в соответствии с действующими нормативными документами в области стандартизации
Анализ соответствия новых терминов и семантических конструкций, разработка требований к объектам стандартизации и научное редактирование с учетом гармонизации разрабатываемого стандарта с международными стандартами
3. Специалист в области стандартизации (кандидат технических наук)
Соответствие требований разрабатываемого стандарта положениям Национальной системы стандартизации и гармонизация с введенными в действие национальными и межгосударственными стандартами и стандартами ИСО (МЭК), включая обеспечение терминологического единства и разработки предложений по внесению изменений в действующие национальные (межгосударственные) стандарты
4. Менеджер 1-й категории
Таблица А.2 – Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
1. Область применения
Настоящие рекомендации по стандартизации (далее – рекомендации) устанавливают методологический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации (далее – национальные стандарты), подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.
Настоящие рекомендации распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством.
2. Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
Примечание – При пользовании настоящими рекомендациями целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящих рекомендациях применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12.
4. Общие положения
4.1. Оценка стоимости, включая ее исходную трудоемкость (далее – оценка стоимости), приведена в настоящих рекомендациях для вновь разрабатываемых национальных стандартов.
4.2. Оценку стоимости этапов разработки, пересмотра и внесения изменений в национальные стандарты – для различных видов национальных стандартов, а также проведение их экспертизы устанавливают в процентах к стоимости вновь разрабатываемого национального стандарта в соответствии с положениями настоящих рекомендаций.
4.3. Настоящие рекомендации предусматривают оценку стоимости разработки национального стандарта как методом прямого применения в Российской Федерации соответствующего международного стандарта, так и путем разработки национального стандарта, гармонизированного с другими нормативными документами в области стандартизации.
4.4. Оценку стоимости разработки национального стандарта и ее обоснование проводят заинтересованные организации на этапе формирования предложений в проект Программы национальной стандартизации, при заключении договоров между заинтересованными организациями на разработку национальных стандартов, а также при разработке других видов программ стандартизации (целевых, ведомственных, межведомственных и др.).
4.5. Проверку правильности оценки стоимости разработки национального стандарта проводят технические комитеты по стандартизации для представления в Национальный орган по стандартизации при формировании проекта Программы национальной стандартизации, а также заказчик – при согласовании проектов других программ стандартизации.
5. Оценка стоимости разработки национального стандарта
5.1. Методика оценки трудоемкости разработки национального стандарта
5.1.1. На основании проведенного анализа стоимостных характеристик при разработке нормативных документов предложен следующий методический подход к оценке трудоемкости разработки национальных стандартов.
5.1.2. При оценке трудоемкости разработки конкретного национального стандарта целесообразно провести оценку базовой трудоемкости (Тб) применительно к разработке одной страницы национального стандарта.
5.1.3. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта необходимо учитывать содержание работ и требуемую для их выполнения квалификацию специалистов-разработчиков.
5.1.4. Оценку общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, T ст , чел./день, осуществляют в соответствии с выражением
где T б – базовая трудоемкость разработки одной страницы стандарта, чел./день;
N – число страниц разрабатываемого и планируемого к утверждению национального стандарта либо оригинала стандарта на английском языке;
qNc – коэффициент трудоемкости разработки стандарта, зависящий от объема стандарта (в страницах планируемого к разработке либо оригинала на английском языке);
q гарм – коэффициент уровня гармонизации, определяющий применение для рассматриваемой конкретной области стандартизации новых специальных терминов, семантических конструкций и введенных в действие гармонизированных национальных стандартов;
q нов – коэффициент новизны конкретной области стандартизации (функционально связан с неустоявшейся или новой терминологией, а также динамикой развития рассматриваемой области стандартизации) и равный q нов = 1 + D i нов , где D 1 нов = 0 для традиционных областей стандартизации (простые изделия или услуги); D 2 нов = 0,5 для традиционных областей машиностроения и социальной сферы; D 3 нов = 1,5 для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий;
q сроч – коэффициент срочности выполнения работ, равный q сроч = 1 + D i с , где D i с определяет долю повышения производительности выполнения работ в течение восьмичасового рабочего дня по сравнению с базовой производительностью.
5.1.5. Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта с определением содержательной части работ, а также требуемой для их выполнения квалификации специалистов – разработчиков и экспертов – приведена в таблице А.1 (приложение А).
5.2. Разработка национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
5.2.1. В состав работ по оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения.
5.2.2. При оценке трудоемкости разработки национального стандарта методом прямого применения международного стандарта могут быть приняты следующие значения исходных параметров, влияющих на уровень стоимости работ:
Выражение для коэффициента трудоемкости разработки q Nc будет иметь следующий вид:
При этом значения коэффициента ξ характеризующего уровень повышения сложности работ в зависимости от характера и вида объекта стандартизации на основании экспертных оценок, определяют:
ξ = 0 – для традиционных областей стандартизации (простые изделия или услуги);
ξ = 0,065 – для традиционных областей машиностроения и социальной сферы;
ξ = 0,13 – для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий.
5.2.3. При разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта учитывают все составляющие базовой трудоемкости от аутентичного перевода международного стандарта до утверждения его в качестве национального стандарта:
5.2.4. При принятых допущениях выражение (1) для расчета общей трудоемкости разработки национального стандарта, состоящего из N страниц, T ст , чел./день, будет иметь вид
Формула 2 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.2.5. Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта приведены в таблице А.2 (приложение А).
5.2.6. Стоимость разработки национального стандарта C ст методом прямого применения международного стандарта без учета НДС, руб., вычисляют по формуле
где q о – установленный действующими нормативными актами норматив отчислений от фонда заработной платы;
q к.р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей разработку национального стандарта;
З с.д – заработная плата специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, в день, руб.
5.3. Разработка национального стандарта
5.3.1. В состав работ по определению трудоемкости разработки национального стандарта входят все этапы разработки национального стандарта от технического задания до его представления для утверждения.
5.3.2. Исходными данными для расчетов трудоемкости разработки национального стандарта являются:
– базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта;
– коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта.
5.3.3. Трудоемкость разработки национального стандарта T н. ст чел./мес, вычисляют по формуле
где Т б. н – базовый норматив трудоемкости разработки национального стандарта, чел./мес;
q сл – коэффициент сложности разработки национального стандарта;
q c – коэффициент, учитывающий число страниц национального стандарта.
Исходные показатели Т б. н и q c л , используемые при расчете трудоемкости разрабатываемого национального стандарта, приведены в таблице А.3 (приложение А).
Формула 4 (Новая редакция, Изм. № 1).
5.3.4. Значение базового норматива трудоемкости и коэффициент сложности разработки национального стандарта выбирают, учитывая следующие величины:
Т б. н – базовый норматив трудоемкости разработки стандарта конкретного вида, основанный на установившемся среднестатистическом подходе к оценке его сложности, в частности наукоемкости;
q сл – коэффициент сложности разрабатываемого стандарта, учитывающий: перспективные показатели достижений современной науки и техники; показатели, соответствующие стандартам ИСО, МЭК и других международных и региональных организаций по стандартизации; принципиально новые решения, вновь вводимые требования в области стандартизации.
Коэффициент сложности разработки национального стандарта q сл в зависимости от степени влияния вышеуказанных факторов может иметь три значения (начальное, промежуточное и конечное):
q сл. нач – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта, предусматривает до пяти стандартизуемых показателей и до 10 организаций, которым документ рассылают на отзыв;
q сл. пром – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (однородные группы продукции), разработку плана организационно-технических мероприятий по внедрению стандарта, предусматривает не более 15 стандартизуемых показателей и не более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылают на отзыв;
q сл. кон – учитывает уровень разукрупнения стандартизуемого объекта (системы, комплексы, образцы), предусматривает более 15 стандартизуемых показателей и более 20 организаций, которым национальный стандарт рассылается на отзыв, а также принципиально новые научные решения и требования, разработку национального стандарта с учетом международного стандарта, дополненного специфическими требованиями к объекту стандартизации.
5.3.5. Коэффициент q c , учитывающий число страниц (формат А4, в формате Word – шрифт 14) разрабатываемого национального стандарта, должен быть:
q с. нач = 0,52 – при числе страниц национального стандарта до 30;
q с. пром = 0,6 – при числе страниц национального стандарта до 70;
q с. кон = 0,75 – при числе страниц национального стандарта до 100.
5.3.6. Распределение трудоемкости по этапам разработки национального стандарта должно быть следующим:
10 % – разработка и утверждение технического задания;
65 % – разработка и рассылка на отзыв проекта первой редакции стандарта;
25 % – разработка, согласование и представление окончательной редакции проекта стандарта для принятия.
5.3.7. Стоимость разработки национального стандарта C н. ст , руб, вычисляют по формуле
где Т н.ст – трудоемкость разработки национального стандарта, чел./мес;
q о – норматив отчислений из фонда заработной платы;
q к.р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей разработку национального стандарта;
З с. м – месячная заработная плата специалистов, участвующих в разработке национального стандарта, руб.
6. Оценка стоимости экспертизы и подготовки к утверждению национального стандарта
6.1. Экспертизу национального стандарта, включая процедуру нормативного контроля проекта стандарта на соответствие требованиям стандартов Национальной системы стандартизации, проводят для оценки качества его разработки.
6.2. Экспертизу разработанного проекта национального стандарта допускается проводить как научным организациям, подведомственным Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, так и соответствующим техническим комитетам по стандартизации.
6.3. Стоимость работ по проведению экспертизы C э , руб, вычисляют по формуле
где T э – трудоемкость выполнения работ по экспертизе, чел./день;
q о – установленный норматив отчислений из фонда заработной платы;
q к. р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей проведение работ по экспертизе;
З э. д – заработная плата специалиста-эксперта в день, руб.
6.4. Стоимость экспертизы разработанного проекта национального стандарта может составлять до 40 % – 45 % стоимости его разработки.
В исключительных случаях для объектов стандартизации сложной наукоемкой продукции, работ или услуг стоимость экспертизы может быть соизмерима со стоимостью разработки проекта национального стандарта.
6.5 Стоимость работ по подготовке проекта стандарта к утверждению Спу, руб., вычисляют по формуле:
где Тпу = Тбпу · q 1 – трудоемкость выполнения работ по подготовке стандарта к утверждению, чел./день;
Т бпу – базовая трудоемкость выполнения работ по подготовке стандарта к утверждению, на основании практических работ, равная 14 чел./дней;
q 1 – коэффициент сложности, для традиционных областей, машиностроения и социальной сферы q 1 = 1,0; для динамично развивающихся областей стандартизации в сфере высоких наукоемких технологий, продукции двойного назначения q 1 = 1,8;
q о – установленный норматив отчислений из фонда заработной платы;
q к. р – коэффициент косвенных расходов организации, осуществляющей проведение работ по подготовке стандарта к утверждению;
З э.д – заработная плата специалиста-эксперта в день, руб.
Приложение А
(обязательное)
А.1. Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта приведены в таблицах А.1 – А.3.
Таблица А.1 – Базовая трудоемкость в общем виде на разработку одной страницы национального стандарта
Содержательная часть работы
Базовая трудоемкость T б , чел./день *
1. Переводчик 1-й категории
Аутентичный перевод и редактирование международного стандарта
2. Специалист-разработчик (кандидат технических наук) в конкретной предметной области при разработке стандартов на продукцию (работы, услуги), определяемый согласно классификации в соответствии с действующими нормативными документами в области стандартизации
Анализ соответствия новых терминов и семантических конструкций, разработка требований к объектам стандартизации и научное редактирование с учетом гармонизации разрабатываемого стандарта с международными стандартами
3. Специалист в области стандартизации (кандидат технических наук)
Соответствие требований разрабатываемого стандарта положениям Национальной системы стандартизации и гармонизация с введенными в действие национальными и межгосударственными стандартами и стандартами ИСО (МЭК), включая обеспечение терминологического единства и разработки предложений по внесению изменений в действующие национальные (межгосударственные) стандарты
4. Менеджер 1-й категории
Таблица А.2 – Нормативы трудоемкости работ при разработке национального стандарта методом прямого применения международного стандарта
ГОСТ 25.001-78 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Комплекс нормативно-технической и руководящей документации. Общие положения
Текст ГОСТ 25.001-78 Расчеты и испытания на прочность в машиностроении. Комплекс нормативно-технической и руководящей документации. Общие положения
МЕХАНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ
Расчет и испытания на прочность
Сборник «Механические испытания. Расчет и испытания на прочность» содержит стандарты, утвержденные до 1 сентября 2005 г.
В стандарты внесены изменения, принятые до указанного срока.
Текущая информация о вновь утвержденных и пересмотренных стандартах, а также о принятых к ним изменениях публикуется в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты».
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Расчеты и испытания на прочность в машиностроении
КОМПЛЕКС НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И РУКОВОДЯЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Общие положения ГОСТ
25.001-78
Design calculations and strength testing in machinebuilding. Standards, technical documentation and manuals. General regulations
MKC 03.120.01 19.060
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20 ноября 1978 г. № 3042 дата введения установлена
Настоящий стандарт устанавливает состав, назначение, область распространения, классификацию нормативно-технических и руководящих документов и обозначение стандартов по расчетам и испытаниям на прочность в машиностроении.
1. СОСТАВ, НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОМПЛЕКСА
1.1. Комплекс нормативно-технических и руководящих документов по расчетам и испытаниям на прочность в машиностроении состоит из взаимоувязанных стандартов, методических указаний и рекомендаций, регламентирующих методы расчетной и экспериментальной оценки прочности конструкционных материалов, элементов машин и конструкций и требования к испытательному оборудованию.
1.2. Задачами комплекса является установление:
единых терминов, определений и обозначений при проведении расчетов и испытаний на прочность;
единых оптимальных методов расчетной и экспериментальной оценки прочности;
единых требований к средствам для проведения испытаний;
требований к сбору и обработке информации о характеристиках прочности конструкционных материалов и изделий из них.
1.3. Нормативно-техническими и руководящими документами комплекса являются государственные и отраслевые стандарты, стандарты предприятия, методические указания (МУ) и рекомендации (Р), согласованные с Госстандартом.
2. СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ И ОБОЗНАЧЕНИЕ СТАНДАРТОВ КОМПЛЕКСА
2.1. В комплекс входят нормативно-технические и руководящие документы классификационных групп, указанных в таблице.
Наименование классификационной группы
Состав, назначение, область распространения, классификация нормативнотехнических и руководящих документов, терминология в области расчетов и испытаний на прочность
Экспериментальные и расчетные методы определения эксплуатационной нагружен-ности элементов машин и конструкций
Экспериментальные и расчетно-экспериментальные методы определения напряженно-деформированного состояния элементов машин и конструкций
Экспериментальные, расчетные и расчетно-экспериментальные методы определения жесткости, устойчивости и колебаний элементов машин и конструкций
Экспериментальные, расчетные и расчетно-экспериментальные методы определения несущей способности и долговечности элементов машин и конструкций
Методы механических испытаний металлов и сплавов и расчетно-экспериментального определения их механических характеристик
Методы механических испытаний конструкционных неметаллических и композиционных материалов и расчетно-экспериментальные методы определения их механических характеристик
Требования к основным параметрам оборудования для испытаний на прочность Требования к сбору и обработке информации о нагруженности и прочности изделий машиностроения, о характеристиках прочности конструкционных материалов Резерв
2.2. Классификационная группа нормативно-технического и руководящего документа, содержащего методы, относящиеся к разным классификационным группам, устанавливается по конечному назначению документа.
2.3. Устанавливается следующая структура обозначения государственных стандартов комплекса:
. Последние две цифры года регистрации стандарта .Порядковый номер в группе _Код группы (по п. 2.1)
_ Код стандарта комплекса Индекс по ГОСТ 1.2—68*
2.4. После номера кода стандартов комплекса в обозначении ставится точка, а перед цифрами года регистрации ставится тире.
Пример обозначения государственного стандарта «Расчеты и испытания на прочность в машиностроении.
Комплекс нормативно-технической и руководящей документации. Общие положения».
2.5. Обозначение отраслевых стандартов — по ГОСТ 1.2—68*.
2.6. Обозначение стандартов предприятий — по ГОСТ 1.4—68**.
** Отменен, на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.4—2004.
Расчеты и стандарты
При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.
При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).
В данном учебном пособии рассматривается прямой метод стандартизации. Этот метод применяется при наличии полных сведений как о составе сравниваемых совокупностей, так и о распределении в них явления.
- Условие применения метода стандартизации. Метод применяется при сравнении интенсивных показателей в совокупностях, отличающихся по составу (например, по возрасту, полу, профессиям и т.д.).
Сущность метода стандартизации. Он позволяет устранить (элиминировать) возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей. С этой целью составы совокупностей по данному признаку уравниваются, что в дальнейшем позволяет рассчитать стандартизованные показатели.
Стандартизованные показатели — это условные, гипотетические величины, они не отражают истинных размеров явлений. Стандартизованные показатели свидетельствуют о том, каковы были бы значения сравниваемых интенсивных показателей, если бы были исключены различия в составах совокупностей.
- I этап. Расчет общих и частных интенсивных показателей:
- общих — по совокупностям в целом;
- частных — по признаку различия (полу, возрасту, стажу работы и т.д.).
II этап. Определение стандарта, т.е. выбор одинакового численного состава среды по данному признаку (по возрасту, полу и т.д.) для сравниваемых совокупностей. Как правило, за стандарт принимается сумма или полусумма численностей составов соответствующих групп. В то же время стандартом может стать состав любой из сравниваемых совокупностей, а также состав по аналогичному признаку какой-либо другой совокупности. Например, при сравнении летальности в конкретной больнице по двум отделениям скорой помощи за стандарт может быть выбран состав больных любой другой больницы скорой помощи. Таким образом, так или иначе уравниваются условия среды, что дает возможность провести расчеты новых чисел явления, называемых “ожидаемыми величинами”.
III этап. Вычисление ожидаемых абсолютных величин в группах стандарта на основе групповых интенсивных показателей, рассчитанных на I этапе. Итоговые числа по сравниваемым совокупностям являются суммой ожидаемых величин в группах.
IV этап. Вычисление стандартизованных показателей для сравниваемых совокупностей.
- V этап. Сопоставление соотношений стандартизованных и интенсивных показателей, формулировка вывода.
Задание. Используя метод стандартизации при сравнении уровней детальности в больницах А и Б, сделайте соответствующие выводы.
Возраст больных (в годах) | Больница А | Больница Б | ||
число выбывших больных | из них умерло | число выбывших больных | из них умерло | |
До 40 | 600 | 12 | 1400 | 42 |
От 40 до 59 | 200 | 8 | 200 | 10 |
От 60 и старше | 1200 | 60 | 400 | 24 |
Всего: | 2000 | 80 | 2000 | 76 |
Этапы расчета стандартизованных показателей
I этап. Сначала определяют общие показатели летальности в больницах А и Б.
Больница А: 80 х 100 / 2000 = 4 на 100 выбывших больных;
Больница Б: 76 х 100 / 2000 = 3,8 на 100 выбывших больных.
Затем находят показатели летальности в зависимости от возраста больных. Например, в больнице А у больных в возрасте до 40 лет летальность составляет 12 х 100 / 600 = 2%, а в больнице Б, соответственно, 42 х 100 / 1400 = 3%.
Аналогично проводят расчеты и в других возрастных группах (см. сводную таблицу — I этап).
II этап. За стандарт принимают сумму выбывших больных по каждой возрастной группе в обеих больницах.
Возраст больных (в годах) | Число больных в больницах А и Б | Стандарт |
До 40 | 600 + 1400 | 2000 |
От 40 до 59 | 200 + 200 | 400 |
От 60 и старше | 1200 + 400 | 1600 |
Всего: | 2000 + 2000 | 4000 |
III этап. Определяют ожидаемое число умерших в стандарте по каждой возрастной группе в больницах А и Б, с учетом соответствующих показателей летальности:
Возраст до 40 лет: | Возраст от 40 до 59: | Возраст 60 лет и старше: |
Больница А. 100 — 2 2000 – X X = 2 х 2000 / 100 = 40 Больница Б. 100 — 3 2000-X X = 3 х 2000 / 100 = 60 | Больница А. 100 — 4 400-Х X = 4 х 400 / 100 = 16 Больница Б. 100 — 5 400-Х X = 5 х 400 / 100 = 20 | Больница А. 100 — 5 1600 – X X = 5 х 1600 / 100 = 80 Больница Б. 100 — 6 1600 – X X = 6 х 1600 / 100 = 96 |
Находят сумму ожидаемых чисел умерших в стандарте в больнице А (40 + 16 + 80 = 136) и больнице Б (60 + 20 + 96 = 176).
IV этап. Определяют общие стандартизованные показатели травматизма в больницах А и Б.
Больница А. 136 х 100 / 4000 = 3,4 на 100 выбывших больных;
Больница Б. 176 х 100 / 4000 = 4,4 на 100 выбывших больных.
Результаты поэтапного расчета стандартизованных показателей летальности оформляют в виде таблицы:
Возраст больных (в годах) | Больница А | Больница Б | I этап | II этап | III этап | ||||
выбыло больных | из них умерло | выбыло больных | из них умерло | летальность на 100 выбывших больных | стандарт (сумма составов больных обеих больниц) | ожидаемое число умерших в стандарте | |||
б-ца А | б-ца Б | б-ца А | б-ца Б | ||||||
До 40 лет | 600 | 12 | 1400 | 42 | 2 | 3 | 2000 | 40 | 60 |
От 40 до 59 | 200 | 8 | 200 | 10 | 4 | 5 | 400 | 16 | 20 |
60 и старше | 1200 | 60 | 400 | 24 | 5 | 6 | 1600 | 80 | 96 |
Всего: | 2000 | 80 | 2000 | 76 | 4,5 | 3,8 | 4000 | 136 | 176 |
IV этап. Определение стандартизованных показателей | 100 | 3,4 | 4,4 |
V этап. Сопоставление соотношения интенсивных и стандартных показателей летальности в больницах А и Б.
Показатели: | Больница А | Больница Б | Соотношение А и Б |
Интенсивные | 4,0 | 3,8 | А>Б |
Стандартные | 3,4 | 4,4 | А Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения. Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.З.Кучеренко. М., “Гэотар-Медиа”, 2007, учебное пособие для вузов
Порядок и правила безналичных расчетовПо общему правилу расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных организаций (филиалов), учреждений и подразделений расчетной сети Банка России, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самодеятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Участниками безналичных расчетов являются: плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки-корреспонденты. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой документ, оформленный на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронный платежный документ: · распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; · распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). Расчетными документами являются платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются. Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки. Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя). Безналичные расчеты осуществляются в следующих формах: Расчеты могут осуществляться и в иных формах, предусмотренных законодательством, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета, либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Платежными поручениями могут производиться: а) перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; б) перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды; в) перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним; г) перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором. В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, в силу которого банк обязан произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: · покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); · отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными). При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить отзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива. Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие обязательные условия: · наименование банка, обслуживающего получателя средств; · наименование получателя средств; · способ извещения получателя средств об открытии аккредитива; · способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком; · полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств; · сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов; · условие оплаты (с акцептом или без акцепта); · ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств. В основной договор могут быть включены иные условия, касающиеся порядка расчетов по аккредитиву. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем перечисления суммы аккредитива на счет получателя средств. Допускаются частичные платежи по аккредитиву. При установлении нарушений в части представления документов, предусмотренных аккредитивом, а также правильности его оформления платеж по аккредитиву не производится, документы возвращаются получателю средств. Получатель средств вправе повторно представить документы, предусмотренные аккредитивом, до истечения срока его действия. Закрытие аккредитива в исполняющем банке производится: · по истечении срока аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); · на основании заявления получателя средств об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива (в сумме аккредитива или его остатка); · по распоряжению плательщика о полном или частичном отзыве аккредитива, если такой отзыв возможен по условиям аккредитива (в сумме аккредитива или в сумме его остатка). Неиспользованная или отозванная сумма покрытого (депонированного) аккредитива подлежит возврату исполняющим банком платежным поручением банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или уменьшением его суммы. О закрытии аккредитива исполняющий банк должен направить в банк-эмитент соответствующее уведомление. Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк). Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются: · в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции; · для взыскания по исполнительным документам; · в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, При условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя). При приеме на инкассо платежных требований, инкассовых поручений ответственный исполнитель банка-эмитента осуществляет проверку соответствия расчетного документа установленной форме бланка, полноты заполнения всех предусмотренных бланком реквизитов, соответствия подписей и печати получателя средств (взыскателя) образцам, указанным в карточке, с образцами подписей и оттиска печати, а также идентичности всех экземпляров расчетных документов. После проверки правильности заполнения на всех экземплярах принятых расчетных документов проставляется штамп банка-эмитента, дата приема и подпись ответственного исполнителя. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом. Поступившие в исполняющий банк платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в журнале произвольной формы с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодатель — юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщик — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Основные правила расчета чеками: · в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков; · отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается; · выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Обязательные реквизиты чека: · наименование «чек», включенное в текст документа; · поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; · наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; · указание валюты платежа; · · подпись лица, выписавшего чек, — чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Правила оплаты чека: · чек оплачивается за счет средств чекодателя; · чек подлежит оплате плательщиком при условии предъявления его к оплате в установленный срок; · плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом; · убытки, возникшие вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены; · лицо, оплатившее чек, вправе потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа. Гарантия полного или частичного платежа по чеку предоставляется посредством аваля, который может даваться любым лицом, за исключением плательщика. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на дополнительном листе путем надписи «считать за аваль» и указания, кем и за кого он дан. Аваль подписывается авалистом с указанием места его жительства и даты совершения надписи, а если авалистом является юридическое лицо, места его нахождения и даты совершения надписи. Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. Способы отказа от оплаты чека: · совершение нотариусом протеста; · отметка плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате; · отметка инкассирующего банка с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен. Последствия неоплаты чека. В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам, которые несут перед ним солидарную ответственность. Чекодержатель вправе потребовать от указанных лиц оплаты суммы чека, своих издержек на получение оплаты, а также уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Иск чекодержателя к обязанным лицам может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Регрессные требования по искам обязанных лиц друг к другу подаются с истечением шести месяцев со дня, когда соответствующее обязанное лицо удовлетворило требование, или со дня предъявления ему иска. Внедрение банковских карт в качестве одного из основных средств безналичных расчетов является важнейшей задачей «технологической революции» в банковской деятельности. Это средство расчетов, обладая множеством несомненных достоинств, предоставляет как владельцам карт, так и кредитным организациям, занимающимся их выпуском и обслуживанием, массу преимуществ. Для владельцев карт — это удобство, надежность, практичность, экономия времени, отсутствие необходимости иметь при себе крупные суммы наличных денег. Для кредитных организаций — повышение конкурентоспособности и престижа, наличие гарантий платежа, снижение издержек на изготовление, учет и обработку бумажно-денежной массы, минимальные временные затраты и экономия живого труда. Это лишь неполный перечень качеств пластиковых денег, обусловивших их признание на мировом рынке. Международный «пластиковый» бизнес держится на «трех китах» — VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express — крупнейших международных организациях, объединивших под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран. С 1990 г., когда крупнейшая международная компания VISA International начала принимать в свои ряды российские банки, возможность оценить все преимущества платежных карт появилась и в России. Положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием», утвержденное ЦБ РФ от 09.04.98 г. № 23-П, регулирует операции, связанные с обращением банковских карт на территории РФ. Успешный опыт проведения расчетов с их использованием позволил убедиться в удобстве и практичности пластиковых денег. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском: Приложение N 4. Методика расчета стандартов на основе методики расчета затрат на простую, сложную и комплексную медицинские услугиПриложение N 4 к приказу Методика Номенклатура работ и услуг в здравоохранении может использоваться при формировании тарифов на простые, сложные и комплексные услуги, услуги медицинского сервиса, работы в здравоохранении (Реестр работ и услуг с указанием условных единиц трудозатрат). На основе методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 июля 2004 г. “Номенклатура работ и услуг в здравоохранении” разрабатываются протоколы ведения больных и стандартов технологий выполнения простых медицинских услуг, что в конечном счете должно быть направлено на совершенствование управления качеством медицинской помощи, рациональное использование материальных ресурсов и оптимизацию лечебно-диагностического процесса. Методика Методика расчета затрат на медицинские услуги направлена на создание единой системы расчетов затрат на медицинские услуги. Методика расчета затрат на медицинские услуги разработана для решения следующих задач: – создания единой системы расчетов затрат на медицинские услуги; – создания нормативной базы для осуществления взаиморасчетов между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи; – установления системы контроля за соблюдением требований, устанавливаемых нормативными документами по проведению расчетов; – создания условий для разработки единых подходов к расчетам затрат на одноименные медицинские услуги; – создания условий для осуществления контроля за использованием всех видов ресурсов организаций здравоохранения; – обеспечения возможности актуализации расчетов затрат на медицинские услуги. 1. Основные положения по расчету затрат на медицинские услуги 1.1. Расчет затрат на медицинские услуги производится на основе учета и анализа фактических расходов организации здравоохранения в целом, выполняющей медицинские услуги за календарный период – квартал, полугодие или год; возможен расчет затрат и для структурных подразделений организации здравоохранения. 1.2. При анализе затрат на лекарственное обеспечение, медицинскую технику и другие статьи расходов может производиться корректировка фактических расходов в соответствии со стандартами технологий выполнения медицинских услуг. 1.3. Расчет затрат на медицинские услуги осуществляется с учетом всех расходов организации здравоохранения, ее структурных подразделений, в которых выполняются соответствующие услуги, и затрат времени на их выполнение. 1.4. При расчете затрат на медицинские услуги расходы на лекарственные средства и расходуемый материал включаются в расчет только в части затрат, непосредственно обеспечивающих условия осуществления услуги или технологически связанных с ней (диагностические средства, дезинфицирующие средства, реактивы, шприцы, иглы, системы для переливания крови, перевязочные материалы, разовые принадлежности и т.п.). Расходы на лекарственные средства, используемые в лечебных и профилактических целях, учитываются при расчете стоимости протоколов ведения больных и не учитываются при расчете затрат на медицинские услуги. 1.5. Расходы организации здравоохранения делятся на прямые, т.е. затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее выполнения, и накладные, т.е. затраты, необходимые для обеспечения деятельности организации здравоохранения и выполнения медицинской услуги, но не потребляемые непосредственно в процессе выполнения медицинской услуги. 1.6. К прямым расходам относятся: – затраты на оплату труда медицинских работников и других специалистов с немедицинским образованием, непосредственно участвующих в процессе оказания медицинской услуги (основной персонал); – начисления на оплату труда основного персонала; – материальные ресурсы, полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного, приспособления, шовный материал, продукты питания и др.; – потребляемая в процессе оказания услуги доля износа мягкого инвентаря; – потребляемая в процессе осуществления услуги доля износа медицинского оборудования. К накладным расходам относятся: – затраты на оплату труда работников организации здравоохранения, не участвующих непосредственно в процессе оказания медицинской услуги, – администрация, хозяйственный, обслуживающий персонал (общеучрежденческий персонал) и т.д.; – начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала; – хозяйственные расходы (расходные материалы и предметы снабжения, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, текущего ремонта и т.д.); – командировки и служебные разъезды; – доля износа мягкого инвентаря в административных, хозяйственных и прочих подразделениях, обслуживающих лечебно-диагностический процесс, но не участвующих непосредственно в оказании медицинских услуг; – доля износа зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанных с оказанием медицинских услуг. 2. Расчет затрат на простые медицинские услуги 2.1. Общие затраты на простую медицинскую услугу В основе расчета затрат на простую медицинскую услугу лежит учет затрат времени на осуществление данной услуги с приведением затрат к единице времени: 2.2. Расчет прямых затрат на простую медицинскую услугу 2.2.1. Для определения расходов на оплату труда всего основного персонала организации здравоохранения за анализируемый период раздельно рассчитывается основная заработная плата, т.е. величина заработной платы, установленной в соответствии со штатными должностями организации здравоохранения, начисленная согласно всем основаниям, и дополнительная заработная плата, т.е. суммы выплат компенсационного характера. В дополнительную заработную плату включаются затраты на выплаты: – за работу в ночное время; – за работу в праздничные и выходные дни; – оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков (компенсаций за неиспользованный отпуск); – оплата льготных часов работы подростков; – доплата за работу с интернами; – оплата времени прохождения обязательных медицинских осмотров; – компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком; – оплата времени выполнения государственных обязанностей; – оплата приглашенных специалистов (консультантов); – оплата отпусков молодым специалистам перед началом работы; – оплата времени учебы с отрывом от производства в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. В расчетах не учитываются: – премии и материальная помощь работникам; – оплата дополнительно предоставляемых (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам. Основная заработная плата (Зосн.) основного персонала равна сумме основной заработной платы врачей (Зосн.вр.) и среднего медицинского и вспомогательного персонала (Зосн.ср.) Дополнительная заработная плата (Зд.) включается в затраты через коэффициент (Кд) и исчисляется по отношению к основной заработной плате всего персонала. Расчет расходов на заработную плату основного персонала с учетом дополнительной заработной платы (Зод.) производится по формуле: Кд – коэффициент дополнительной заработной платы. 2.2.2. Начисления на фонд заработной платы (Нз.) устанавливаются законодательством Российской Федерации в процентах от фонда заработной платы. 2.2.3. При расчете расходов на материальные ресурсы (М), полностью потребляемые в процессе оказания услуги: лекарственные средства, реактивы, перевязочные средства, одноразовые шприцы и инструментарий, сосудистые и иные протезы, шунты, вживляемые в организм больного приспособления, шовный материал, продукты питания и др., учитывают затраты согласно статье “Медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы” экономической классификации расходов бюджета Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 08.08.2001 N 127-ФЗ: медикаменты, перевязочные средства, химические реактивы, одноразовые принадлежности, приобретение минеральных вод, сывороток, вакцин, витаминов и т.п., пленок для рентгеновских снимков. Объем и номенклатура материальных ресурсов должны обеспечивать качественное выполнение простой медицинской услуги и могут корректироваться путем внесения недостающих элементов в соответствии с требованиями стандарта технологии выполнения услуги. Учет расходов проводится согласно порядку, установленному в п. 7.1.4 настоящей методики. Расчет расходов на лекарственные средства и перевязочные материалы проводится на основании данных о фактических расходах по организации здравоохранения в целом и по его структурным подразделениям в соответствии с действующими нормативными документами. 2.2.4. Расчет потребляемой в процессе оказания услуги доли износа мягкого инвентаря (И) производится по нормативу его износа в соответствии с действующими нормативными документами в этой области и ценами на период расчета. 2.2.5. Расчет потребляемой в процессе осуществления услуги доля износа медицинского оборудования производится путем расчета износа оборудования, числящегося в составе основных средств. Износ учитывается пропорционально продолжительности выполнения услуги. Годовая сумма износа (Ги.) каждого вида оборудования, используемого в процессе выполнения медицинской услуги, исчисляется исходя из балансовой стоимости основных средств (Бос.). Сумма годового износа оборудования определяется по формуле: Нги – норматив годового износа. 2.3. Расчет накладных расходов Накладные расходы (Нр.) не могут быть прямо отнесены на стоимость услуг и переносятся на их стоимость следующими способами: 2.3.1. Заработная плата общеучрежденческого персонала (Зу.) учитывается при расчете затрат через коэффициент заработной платы общеучрежденческого персонала (Ку.) к основной заработной плате основного персонала (Зосн.): Зу. – заработная плата общеучрежденческого персонала; Зосн – основная заработная плата основного персонала. 2.3.2. Начисления на заработную плату общеучрежденческого персонала рассчитываются аналогично начислениям на заработную плату основного персонала (п. 7.2.2.2). 2.3.3. Прочие накладные расходы в расчете на услугу (приобретение предметов снабжения и расходных материалов; оплата горюче-смазочных материалов, прочих расходных материалов и предметов снабжения; командировки и служебные разъезды; транспортные услуги; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг; оплата содержания помещений; оплата потребления тепловой энергии; оплата отопления и технологических нужд; оплата потребления газа; оплата потребления котельно-печного топлива; оплата потребления электрической энергии; оплата водоснабжения помещений; оплата аренды помещений, земли и др. имущества; прочие коммунальные услуги; прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг; оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря; оплата текущего ремонта зданий и сооружений; прочие текущие расходы; прочие специальные расходы; прочие непредвиденные расходы; износ не медицинского оборудования и мягкого инвентаря, затраты, связанные с лицензированием, аккредитацией, сертификацией, текущим ремонтом, обеспечением санитарных и противопожарных норм, обучением персонала; налоги, не относимые к начислениям на заработную плату) рассчитываются исходя из фактических затрат по учреждению в целом за календарный год с поправкой на период времени, за который учитываются затраты (квартал, полугодие). На затраты, связанные с выполнением услуги, накладные расходы переносятся с помощью коэффициента (Кнр), определяемого путем отнесения суммы накладных расходов к сумме основной заработной платы основного персонала по организации здравоохранения за анализируемый период. Сумма накладных расходов в составе затрат на медицинскую услугу (Нр.) определяется по формуле: 2.4. Расчет нормативной прибыли в затратах на медицинскую услугу В расчет затрат на медицинскую услугу дополнительно может включаться прибыль организации здравоохранения, которая должна обеспечивать их рентабельность и современный уровень оказания медицинской помощи. Расчет производится по формуле: Показатель уровня рентабельности определяется на основании нормативных документов. 2.5. Учет инфляции при расчете затрат на медицинскую услугу При расчете затрат на медицинскую услугу рекомендуется проводить корректировку на инфляцию. Для этого используют показатель “индекс цен валового национального продукта” за анализируемый период времени. Расчет производится по формуле: 2.6. Расчет трудоемкости (трудозатрат) услуги 2.6.1. Показатель времени, затрачиваемого врачами, средним медицинским и вспомогательным персоналом в процессе оказания услуги, устанавливается путем замера не менее чем в 10 случаях выполнения одноименных услуг с вычислением среднего значения или путем экспертной оценки – опроса нескольких специалистов, выполняющих однотипные услуги. При этом считается, что весь персонал, участвующий в оказании услуги, затрачивает одинаковое время. Расчет трудоемкости (трудозатрат, затрат времени) проводится на основании фонда рабочего времени медицинского персонала. 2.6.2. Трудоемкость услуги измеряется в условных единицах труда. Одна условная единица труда приравнивается к 10 минутам рабочего времени. 2.6.3. При определении трудоемкости услуги учитывается время, затрачиваемое на непосредственное оказание услуги. При расчете определенной условной единицы труда время, затрачиваемое специалистами на выполнение услуги, умножается на нормативные коэффициенты использования рабочего времени (Кэф), приведенные в табл. 5. Нормативные коэффициенты Наименование должности (специальности) Нормативный коэффициент Кэф. Врач-терапевт, врач-хирург (амбулаторно-клинического учреждения или больничного учреждения) Врач клинической лабораторной диагностики Медицинская сестра по специальности лабораторная диагностика Врач-рентгенолог, медицинская сестра по специальности рентгенология Врач функциональной диагностики Врач ультразвуковой диагностики Врач по лечебной физкультуре Медицинская сестра по специальности медицинский массаж Медицинская сестра по специальности физиотерапия Врач – судебно-медицинский эксперт Для врачебных специальностей, не указанных в табл. 5, коэффициент использования рабочего времени принимается равным коэффициенту, рассчитанному для врача амбулаторного приема, отделения стационара. Для медицинских сестер, работающих с врачами, используется коэффициент, рассчитанный для врачей соответствующей специальности. 3. Расчет затрат на сложные и комплексные медицинские услуги 3.1. Затраты на оказание сложных и комплексных медицинских услуг определяются суммированием затрат на простые услуги в соответствии с номенклатурой и кратностью проведения простых медицинских услуг, входящих в состав сложной и комплексной медицинской услуги. 3.2. При расчете затрат на сложные и комплексные медицинские услуги должны учитываться маржинальные составляющие затрат, характеризующиеся величиной дополнительных затрат, необходимых для одновременного выполнения одной дополнительной простой медицинской услуги согласно составу сложной или комплексной услуги. 3.3. При расчете затрат на сложные и комплексные услуги должны учитываться расходы по оплате стоимости услуг, выполняемых в других организациях здравоохранения (при отсутствии возможности их выполнения в данной организации здравоохранения); оплате доноров, включая питание. 4. Поправочный коэффициент Поправочный коэффициент необходим в тех случаях, когда имеющиеся условные единицы трудозатрат (УЕТ) не коррелируются со значением нормативов выполнения той или иной услуги. Это может быть связано с изменением условий предоставления услуг (например, выполнение услуги “на дому” по отношению к выполнению той же услуги в поликлинике), усложнением или упрощением технологии предоставления услуги (например, исследование анализа ручным способом по отношению к исследованию с помощью дорогостоящего анализатора или анализатора, упрощающего выполнение услуги), применением для формирования УЕТ сложной и комплексной услуги простой суммации УЕТ простых услуг ее составляющих. Основная задача поправочного коэффициента – нивелировать такие погрешности. Выделяют следующие виды поправочных коэффициентов: – коэффициент сложности повышающий и понижающий (применяется в случае усложнения или упрощения методики выполнения услуги, выполнения услуги высококвалифицированным специалистом и др.); – коэффициент субспециальности (применяется в случае выполнения услуги специалистом, имеющим дополнительную специализацию, например, врач гинеколог-эндокринолог); – коэффициент условий выполнения услуги (применяется в случае, если условия выполнения услуги требуют дополнительных затрат, например, выполнение услуги “на дому”); – коэффициент маржинальности (применяется в случае расчета УЕТ для сложной услуги, состоящей из простых услуг, выполняемых одновременно). Значения поправочных коэффициентов приведено в табл. 6. Значения коэффициента маржинальности в зависимости от количества суммируемых услуг приведено в табл. 7. |