Законно ли требовать установку счетчиков с термокомпенсаторами?

Вопрос: Установка газового счетчика с термокорректором

Ответ ( )

Нормативная база, определяющая специфику правовых отношений Поставщика и Потребителя природного газа, а также общие требования к контрольно-измерительным приборам на узлах учета, определяется следующими правовыми документами:

· Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», 2009 г (с изменениями от 10.01.14 г.).

· Федеральным Законом № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», 2008 г. (с изменениями 2012 г.).

· Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ, № 162 от 5.02.98.

· «Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 г. № 317.

· Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте РФ, № 32168 от 30.04.14 г.

· Федеральным законом от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

· ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (Методы) измерений.

· Договором на поставку газа между контрагентами (поставщиком и потребителем газа), который носит статус юридических взаимоотношений.

Отдельно хотелось бы отметить два основополагающих документа, определяющих правовую базу и которые в обязательном порядке необходимо учитывать, в случае поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и предоставления коммунальных услуг населению:

· ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 21 июля 2008 г. N 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и изменений от 17.02.2014);

· ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (с изменениями на 26 марта 2014 года).

· ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями на 27 августа 2012 года, утрачивает силу с 1 января 2015 года).

Все вышеперечисленные нормативные документы предъявляют лишь самые общие требования к Средствам измерений, применяемым при учете природного газа. В документах отсутствуют какие-либо нормы точности учета природного газа, как в промышленном, так и в коммунально-бытовом секторе. Так, например, в Правилах учета газа отмечается:

«П.3.2. Учет добытого природного газа проводится для стандартных условий независимо от теплотворной способности газа и других параметров, определяющих качественные характеристики природного газа.

П. 3.10 Учет количества природного газа, реализуемого населению, осуществляется средствами измерений в условиях их применения. Количество природного газа, реализуемого населению, при отсутствии средств измерений газа определяется в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 13.06.06 № 373.

П. 2.9 Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений.

П.1.7. Измерения объемов газа, в том числе показатели точности измерений объемов газа, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.»

Для наиболее распространенных, в настоящее время методов измерений, — с использованием сужающих устройств, турбинных, ротационных и вихревых счетчиков, а также ультразвуковых расходомеров — разработаны или разрабатываются нормативные документы в виде технических регламентов, государственных стандартов или стандартизованных/индивидуальных методик измерения, как того требует Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ и «Правила учета газа». Таковыми, например, являются:

· ГОСТ 8.586.1-5 2005 Измерение расхода и количества жидкостей и газов с помощью стандартных сужающих устройств. Части 1-5

· МИ 3213-2009 Расход и объем газа. Методика выполнения измерений с помощью ультразвуковых преобразователей расхода

· ГОСТ 8.611-2013 ГСИ. Расход и количество газа. Методика (метод) измерений с помощью ультразвуковых преобразователей расхода (дата введения с 01.07.2014 г.)

· ГОСТ Р 8.740 — 2011 Расход и количество газа. Методика выполнения измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков. (введен в действие с 01.01.2013 г., взамен ПР 50.2.019-2006)

· Государственная система обеспечения единства измерений. Количество газа. Методика измерений комплексами для измерения количества газа СГ-ТК модификации СГ-ТК-Д № 181-560-01.00270-2013 (регистрационный номер по Федеральному реестру ФР.1.29.2013.15864).

В 2013 г. введены в действие два значимых документа ГОСТ Р 8.741-2011 «ОБЪЁМ ПРИРОДНОГО ГАЗА. Общие требования к методикам измерений» и ГОСТ Р 8.740-2011 «Государственная система обеспечения единства измерений. РАСХОД И КОЛИЧЕСТВО ГАЗА. Методика измерений с помощью турбинных, ротационных и вихревых расходомеров и счетчиков».

В отличие от ПР 50.2.019-2006, новый ГОСТ Р 8.740-2011 является стандартизованной методикой измерений объемного расхода и объема, приведенных к стандартным условиям, природного, нефтяных товарных и других однокомпонентных и многокомпонентных газов с помощью турбинных, роторных (ротационных) и вихревых расходомеров и счетчиков газа и устанавливает нормы точности УУГ.

ГОСТ Р 8.741-2011 обеспечивает единство и повышает точность измерений объема природного газа в условиях эксплуатации с применением различных методов и средств измерений, применяемых в «… сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку» путем установления единых требований к методикам измерений.

Новый ГОСТ Р 8.741-2011, также как и ранее опубликованная МИ 3082-2007, регламентирует измерение объема природного газа, приведенного к стандартным условиям, с погрешностью не выше 3%. Все утвержденные и вновь разрабатываемые методики измерения должны соответствовать требованиям нового ГОСТ Р 8.741-2011, включая и погрешность УУГ в зависимости от их производительности.

Технический комитет по стандартизации ТК024 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии дал следующие разъяснения относительно применения ГОСТ Р 8.740-2011(см. письмо ТК 024 № 2 от 18.01.2013 г.):

Во-первых, «… требования указанного выше нового стандарта к монтажу распространяются только на вновь создаваемые и реконструированные узлы учета газа».

Во-вторых, «… все расчеты, связанные с процессом измерения объемного расхода газа и определением относительной расширенной неопределенности измерения газа, выполняются в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 независимо от времени ввода в эксплуатацию узлов учета газа. Сроки проведения расчетов по установлению соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р 8.740-2011 должны быть согласованы владельцем узла учета газа с контрагентом и проведены в сроки не позднее срока окончания межповерочного интервала любого средства измерения, входящего в состав узла учета».

В дополнение к вышесказанному следует добавить, что значения расширенной неопределенности измерения объема газа, приведенного к стандартным условиям, для всех применяемых методов измерений в зависимости от производительности УУГ должны соответствовать нормам, установленным ГОСТ Р 8.741. Требования к составу СИ, применяемых при измерениях объема газа, и указанные в МИ 3082-2007, не распространяются на прошедшие сертификацию и имеющие единый паспорт комплексы СГ-ЭК и СГ-ТК (см. п. 7.2.1 ГОСТ Р 8.741-2011).

В соответствии с ГОСТ 8.740-2011:
Для граждан, при отсутствии счетчика с термокоррекцией действует следующее условие, пункт 26 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №549: «Объем потребленного газа по показаниям прибора учета газа, не имеющего температурной компенсации, определяется как разность показаний прибора учета газа на начало и конец отчетного периода, умноженная на температурный коэффициент (коэффициент приведения к стандартным условиям), утверждаемый для таких типов приборов учета газа Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии».
Для чего Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) на каждое полугодие утверждает температурные коэффициенты к показаниям приборов учета газа, не имеющих температурной компенсации.
В отношении юридических лиц все сложно:
1) Пункт 21. Правил поставки газа „Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются“.
2) Пункт 1. статьи 5 Федерального закона Об обеспечении единства измерений «Измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации».
3) В пункт 1.6. Правила учета газа «Средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений».
4) Пункт 2.9. Правила учета газа «Измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерений».
Простыми словами можно объяснить так: При применения узла измерения, измерения объема газа должно выполняться по аттестованному в установленном порядке методике (методу) измерения. А это в автоматическом порядке подразумевает применение измерительно-вычислительного комплекса для перерасчета температуры, давления, плотности газа, коэфф. сжимаемости газа и т.д.

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

Читайте также:  Реквизиты документа по установке газовой колонки в квартире

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

УО должна учитывать возможные траты на замену ОДПУ при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов. В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ. Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Общедомовые приборы учета: кто оплачивает установку и за все ли услуги надо платить в их отсутствие?

Не так давно Президиум ВС РФ принял очередной обзор судебной практики, в который включил в том числе ответы на важные вопросы по спорам в сфере ЖКХ (Обзор судебной практики ВС РФ от 23 декабря 2015 г. № 4). В частности, Суд пояснил, с кого взыскивать расходы за установку общедомового прибора учета и можно ли не платить за водоотведение при отсутствии такого прибора. Рассмотрим ситуации подробнее.

Установка общедомового прибора учета: за чей счет?

До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны были оснастить такие дома коллективными приборами учета используемых воды, тепловой и электрической энергии (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении). Конечно, и после этой даты остались дома, в которых коллективные приборы учета воды, тепловой и электрической энергии никто не установил. В случае подобного нарушения обязанность по установке общедомовых приборов передавалась ресурсоснабжающим организациям – и сделать это они должны были в срок до 1 июля 2013 года (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Именно так и поступило муниципальное казенное предприятие “Воронежтеплосеть”, которое снабжало водой один из домов-“нарушителей”.

После этого предприятие обратилось на основании закона к жильцам и собственникам нежилых помещений дома с требованием возместить расходы на установку коллективного прибора учета (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Однако собственники помещений в многоквартирном доме отказались выплатить ресурсоснабжающей организации деньги.

Тогда МКП “Воронежтеплосеть” обратилось в суд с иском о выплате произведенных расходов, но не к самим собственникам, а к ООО “УК “Городок” – организации, которая управляла этим домом. Ответчик возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оплачивать спорные расходы должны непосредственно собственники помещений. Кроме того, управляющая организация настаивала: она не должна за счет собственных средств оплачивать расходы на установку приборов учета единовременно, поскольку собственникам помещений законом предоставлена рассрочка в отношении этих затрат сроком на пять лет (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении).

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, исковые требования были удовлетворены (решение Арбитражного суда Воронежской области от 16 мая 2014 г. № А14-13747/2013, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2014 г. № 19АП-3798/14, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21 ноября 2014 г. № Ф10-4117/14). Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Судьи подчеркнули, что управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество. Кроме того, именно она наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями (ст. 162 Жилищного кодекса РФ, п. 16, п. 24, п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). По мнению адвоката, руководителя проекта “Народный адвокат” по ЮВАО г. Москвы Илья Рейзер, управляющая компания должна была изначально, по собственной инициативе и своевременно поднять перед жильцами вопрос о необходимости установки общедомового прибора учета. “Жильцы не обязаны знать всех тонкостей в управлении дома – для это и существуют управляющие компании”, – считает юрист.

Однако ВС РФ признал, что в этом деле у судов нижестоящих инстанций не было оснований для взыскания с управляющей организации полной суммы расходов по установке общедомовых приборов учета. Он обосновал это двумя аргументами. Во-первых, управляющая организация в отношениях по возмещению расходов на установку общедомового прибора учета является представителем собственников помещений и лишена возможности получать денежные средства на эти цели иначе, чем от указанных лиц. В связи с этим, по мнению Суда, она не должна отвечать в большем объеме, чем совокупный объем денежных обязательств собственников помещений по возмещению расходов на день вынесения судебного решения. Во-вторых, пятилетний срок с момента введения в эксплуатацию общедомового прибора учета, в течение которого собственники имеют право на рассрочку, на момент рассмотрения дела не истек. Доказательства того, что собственники помещений приняли решение оплатить расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки, в материалах дела также отсутствовали. По этой причине ВС РФ отменил ранее вынесенные по этому спору судебные акты и направил дело на новое рассмотрение с целью установления размера суммы, подлежащей взысканию с управляющей организации (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Интересно, что до разъяснений ВС РФ многие суды также придерживались мнения, что именно управляющая компания является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 ноября 2014 г. № Ф10-3586/2014 по делу № А14-12461/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 мая 2015 г. № Ф04-19403/2015 по делу № А27-17406/2014).

При этом управляющая организация имеет право на последующее возмещение расходов по установке общедомового прибора учета с собственников помещений, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий коллегии адвокатов “Гордейчик и партнеры”

“Предпринятое ВС РФ рассмотрение управляющих компаний в качестве самостоятельных субъектов правоотношений в большей степени ставит вопросы, чем отвечает на них. Допустим, до истечения пятилетней рассрочки погашения долга за установленный прибор учета юридическое лицо прекратит свое существование, например, в связи с расторжением договора управления многоквартирным домом или признанием управляющей компании банкротом. Какова судьба оставшейся части задолженности? Добавлю, что на сумму задолженности по установке общедомового прибора учета начисляются проценты, максимальный размер которых равен ставке рефинансирования Банка России (ч. 12 ст. 13 закона об энергосбережении). Можно ли взыскать их c управляющей компании? Я считаю, что нет, ведь обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (п. 3 ст. 308 ГК РФ), а участниками данного обязательства как раз являются ресурсоснабжающая компания и собственники помещений в доме. Однако я допускаю, что некоторые суды могут разрешить этот вопрос иначе”.

Водоотведение в отношении общедомовых нужд в отсутствие прибора учета: платить или не платить?

До 1 июня 2013 года услуга по водоотведению предоставлялась в отношении жилых домов, жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. После указанной даты эта услуга предусмотрена для жилых домов, а также жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (подп. “в” п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Таким образом, водоотведение перестало включать в себя отвод бытовых стоков из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Еще раньше, 27 апреля 2013 года из действующего законодательства исчезла норма об определении норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, которая содержалась в п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Одни юристы трактовали внесенные поправки таким образом: услуга по водоотведению для общедомовых нужд теперь не оказывается и платить за нее не нужно. Другие настаивали на том, что вносить плату все равно необходимо – ведь содержание общего имущества, в том числе и внутридомовой инженерной системы водоотведения, обеспечивают собственники помещений за собственный счет (п. 5, п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме). При этом объем потребления услуги в отсутствии коллективного прибора учета, по их мнению, должен рассчитываться по-новому – например, на основе данных по водопотреблению. Последней позиции придерживались и некоторые ресурсоснабжающие компании.

Читайте также:  Газификация садового дома без документов о собственности

Так, липецкое ООО “Водоканал”, которое поставляло в многоквартирные дома холодную воду и оказывало услуги по водоотведению сточных бытовых вод, продолжило включать плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды и после 1 июня 2013 года. Поскольку общедомовые приборы учета сточных вод в доме отсутствовали, общество осуществляло расчет платы на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления. При этом последний определялся по нормативам потребления холодной воды (формула 12 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Суды первой и второй инстанций признали, что общество не праве взыскивать с жильцов указанные суммы (решение Арбитражного суда Липецкой области от 19 мая 2014 г. № А36-733/2014, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2014 г. № 19АП-3790/2014). Аргументом явилось то, что с 1 июня 2013 года коммунальная услуга по водоотведению для общедомовых нужд не оказывается, а значит, и плата за нее не должна взиматься.

Но арбитражный суд округа частично поддержал действия ООО “Водоканал”. Суд согласился с тем, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод жильцы должны оплатить стоимость общедомовых нужд по водоотведению, приняв за объем отведенных абонентом сточных вод объем воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”; далее – закон о водоснабжении). При этом кассационный суд пришел к выводу, что объем воды, поступившей в многоквартирные дома, следует определять по показаниям общедомовых приборов учета (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 октября 2014 г. № Ф10-3298/2014 по делу № А36-733/2014).

Судебная коллегия ВС РФ отменила постановление арбитражного суда округа и оставила без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. Она указала, что закон о водоснабжении к данному спору не применим. Судьи подчеркнули: правоотношения по предоставлению коммунальных услуг в жилых домах в приоритетном порядке регулируются жилищным законодательством, к которому относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Кроме того, Суд решил, что размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета просто невозможно посчитать. Дело в том, что в отсутствие коллективного прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется по нормативу потребления коммунальной услуги (п. 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 10 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; п. 17 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов). Как раз этот норматив и был исключен в апреле 2013 года из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

17 апреля 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ пришла к окончательному выводу, в соответствии с которым при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета сточных вод ресурсоснабжающая организация не может начислять плату за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 апреля 2015 г. № 310-ЭС14-5955).

Следует отметить, что ВС РФ уже занимал как аналогичную позицию (Определение ВС РФ от 19 сентября 2014 г. № 309-ЭС14-2373, Решение ВС РФ от 10 декабря 2014 г. № АКПИ14-1190), так и прямо противоположную (Определение ВС РФ от 26 августа 2014 г. № 307-ЭС14-222). Интересно, что письмо Минстроя России по поводу того, как рассчитывать объем сточных вод при отсутствии в доме коллективного счетчика (письмо Минстроя России от 10 апреля 2014 г. № 5942-МС/04), в соответствие с позицией ВС РФ не приведено.

Таким образом, ВС РФ по обоим спорным вопросам встал на сторону жильцов. Однако нужно иметь в виду, что до внесения поправок в законодательство, которые сделали бы его более однозначным, собственникам помещений надо быть готовыми к конфликтам с участием управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в том числе в суде.

Тема: Может ли ЭСО обязать установку ПЗР?

Опции темы
Отображение
  • Линейный вид
  • Комбинированный вид
  • Древовидный вид

Может ли ЭСО обязать установку ПЗР?

Местные энергоснабжающие организации стали указывать в техусловиях установку ограничителя мощности, точнее – ПЗР (прибор защитный релейный). Законны ли их требования? Автоматический выключатель то же является в принципе ограничителем мощности, хоть он и контролирует проходящий через него ток (в Амперах), а не мощность (в киловаттах).

ЭСО не имеют право обязывать потребителя устанавливать ПЗР (прибор защитный релейный) Такие действия являются нарушением Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

Открываем ПУЭ, п. ПУЭ, п. 7.1.25. На вводе питающих линий в ВУ, ВРУ, ГРЩ должны устанавливаться аппараты управления. На отходящих линиях аппараты управления могут быть установлены либо на каждой линии, либо быть общими для нескольких линий.
Автоматический выключатель следует рассматривать как аппарат защиты и управления.

Григорий, согласен. Имею небольшое дополнение.)))

В Постановлении Правительства № 861 есть следующие пункты:

25(1). В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны:
.
в) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности;
.

26. Требования, указанные в подпунктах “в” – “д” пункта 25 настоящих Правил, обязательны для выполнения как заявителем, так и сетевой организацией. При этом разграничение обязательств по выполнению этих требований определяется в договоре и учитывается соответственно при расчете платы за технологическое присоединение.

Т.е. ЭСО будет втюхивать ПЗР в договоре без обоснования, просто указывая в ТУ необходимость установки прибора. Цена вопроса 3500 – 10000 р. (взял цены в первом попавшемся прайс-листе), естественно, за счёт потребителя.

Подобная политика ЭСО противоречит также ФЗ “Об электроэнергетике”, где имеется Статья 38, п.1:

Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Наконец, есть Гражданский кодекс РФ, где в Статье 541. Количество энергии указано, что

1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В комментарии к Статье 541 (гражданского кодекса) РФ Количество энергии указано, что
.
3. Согласно п. 3 комментируемой статьи определение количества использованной гражданином энергии не лимитируется и производится по окончании расчетного периода по показаниям приборов учета энергии.

Таким образом, потребитель может отказаться от установки ПЗР или ОМ. Однако, если договор будет подписан вместе с ТУ (неотъемлемая часть договора), где предписана установка ПЗР, то он вступит в силу и все требования, которые там указаны обретают законную силу в соответствии с положением Гражданского кодекса – Статья 421. Свобода договора:

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
.

Ограничение потребления регулируется соответствующими разделами и пунктами документа: ПРАВИЛА ПОЛНОГО И (ИЛИ) ЧАСТИЧНОГО ОГРАНИЧЕНИЯ РЕЖИМА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (в ПП № 442).

Особенности теплосчетчиков на отопление в квартире в 2020 году

Отопление применяется только в холодное время года, и именно тогда счета за эту коммунальную услугу наиболее большие.

Обычно размер платы за эти услуги завышается, и чтобы избежать этого, следует установить дома тепловые счетчики, которые будут контролировать объем получаемых услуг.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Это позволит сэкономить на коммунальных платежах, но при этом нужно знать, какие типы счетчиков и их особенности существуют, зачем их ставить вообще и сколько это будет стоить владельцу жилого помещения.

Какие есть виды приборов

Каждый теплосчетчик — это комплекс приборов, в который включаются датчики, узлы отвечающие за учет потребленного тепла, и всевозможные преобразователи, которые работают с давлением, расходом и показателей сопротивления носителя тепла.

Устанавливает комплектацию счетчика производитель и они отличаются в зависимости от модели. Наиболее распространенными являются ультразвуковые и механические приборы, а вихревые и электромагнитные практически непопулярны из-за сложности и дороговизны.

Также существуют вычислители и распределители тепловой энергии, которые не нужно встраивать в тепловой контур, такие приборы могут использоваться при абсолютно любых контурах.

ТипОсобенности
МеханическийСамый простой из типов конструкции, поэтому и его цена достаточно низкая и находится на уровне 9-10 тысяч рублей. Это прибор с проводными термодатчиками, водяным измерителем и электронным блоком. Рабочий элемент — это деталь, которая вращается при прохождении теплоносителя через прибор, и именно количество оборотов устанавливает объем, прошедший через устройство. Два термометра ставятся на трубы подачи и обратки, а делать это можно как вертикально, так и горизонтально
УльтразвуковойКоличество потребленного носителя в этом виде устройства определяет ультразвуковой сигнал благодаря излучателю и приемнику, при этом они монтируются на горизонтальной трубе, но с определенной дистанцией. Сигнал излучателя идет по воде и доходит до приемника, а время рассчитывает по скорости движения воды в контуре. Ультразвуковые образцы могут в некоторых вариациях регулировать поток, но это удел продвинутых моделей
Вычислители и распределителиЭти приборы измеряют относительные затраты тепла, и состоят из тепловых адаптеров а также двух сенсоров. Раз в три минуты датчики меряют температуру, будучи установленными на батарею и в комнате, при этом выводя разницу величин. Те сведения, которые получены, отображаются на дисплее. Заранее эти приборы программируются на коэффициенты и мощность радиатора, и в итоге показатель расхода тепла будет высвечиваться в киловатт-часах

Что говорится в законодательстве

Тепловые счетчики и их использование регламентированы в законах, к примеру это нормативный акт 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ”.

Там сказано, что здания и прочие объекты недвижимости, в которых используется энергия должны иметь приборы учета этих ресурсов, среди которых индивидуальные приборы учета тепловой энергии.

Читайте также:  Вопросы по оплате газа и количеству газовых плит

А собственники этих учетных приборов должны обеспечивать их сохранность, нормальное состояние и конечно, вовремя менять.

Также существует федеральный закон 190-ФЗ “О теплоснабжении”, и в его статье 4 говорится о том, что вводить в эксплуатацию источники теплоэнергии и подключать новых потребителей без того, чтобы счетчики были установлены, попросту запрещено.

Кроме того, обязанность установить их лежит на потребителях, которые должны эксплуатировать их самостоятельно или же по договору, заключенному с компаниями.

Если же многоквартирный дом вводится в эксплуатацию сейчас, то счетчики должны быть установлены застройщиком еще до разрешения на легализацию дома.

Технические ограничения

Практически во всех домах старого строительства сделана вертикальная разводка труб отопления, поэтому в квартире проходит сразу несколько стояков, и счетчик на каждом из них — это невыгодное вложение.

Для подобных систем рекомендуется устанавливать распределители, которые меряют расход носителя тепла в зависимости от температур комнатного воздуха и радиатора отопления.

Один такой распределитель обойдется в среднем в тысячу рублей, а вот затраты на монтаж будут более высокими — на уровне 2-6 тысяч рублей

Кроме того, управляющая компания не разрешит ставить индивидуальный учетный прибор, если на весь дом не стоит общий счетчик, поскольку для процедуры установления коэффициента необходимо иметь информацию о том, какое потребление тепла у всего здания.

Остальные критерии касаются только выгоды при исчислении по приборам, ведь есть некоторые условия, к примеру уровень теплоизоляции квартиры, а также техническое оснащение магистрали, заходящей в дом.

Порядок законной установки

Установить тепловые счетчики можно только после согласования с управляющей компанией, и для этого есть определенная процедура, после соблюдения которой будет возможен монтаж.

Следовательно, следует выполнить такие шаги:

Сначала необходимо письменно обратиться в управляющую домом компаниюКоторая может дать разрешение на монтаж счетчика, и к заявлению прилагаются копии документов. Они должны подтверждать наличие права собственности на квартиру, а также техпаспорт квартиры
Далее компания предоставляет технические условияКоторые необходимо соблюсти при установке счетчика
Следующий шаг подразумевает, что разрабатывается проект индивидуального учета теплаИ ведется составление технических документов на установку, это задача организации, которая официально получила полномочия на проектировку
Сделанные документыСогласовываются с предприятием, поставляющим теплом

Покупать энергетический счетчик до того, как будет согласован проект не нужно, поскольку на заявление может вполне проследовать отказ.

Обладая всеми документами можно совершать покупку, выбрав любые теплосчетчики на отопление в квартире, которые соответствуют установленным нормам.

Выбирая компанию, которая будет осуществлять монтаж, следует удостовериться, что у нее есть лицензия на подобную деятельность, и можно даже провести сравнение, ориентируясь на сертификаты, ЕГРЮЛ и допуски СРО.

Кроме того, квалификацию монтажников тоже желательно заранее проверить, во внимание следует принимать перечень оборудования, используемого ими, список тех работ, которые они выполняют и есть ли у них монтажный комплект.

Обязательно должны даваться гарантии на работы, если управляющая компания не примет результаты или будет иметь замечания.

Кроме самого счетчика необходимо также обеспечить наличие дополнительных устройств, к примеру байпаса, терморегуляторов и фильтров на трубы и радиаторы, тройников и всех прочих необходимых технических приспособлений.

Также технику нужно пломбировать на обязательной основе и фиксировать начальные показания, это делается по вызову представителя предприятия — поставщика тепла.

Видео: принцип работы

Какова цена услуг

Стоимость самого теплового счетчика находится на уровне 10 тысяч рублей, но в зависимости от его типа этот показатель может меняться.

Самый простой счетчик механической конструкции обойдется примерно в 8 тысяч рублей, а ультразвуковой вариант в базовой комплектации и от отечественных производителей также будет стоить примерно столько же .

Вычислители и распределители тепла могут иметь цену как в 1000 рублей, так и выше — 2-2,5 тыс. рублей, но они будут выгодны только в небольших жилищах.

Если заказывать монтаж теплосчетчика в специализированных и лицензированных фирмах, то стоимость такого мероприятия составит около 7 тысяч рублей за самый простой вариант технического устройства.

Более сложные устройства обойдутся в 10 тысяч рублей, хотя есть и цены на уровне 30 000 рублей.

Вычислители тепла будут более дешевыми в плане монтажа, и некоторые типы можно установить даже за 2-3 тысячи рублей.

Выгодна или нет их установка

При желании установить данный прибор учета или прямой просьбе управляющей компании, нужно понимать, будет ли данное решение выгодным, либо монтаж вообще не имеет смысла.

Нужно понимать, что даже если прибор установлен, то он все равно будет невыгодным при некоторых нюансах:

Если тепловая магистраль вводится в дом по старой схемеКоторая предусматривает наличие элеватора
Квартира располагается либо на углу дома, либо на первом или последнем этажахЧто снижает уровень теплоизоляции
В оконных рамах есть щели, либо таковые имеются во входной двериИз-за чего происходят утечки тепла
Балкон не имеет остекления
Подъезд имеет свободную циркуляцию воздухаК примеру из-за неработающей подъездной двери, либо же разбитых окон

Чтобы минимизировать расход тепловой энергии, нужно не только установить общедомовой счетчик и устройство в квартире, следует еще позаботиться о модернизации системы отопления всего здания, в частности, желательно заменить элеваторный узел на типы АИТП, а также АУУ.

Только тогда и при надлежащей теплоизоляции можно будет сделать эффективным наличие счетчика и минимизировать платежи по коммуналке.

Тепловые счетчики в многоквартирных домах могут быть установлены в целях экономии и повышения энергоэффективности зданий.

Чтобы сделать это, необходимо согласовать данную процедуру с управляющей компанией, выбрать лицензированную организацию для монтажа и позаботиться о наличии хорошей теплоизоляции. Только в этом случае монтаж техники будет законным и полностью правильным.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Установка приборов учета обязательна… но не для всех

До 1 июля в многоэтажках должны были быть установлены общедомовые приборы учета, поскольку именно с этого дня — согласно Федеральному Закону №261-ФЗ «Об энергосбережении» — расчеты за энергетические ресурсы осуществляются на основании данных со счетчиков. После 1 июля закон разрешает энергетикам самим устанавливать приборы учета на наши дома принудительно. Однако в том же законе есть исключения и нюансы, о которых необходимо знать.
Собственники жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах обязаны установить общедомовые приборы учета на потребляемые энергетические ресурсы до 1 июля 2012 года. Организации, осуществляющие снабжение водой, природным газом, тепловой энергией и электрической энергией (с условием, что их сети имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома), обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета. Указанные ресурсоснабжающие организации (РСО) не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены 149-м приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010 г.
Обязанность по установке приборов учета энергоресурсов Федеральным законом от 23.1 1.2009 № 261-ФЗ возложена на собственников помещений. До 1 июля 2012 года собственники обязаны обеспечить установку приборов учета воды, тепловой энергии, электрической энергии (а природного газа — в срок до 1 января 2015 года).
С 1 января 2012 года все вводимые в эксплуатацию и, в том числе, реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться также и индивидуальными теплосчетчиками в каждой квартире. С момента принятия 261-го закона ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды не допускается.
Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета. Если собственник не в состоянии сразу оплатить прибор учета и его установку, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за такой кредит устанавливается по действующей на момент заключения договора об установке приборов учета ставке рефинансирования Центробанка РФ.
Постановлением от 6.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство РФ утвердило новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Так, Раздел III «Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества» был дополнен пятью новыми пунктами (п. п. 38(1) — 38(5)). Первый из них (п. 38(1)) касается оплаты принудительно установленного общедомового прибора учета.
Пункт 38(1) Правил содержания общего имущества конкретизирует приведенные положения Закона «Об энергосбережении». В частности, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку коллективного прибора учета на основании счета, выставляемого РСО, если соответствующие суммы не были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, установленных для членов ТСЖ.
Причем РСО должна указать в счете для каждого собственника как общую сумму расходов на установку прибора учета, так и долю, пропорциональную доле в праве общей собственности на общее имущество, которая должна быть оплачена этим собственником.
Кроме того, п. 38(1) Правил содержания общего имущества предусмотрена возможность оспорить сумму расходов РСО, сначала обратившись непосредственно в РСО, а затем обжаловать выставленный счет в судебном порядке.
Нужно ли собственникам
помещений многоквартирного дома собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК — донести информацию до собственников о том, что установка приборов учета необходима согласно закону «Об энергосбережении» и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ,
ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета, и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.
Согласно пп. «с» п. 31 новых Правил исполнитель коммунальных услуг обязан подчиниться решению общего собрания собственников помещений об установке коллективного прибора учета (при условии включения в плату за содержание и ремонт расходов на его приобретение и установку).
Какую ответственность несут собственники за отказ от установки приборовучета?
Если до 1 июля 2012 года и до 1 января 2015 года (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно п. 12 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» собственники помещений должны не только обеспечить допуск РСО к местам установки счетчиков, но и оплатить понесенные ими расходы. Этой же нормой предусмотрено, что в случае отказа в добровольном порядке возместить расходы РСО на установку приборов учета собственники помещений обязаны также оплатить их затраты, связанные с необходимостью принудительного взыскания.
Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборовучета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.
Есть ли исключения изтребований по установке приборов учета?
Да, есть. Федеральным Законом №261-ФЗ также указываются случаи, когда общедомовые приборы учета не устанавливаются:
— ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года;
— объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии);
— максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Помимо всего прочего, изменения в действующем федеральном законодательстве предоставляют возможность не ставить приборы учета собственникам жилья, где для этих целей отсутствуют технические возможности.

Ссылка на основную публикацию