Контрольная трубка на газопроводе
Контрольная трубка на газопроводе
Контрольные трубки имеют важное значение для эксплуатационного надзора, ведь именно они являются основным приспособлением, позволяющим проверить с поверхности земли герметичность газопровода. И при этом контрольная трубка лишь в некоторой степени может быть названа устройством, предохраняющим подземные газовые сети от повреждений. Ее основная задача заключается в создании условий для своевременного обнаружения утечки газа из газовой трубы, принятии эффективных мер для защиты газопровода от повреждений и ликвидации возможных последствий утечек.
Контрольная трубка (рис) дает возможность быстро определить наличие утечек газа из подземного газопровода. Контролируемый участок газопровода (1) засыпают слоем щебня или гравия высотой 100мм и накрывают стальным полукруглым кожухом(2) длиной около 150мм. От кожуха к поверхности земли под ковер (5) отводят трубку (4), по которой газ от места возможной утечки поднимается вверх. Сверху отводную трубку перекрывают легкой стальной крышкой (6) на петле. Для определения наличия газа крышку откидывают и в трубку вставляют шланг газоиндикатора.
Контрольная трубка является приспособлением, для проверки герметичности газопровода с поверхности земли, необходимое при осуществлении эксплуатационного надзора, своевременного обнаружения утечки газа в газопроводе, принятия эффектифных мер для защиты газопровода от повреждений,ликвидации возможных последствий утечки.
Контрольная трубка КТ-57/219 выполнена по ТУ 4859-007-13699-421-2011 состоит из 3-х частей:
1. Основание (кожух) изготовлено из 2-х частей. Основание из стали 2ПС ГОСТ 10705-80 гр.В и патрубок из стальной трубы d.60 2ПС ГОСТ 10704-91 гр.В с резьбой. Патрубок запрессован в основание и имеет противокоррозионную изоляцию, выполняется с применением битумной мастики.
2. Контрольная трубка выполнена из стальной трубы d.57 2ПС ГОСТ 10704-91 гр.В. На конце трубки имеется резьба. Противокоррозионая изоляция трубки выполнена поливинилхлоридной липкой лентой в два слоя. ТУ 2245 – 001-38742313-2013 сертификат № РОСС RU.АГ92. Н0742.
3. Крышка выполнена из стали 2ПС ГОСТ 10705 -80 гр.В. Крышка в дальнейшем закреплена к трубке и имеет поворотное устройство. Противокоррозионая изоляция выполнена битумной мастикой. Изоляция всех частей контрольной трубки соответствует требованиям, предъявляемым к весьма усиленному типу изоляции в соответствии с ГОСТ 9602-2005
Контрольная трубка газопровода с выводом под ковер
Контрольная трубка применяется для систематического контроля и выявления на подземных газопроводах мест утечек газа без вскрытия дорожного покрытия. Обычно устанавливаются на определенных расстояниях вдоль трассы газопровода, чаще всего над точками газопровода, за которыми важен периодический эксплуатационный контроль.
Контрольная трубка изготавливается из трубы размером 2 дюйма, нижний конец которой приваривается к футляру газопровода, зона между газопроводом и футляром засыпается слоем щебня или мелким гравием высотой 100мм и накрывается стальным кожухом длиной около 350мм, согнутым в виде полукруга и устанавливаемым обычно над стыком газопровода. Сверху контрольная трубка закрывается стальной крышкой, установленной на петлю. Для определения утечки газа крышка контрольной трубки откидывается и в трубу вставляется газозаборная трубка газоиндикатора. При отсутствии индикатора утечка газа выявляется по запаху.
На полиэтиленовых газопроводах контрольные трубки устанавливаются на участках расположения неразъемных соединений полиэтилен-сталь, при пересечении газопроводов с железными дорогами, тепловыми сетями, автомобильными дорогами, трамвайными путями, коллекторами и тоннелями, каналами; в местах выходов из земли полиэтиленовых труб на надземных вертикальных участках газопровода при использовании разъемных соединений в футляре; а также в местах бесколодезного расположения разъемных соединений. При длине секции газопровода не более 150м и установке трубы без сварных соединений допускается контрольную трубку не устанавливать.
Контрольные трубки эффективнее устанавливать на газопроводе, расположенном выше уровня грунтовых вод. В некоторых случаев ставят устройства, облегчающие возможность обнаружения утечки газа и преграждающие его движение в опасную зону. Разрыхленная почва способствует выходу газа наружу в сторону подвалов и зданий. Для контроля за такими утечками и отвода газа в желательном направлении в некоторых случаях устраивают постоянно открытые дренажи,
КОНТРОЛЬНАЯ ТРУБКА ГАЗОПРОВОДА DN50
Контрольная трубка на газопроводе предназначена для быстрого обнаружения в подземном газопроводе утечки газа, в наиболее ответственных местах присоединения отводов, а также там, где газопровод трудно доступен для осмотра. Наиболее эффективна на газопроводах, расположенных над уровнем грунтовых вод. Свободный конец контрольной трубки выводится на поверхность под защитное устройство – ковер.
Изготавливаем контрольные трубки по сериям, в т.ч. по чертежам
УГ 14.01.00 с.5.905-25.05, УДГ 11.01.00 с.5.905-30.07, УГ 16.01.00 с.5.905-15.
Возможно изготовление других типоразмеров, КТ с пробкой, а также изделий по чертежам Заказчика.
Контрольная трубка применяется для систематического контроля и выявления на подземных газопроводах мест утечек газа без вскрытия дорожного покрытия. Обычно устанавливаются на определенных расстояниях вдоль трассы газопровода, чаще всего над точками газопровода, за которыми важен периодический эксплуатационный контроль.
Контрольная трубка изготавливается из трубы размером 2 дюйма, нижний конец которой приваривается к футляру газопровода, зона между газопроводом и футляром засыпается слоем щебня или мелким гравием высотой 100мм и накрывается стальным кожухом длиной около 350мм, согнутым в виде полукруга и устанавливаемым обычно над стыком газопровода. Сверху контрольная трубка закрывается стальной крышкой, установленной на петлю. Для определения утечки газа крышка контрольной трубки откидывается и в трубу вставляется газозаборная трубка газоиндикатора. При отсутствии индикатора утечка газа выявляется по запаху.
На полиэтиленовых газопроводах контрольные трубки устанавливаются на участках расположения неразъемных соединений полиэтилен-сталь, при пересечении газопроводов с железными дорогами, тепловыми сетями, автомобильными дорогами, трамвайными путями, коллекторами и тоннелями, каналами; в местах выходов из земли полиэтиленовых труб на надземных вертикальных участках газопровода при использовании разъемных соединений в футляре; а также в местах бесколодезного расположения разъемных соединений. При длине секции газопровода не более 150м и установке трубы без сварных соединений допускается контрольную трубку не устанавливать.
Контрольные трубки эффективнее устанавливать на газопроводе, расположенном выше уровня грунтовых вод. В некоторых случаев ставят устройства, облегчающие возможность обнаружения утечки газа и преграждающие его движение в опасную зону. Разрыхленная почва способствует выходу газа наружу в сторону подвалов и зданий. Для контроля за такими утечками и отвода газа в желательном направлении в некоторых случаях устраивают постоянно открытые дренажи,
Устройства и элементы газовых сетей
Устройства и элементы газовых сетей включают:
Запорная арматура
В качестве запорной арматуры на газопроводах применяют краны и задвижки, на газопроводах низкого давления могут применяться гидрозатворы. На подземных газопроводах отключающую арматуру устанавливают в колодцах.
Их применяют для возможности отключения отдельных участков газопроводов или зданий.
На газопроводах низкого давления части устанавливают гидрозатворы, представляющие собой небольшие вертикальные цилиндрические сосуды с двумя наклонно приваренными отростками для присоединения к газопроводу и трубой, приваренной к верхнему днищу и выведенной к поверхности земли. Газ отключается при наполнении гидрозатвора водой через трубу на высоту, превышающую давление в газопроводе.
Достоинства гидрозатвора – простота конструкции и надежность отключения; недостатки – возможность выброса воды при повышении давления в газовой сети и самоотключение его при несвоевременном удалении скопившейся воды.
Недостатком гидрозатворов является длительность операций по заливке и откачке воды насосом.
1 – корпус; 2 — водоотводящая трубка; 3 – подушка ковера; 4 — ковер; 5 – контактная пластина; 6 – пробка; 7 – электрод заземления; 8 – штуцер с пробкой для продувки; 9 – кожух
Рис. 2.1 а) гидрозатвор для газопроводов от 50 до 150 мм
б) гидрозатвор для газопроводов от 150 до 300 мм
Трубопроводы
Трубопрово́д — искусственное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы.
Газопровод — предназначается для транспортировки попутного нефтяного и природного газа. Стратегические газопроводы предназначаются для передачи на дальние расстояния больших объёмов газа — на экспорт и предприятиям, осуществляющим газовый синтез.
Рис. 2.2 Газопровод
Классификация газопроводов была рассмотрена в предыдущей главе.
Конденсатосборники
В низших точках продольного профиля газопровода устанавливаются сборники конденсата, емкость которых зависит от диаметра газопровода и количества воды, накапливающейся в них. Вода эта попадает через неплотности, которые образуются во время эксплуатации. Конденсатосборники различаются по размерам и конструктивным особенностям в зависимости от давления газа в сети и объема конденсата.
Рис. 2.3 Конденсатосборники
Компенсаторы
Компенсаторы являются подвижными элементами трубопроводов, призванными обеспечить компенсацию перемещений, возникающих из-за вибраций и термических удлинений. Они служат для предохранения газопроводов и их оборудования от температурных напряжений, а также возможности установки и ремонта арматуры– линзовые (рис. 2.3), резино-тканевые, осевые волнистые и гнутые (П-образные), сильфонные.
Линзовые компенсаторы изготовляют из тонколистовой стали в виде отдельных свариваемых между собой полулинз, пространство между которыми заполняют битумом. Устанавливают линзовые компенсаторы в несколько сжатом состоянии с учетом их максимальной компенсирующей способности и осевых усилий.
Резинотканевые компенсаторы применяют в пучинистых грунтах и сейсмоопасных районах. Их выполняют из резины с прослойками капронового волокна в виде винтообразного шланга, усиленного снаружи капроновым канатом.
Использование сальниковых компенсаторов на газопроводах категорически запрещено, т.к. конструкция компенсатора этого типа не гарантирует его герметичность в течение длительного времени.
Рис. 2.4 Линзовый компенсатор
Контрольные проводники
Контрольный проводник представляет собой стальной стержень диаметром 8 – 12 мм, приваренный к стальному трубопроводу. Длина стержня берется в зависимости от глубины залегания, трубопровода с таким расчетом, чтобы свободный конец стержня в ковере оказался ниже крышки на 100 – 120 мм. Место приварки контрольного вывода тщательно изолируется путем заливки слоем битума.
Контрольные проводники позволяют без вскрытия газопровода замерить его электрический потенциал. Это необходимо для своевременного обнаружения утечки постоянного тока с рельсов трамвая, метрополитена и других источников на подземные газопроводы. Токи утечки вызывают электрохимическую коррозию газопроводов.
Контрольные проводники устанавливаются на участках газопроводов, расположенных вблизи рельсовых путей трамвая или электропоезда на расстоянии 200 м друг от друга, а также против отсасывающих пунктов рельсовой сети и в местах пересечения газопроводом рельсовых электрических путей, с обеих сторон.
Контрольные трубки
В некоторых местах над сварными стыками газопроводов устанавливаются контрольные трубки. Они предназначены для быстрого выявления утечек газа из подземного газопровода. Это устройство состоит из металлического кожуха длиной 350 мм полуцилиндрической формы, с диаметром, большим диаметра трубы на 200 мм. От кожуха, уложенного на слой щебня или гравия, к поверхности трубы отводится труба диаметром 60 мм, в которой скапливается газ при утечках в контролируемом месте.
Рис. 2.6 Варианты установки контрольных трубок:
а)над поверхностью земли;
Коверы
В настоящее время для обеспечения безопасности на газопроводах подземной прокладки применяется специальное защитное устройство – ковер газовый. Его основное предназначение – доступ к контрольной, измерительной, запорной и регулирующей арматуре, установленной на трубопроводе, и ее защита от несанкционированного проникновения и повреждений.
Ковер газовый представляет собой цилиндрический защитный купол-обод с крышкой, изготовленный из стали, чугуна, полимерно-песчаной смеси или полимерных материалов. Изделие производится в различных вариантах типоразмеров, что позволяет применять его на трубопроводах разного диаметра. На газопроводах используются также коверы, отлитые из серого чугуна СЧ-20 и современные изделия, выполненные из полимерно-песчаной смеси методом горячего прессования.
Полимерно-песчаный ковер на газопроводе по характеристикам практически полностью повторяет чугунное изделие, однако намного легче и проще устанавливается, морозоустойчив, прочен. Установка коверов осуществляется на бетонное основание (подушку). Многие производители предлагают коверы в комплекте с бетонной подушкой и ремонтным комплектом, состоящим из запасной крышки и обода.
Рис. 2.7 Чугунный ковер Рис 2.8 Полимерно-песчаный ковер
Футляры
На пересечениях с железнодорожными путями, автомобильными дорогами, проездами и другими инженерными сооружениями подземные трубопроводы прокладывают в футлярах, внутренний диаметр которых обычно на 100 – 200 мм больше наружного диаметра прокладываемого в нем трубопровода (с учетом толщины теплоизоляционной конструкции). Концы футляра должны выходить за пределы пересечения не менее чем на 0,5 м в каждую сторону, но не менее 5 м от головки крайнего рельса. После укладки трубопровода концы футляра уплотняют просмоленной паклей и заливают битумом. Футляр оборудуют контрольной трубкой, выводимой под ковер.
Футляр воспринимает давление грунта и подвижные нагрузки от транспорта.
1 – газопровод, 2 – футляр, 3 – битумная эмаль, 4 – просмоленная пенька или джут, 5 – бетон
Рис. 2.9 Футляр для прохода газопровода через фундаменты и стены
Опоры
Для газопровода, прокладываемого внутри футляра, можно предусматривать опоры (для стальных газопроводов – диэлектрические), которые должны обеспечивать сохранность газопровода и его изоляции при протаскивании плети в футляре. Шаг опор должен определяться расчетом в соответствии с разделом «Расчет газопроводов на прочность и устойчивость» (СП 42-102, СП 42-103).
Опоры могут быть скользящими, катковыми (роликовыми).
Катковые опоры рекомендуется применять при прокладке плети газопровода в футлярах длиной более 60 м.
Рис. 2.10 Опоры для газопроводов
Указательные таблички
Для определения местоположения газопровода необходимо предусматривать установку над газопроводом или вблизи от него табличек-указателей, которые размещают на стенах постоянных зданий и сооружений, ограждениях, опорах ЛЭП, на специальных ориентирных столбиках. Трасса газопровода за пределами населённых пунктов обозначается ориентирными столбиками с правой стороны не ближе 1м от оси газопровода на прямых участках в пределах видимости не более 500м.
Рис 2.11 Указательная табличка
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23
Контрольная трубка на газопроводе
- Контрольные трубки устанавливают в наиболее ответств. местах газопровода (над стыками в местах присоединения отводов на предприятиях), выводят на поверхность под ковер, они предназначены для быстрого выявления утечек газа из подземного газопровода. Для предохранения газопроводов от больших динамич. и статич. нагрузок при пересечении железных и шоссейных дорог, коллекторов и колодцев, стен и фундаментов зданий или при прокладке газопроводов на малой глубине их заключают в футляры, представляющие собой отрезок стальной трубы, диаметр к-рой больше диаметра газопровода. Зазор между футляром и газопроводом герметизируют. Футляр оборудуют контрольной трубкой, выводимой под ковер.
- В некоторых местах над сварными стыками газопроводов устанавливаются контрольные трубки. Это устройство состоит из металлического кожуха длиной 350 мм полуцилиндрической формы, с диаметром, большим диаметра трубы на 200 мм. От кожуха, уложенного на слой щебня или гравия, к поверхности трубы отводится труба диаметром 60 мм, в которой скапливается газ при утечках в контролируемом месте.
- При прокладке газопровода под проезжей частью дороги с усовершенствованным дорожным покрытием отметки крышек колодца и ковера должны соответствовать отметке дорожного покрытия, в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей – быть не менее чем на 0,5 м выше уровня земли.
При отсутствии усовершенствованного дорожного покрытия вокруг колодцев и коверов предусматривают устройство отмостки шириной не менее 0,7 м с уклоном 50 °/00, исключающим проникновение поверхностных вод в грунт близ колодца (ковера).
Диаметр контрольной трубки должен быть не менее 32 мм.
При выведении контрольной трубки выше уровня земли ее конец должен быть изогнут на 180°.
Варианты установки контрольных трубок приведены на рисунке 1.
Для отбора проб из футляров предусматривают вытяжную свечу, изготовленную из стальных труб, с установкой на фундамент или иную опору
Вариант установки вытяжной свечи приведен на рисунке 2.
Футляры для газопроводов следует предусматривать для защиты газопровода от внешних нагрузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями и коммуникациями, а также для возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки. Соединения составных частей футляра должны обеспечивать его герметичность и прямолинейность.
Назначение и монтаж футляров газопровода
Россия является мировым лидером по добыче природного газа, а также по поставкам его для потребительских целей. Совершенно ясно, что данная отрасль является одной из основных ветвей российской экономики, на которую выделяется немало ресурсов.
Процесс газификации страны продолжается уже довольно долгое время, но останавливаться он явно не собирается. Однако рядовой потребитель вряд ли задумывается о том, какой путь проходит газ с момента его добычи и до поступления его в дома, для обычных бытовых нужд человека. А между тем, этот процесс довольно долгий и технологически сложный, ведь он заключается не только в добывании самого природного ресурса, но и в проектировании новых мест и прокладки газопроводов по всей территории нашей страны.
В некоторых местах, укладка труб может вызывать определенные трудности, тогда будет целесообразно использовать защитный футляр, чтобы избежать лишних проволочек. Кроме того, разрабатывается специальный проект газоснабжения, который должен пройти проверку в соответствующих инстанциях.
Классификация газопроводов
Как и в любой другой сфере, в строительстве газопроводов есть определенная классификация, которая может быть нескольких видов.
Все газопроводы могут отличаться по нескольким критериям:
- по показателям давления газа, который будет проходить по трубам;
- по тому, где будет осуществляться прокладка труб, их диаметр, а также в зависимости от местности и характеристик окружающей среды.
Что касается показателей рабочего давления, то газопроводы могут быть нескольких видов:
- первого класса — показатели высокого давления (более 25 кгс/м2);
- второго класса — показатели среднего давления (от 12 до 25 кгс/м2);
- третьего класса — показатели низкого давления (менее 12 кгс/м2).
Однако вопрос давления газа в трубах является вторичным, ведь главным вопросом, с которым сталкивается застройщик, является именно расположение самого трубопровода, т.е. прокладка труб на местности.
Выбор того или иного способа зависит вовсе не от желания самого заказчика, а от тех особенностей окружающей местности, какой диаметр труб используется, от наличия дорог и линий коммуникаций, а также от целого списка факторов. Естественно, что проектированием и решением данного вопроса должна заниматься экспертная группа, которая и даст окончательный ответ и лучшее решение.
В целом же, расположение газопроводов на местности может быть нескольких видов: подземный, надземный и комбинированный вариант.
Надземный газопровод
Данный метод укладки газопроводных труб считается наиболее простым, но в некоторых случаях подобная прокладка труб является недопустимой. Кроме того, у данного способа есть определенный ряд достоинств и недостатков, по сравнению с другими методами. Диаметр труб здесь не важен, он может быть различным, согласно параметрам, указанным в ГОСТе.
Особенности надземного способа укладки:
- Из-за того, что трубы, при таком способе укладки газопровода, находятся на поверхности, они требует более частого ремонта. В то же время, ремонтные работы существенно упрощены, если сравнивать с другими методами прокладки труб.
- Стоимость укладки труб подобным способом практически на 60% ниже стоимости подземной прокладки. Это обусловлено тем, что нет необходимости рыть траншеи в земле, а сама процедура монтажа заключается в установке труб на специальных опорах.
- Использование данного метода оправдано в тех областях, где наблюдается очень высокий уровень грунтовых вод. В этих местностях, применение подземного способа укладки нецелесообразно, ведь существует риск возникновения коррозии и дальнейшего разрушения поверхности труб.
- Данный способ укладки не нарушает плодородного слоя почвы, чего не скажешь о подземном способе.
- Надземная прокладка может производиться, в большинстве случаев, без остановки автомобильного движения и перекрытия дорог, через которые она осуществляется.
Подземный газопровод
Данный способ не менее распространен, чем надземный, в первую очередь потому, что в некоторых местностях отсутствует возможность укладки газопроводных труб каким-либо иным способом. Диаметр труб, в данном случае, будет напрямую влиять на ширину траншей.
Особенности данного способа:
- Прокладка газопроводных труб подземным способом, как правило, более затратная, чем надземная укладка. Речь идет не только о финансовой составляющей, но и проведении дополнительных земельных работ. Однако, данная укладка более долговечна, ведь трубы не имеют прямого контакта с окружающей средой.
- Отсутствует необходимость проведения частых ремонтных работ из-за того, что трубы защищены слоем почвы.
- Прокладка подземного трубопровода очень часто сопряжена с перекрытием автомобильных дорог и корректировкой пешеходного движения. Подрядная организация, которая осуществляет строительство газопровода, составляет специальную схему движения на участке проведения работ, чтобы люди могли беспрепятственно попасть к себе домой. Кроме того, происходит установка соответствующих знаков на дороге, а также расположение специальной техники на рабочем участке. Данные процедуры должны проводиться только с полным согласованием с инспекцией дорожного движения.
- Применение данного метода укладки рекомендуется, если укладка производится через линию электропередачи.
Комбинированный метод укладки
Применение данного способа прокладки может быть оправдано в том случае, если газопровод будет проходить через автомобильную дорогу. Таким образом, часть трубопровода будет проложено надземным способом на открытой местности, а в месте пересечения дороги будет использоваться подземная укладка. Здесь важно учитывать и диаметр труб при проведении земельных работ. Данный способ очень распространен в Москве и области.
Кроме того, прокладка газопроводных труб через автомобильную дорогу сопряжена с определенной трудностью.
Дело в том, что проходящий по дороге транспорт оказывает воздействие на дорожное полотно, осуществляя на нее дополнительную нагрузку. Данное обстоятельство может привезти к повреждению или излишнего давления те коммуникации, которые проходят сквозь эту автомобильную дорогу.
Газопровод, в данном случае, не является исключением. Чтобы этого избежать, для труб газопровода предусмотрен защитный футляр, который монтируется на газопровод.
Предназначение защитного футляра
Применение футляра обусловлено не только защитой самого газопровода от воздействия агрессивной среды и различных повреждений, но и для обеспечения безопасности для окружающих. Всем известно, что утечка газа очень опасное явление, поэтому дополнительная защита, в данном случае, не роскошь, а необходимое условие.
Прокладка труб с использованием защитного футляра строго регламентирована, в соответствии с нормативными документами — СНиП 42-01 и СНиП 32-01. Согласно требованиям, указанным в последнем документе, регламентирован не только сам процесс укладки труб, но и то расстояние, на котором должны располагаться концы защитного футляра.
В частности, если речь идет о железнодорожных путях, то защитный футляр должен проходить через них и иметь протяженность не менее 50 метров от выхода. Такое большое значение оправдано тем, что природный газ очень взрывоопасен, а железнодорожные составы имеют очень высокую массу. Что касается автодорог, то футляры должны выступать из выхода на 3,5 метра от них. Кроме того, есть точные указания и по глубине укладки трубопровода, которая составляет порядка полутора метров.
Изготовление футляра
В соответствии с теми же нормативными актами, футляры должны быть изготовлены из стальных труб. Диаметр может быть разным, ведь все зависит от параметров поперечника трубы газопровода, но, в целом, диаметр будет не сильно различаться, разброс будет в границах 10 см.
Есть определенные требования и к газопроводным трубам, которые должны пройти определенную проверку на прочность. Кроме того, такие трубы должны иметь повышенную изоляцию, а также наличие как можно меньшего количества сварочных швов, что является одним из главных критериев.
Размещение газопроводной трубы в футляре
Как только закончилась проверка газопроводных труб, их можно помещать в защитные футляры, внутри которых находятся специальные диэлектрические подставки. Именно на них размещают газопроводные трубы, после чего, происходит герметизация конструкции с обеих сторон. Кроме того, устанавливаются специальные сальники, а также происходит заделка битумной смесью.
Затем, на одном из концов конструкции, на расстоянии 750 мм от края, просверливается отверстие. Затем в нее монтируется контрольная трубка, конец которой, при монтаже конструкции, будет выведен наружу, т.е. на поверхность земли. Там будет располагаться специальное устройство — ковер, в которое и будет втыкаться контрольная трубка.
Это нужно для того, чтобы узнать о наличии или отсутствии газа в футляре, а контрольная трубка является неким проводником. Согласно нормативным документам, трубка, диаметр которой должен составлять не менее 32 мм, является обязательной составляющей данной конструкции.
Прокладка трубы с защитным футляром через дорогу будет осуществляться ровно тем же способом, что и обычная заделка труб в землю. Непосредственно, они могут вскрываться снаружи, но это приведет к временной остановке всего транспортного движения.
В таких случаях, приходится организовывать дополнительные объезды, что само по себе очень невыгодно в плане финансов. Кроме того, такая возможность может и вовсе отсутствовать в некоторых населенных пунктах, а прокладка через железнодорожные пути вообще категорически запрещена. В данном случае приходится прибегать к поиску иных решений, способных помочь решить проблему с минимальными финансовыми затратами.
Если отсутствует возможность укладки через дорожное полотно, применяется способ закрытого характера. Смысл его в том, что под автодорогами или ж/д путями проделывается отверстие, диаметр которого будет зависеть от габаритов газопроводных труб.
Есть несколько способов реализации этого метода:
- Горизонтальное бурение. Данный метод применяется довольно редко, ведь он довольно агрессивен и может нанести вред дорожному покрытию.
- Продавливание или прокалывание земли. Данный метод более предпочтителен, ведь здесь используется, в основном, ручной труд, что само по себе более аккуратно и точечно, чем с применением техники. Остатки земли здесь не утрамбовываются, а выбрасываются наружу.
Вообще, есть специальные указания, согласно которым осуществляется разработка земли. Здесь учитывается и диаметр самих труб, и некоторые свойства самой земли на конкретном участке. Но, как показывает практика, применяется тот способ и та техника, которая есть в распоряжении у того подрядчика, осуществляющего прокладку труб.
Защитные футляры играют важную роль в процессе газификации территории. В первую очередь, это обеспечение безопасности человека, ведь утечка газа через стену трубы может вызвать непоправимые последствия. Человек, зачастую, и сам является причиной этих событий, производя земельные работы вблизи или через пересечение газопроводных труб.
Такая безответственность может привезти к катастрофическим последствиям, но защитные футляры существенно снижают данные риски.
Устройство контрольной трубки
Чтобы легче обнаружить утечки газа из подземных газопроводов, в наиболее ответственных местах, а также там, где газопроводы менее доступны для осмотра, ставят контрольные трубки, контрольные трубки более эффективны на газопроводе, который находится выше уровня грунтовых вод.
В ряде случаев ставят устройства, преграждающие при утечках путь газу в опасную зону и облегчающие возможность его обнаружения.
![]() | 1 — стальной кожух; 3 — щебень или гравий; 4 — стальная изолированная трубка диаметром 50 мм; 5 — бетонная подушка под ковер; 6 — ковер. |
В качестве таких устройств применяют футляры, или патроны, т. е. трубы большего диаметра, в которых прокладывается газопровод. Иногда по периметру зданий разбивают газоны и цветники (при наличии узкой отмостки).
Разрыхленная полоса земли обеспечивает выход газа наружу при распространении его от места утечки в сторону подвалов и зданий.
Для контроля за утечками и отвода газа в желательном направлении в ряде случаев устраивают постоянно открытые дренажи, сходные с контрольными трубками.
«Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве»,
А.Н. Янович, А.Ц. Аствацатуров, А.А. Бусурин
Один из важных факторов, обеспечивающих рациональное и безопасное использование газового топлива, — стабильность давления газа у потребителей. Значительные колебания давления могут повлечь за собой отрыв и проскок пламени в горелках. В горелках бытовых газовых приборов колебания давления вызывают неполноту сгорания, т. е. появление в продуктах горения опасной для жизни окиси углерода. Снижение давления газа и…
Основные задачи добровольных газоспасательных дружин (ДГСД) — наблюдение за выполнением правил и инструкций по технике безопасности, противопожарных правил и мероприятий, участие в ликвидации аварий, спасении пострадавших. В ведении газоспасательной службы находятся индивидуальные спасательные средства, средства, применяемые при аварийных ситуациях и при ликвидации аварий. Принципиальная технологическая схема кустовой базы сжиженных газов. Наиболее распространенные типы кустовых баз…
Примерная схема и устройство типового ГРП I — газопровод для выпуска газа; II — выход газа; III — вход газа; IV, V — выход газа соответственно низкого и среднего давлений; VI — тамбур для установки приборов отопления; 1 — задвижка на входном газопроводе; 2 — газовый фильтр; 3 — предохранительный запорный клапан; 4 — регулятор…
Газопроводы вводятся непосредственно в помещения, где находятся агрегаты, использующие газ, или в смежные с ними помещения при условии соединения их открытым проемом. При размещении газового ввода в смежном помещении вентиляция этого помещения должна обеспечивать не менее трехкратного воздухообмена в 1 ч. На вводе газопровода внутри помещения устанавливается отключающее устройство в доступном для обслуживания и освещенном…
Температура воспламенения и пределы взрываемости смесей ряда горючих газов и газовых топлив с воздухом при 20° С и 760 мм рт. ст. Газ Температура воспламенения, °С Пределы взрываемости (% газа в газовоздушной смеси) нижний верхний Пропан 465 2,1 9,5 Бутан 490 1,9 8,5 Метан 640 5 15 Этан 530 3,1 12,5 Водород 510 4,1 74,6…
В каких случаях газопровод укладывается в футляр
На сегодняшний день природный газ играет одну из самых значительных ролей в нашей жизни. Мы привыкли к нему настолько, что даже не представляем, как можно без него обойтись.
Мало кто задумывается о том, что предшествует подаче газа в наши дома и квартиры. До того, как столь полезная коммунальная услуга предоставляется для пользования граждан, и юридических лиц проходит довольно много времени.
Сначала выдаются технические условия (ТУ). На их основании разрабатывается проект газоснабжения объекта. Нередко магистральные газопроводы находятся на значительном расстоянии от того строения, который нужно газифицировать и тогда на разработку документации уходит масса времени. Готовый проект проходит экспертизу и согласовывается с различными службами.
Подающие газ трубы могут проходить по поверхности земли или располагаться на неподвижных опорах. Такие варианты прокладки газопровода считаются наиболее простыми. Иногда ведется подземная прокладка, она считается более сложной.
При подземном способе для газопровода выкапываются траншеи, ширина которых позволяет произвести заложение трубы. Глубина траншей небольшая. Она должна удовлетворять требованиям правил: в местах проживания людей от верхней поверхности трубы до поверхности почвы не должно быть меньше 80 см. За пределами населенных пунктов этот параметр снижается до 60 см.
Основные сложности при подземном виде прокладки возникают тогда, когда газопроводы пересекают дороги.
Прокладка газопровода в футляре осуществляется как раз при таких обстоятельствах. Футляр предохраняет газовую трубу от блуждающих токов и повреждений, связанных с дополнительными нагрузками. Проходящий по дорогам транспорт (автомобили, поезда) неизбежно и регулярно давят на поверхность дорожного покрытия, что может отразиться и на целостности проходящих под дорогами коммуникаций.
Нормативный документ футляр для прокладки газа предусматривает в обязательном порядке. Таким документом является СНиП 42-01-2002.
Другой нормативный документ футляр для прокладки газа регламентирует по определенным параметрам. Так, СНиП 32-01 устанавливает, в частности, положение о минимально допустимом расстоянии, на котором должны быть расположены концы футляров. Если газопровод имеет пресечение с железнодорожными путями указанное расстояние должно быть не менее 50 метров. Такое большое расстояние обусловлено взрывоопасностью природного газа. Регламентируется и глубина укладки. Под полотном железной дороги это расстояние не может быть менее полутора метров.
Из-под автомобильных дорог футляры должны выступать на три с половиною метра.
Футляры выполняются из стальных труб. Их диаметр зависит от размера поперечника газовой трубы. Как правило, различие в диаметрах составляет 100 миллиметров. Стоит отметить, что в футляр укладывают трубу (газопровод), имеющую усиленную изоляцию. Все сварные стыки газопровода проверяются на прочность неразрушающими методами. Только прошедшие проверку трубы могут монтироваться в футляр. Монтаж производится таким образом, чтобы внутри футляра находилось как можно меньше сварных швов.
Газопровод аккуратно размещают внутри футляра на изолированные (диэлектрические) подставки, соблюдая соосность футляра и изолированной трубы. С обеих сторон футляр герметизируют, устанавливая сальники, и заливают битумной смесью.
Примерно за 750 мм от одного из концов футляра в его верхней части просверливается отверстие. В это отверстие вваривается специальная контрольная трубка. Конец этой трубки выводится в находящееся над поверхностью земли устройство – ковер. Это устройство позволяет определить наличие или отсутствие газа в футляре.
Как и при обычной подземной прокладке, дороги могут вскрываться снаружи. Но разборка дорог, особенно тех, по которым ежедневно проходят интенсивные транспортные потоки, связана с большими неудобствами и затратами. Приходится оборудовать временные объезды. Кроме того, что это не выгодно с экономической точки зрения, в крупных населенных пунктах далеко не всегда найдется место для их размещения. Прокладка газопровода через тело железнодорожных насыпей и вовсе запрещена.
При невозможности поверхностного проникновения, применяется закрытый способ прокладки. Он заключается в том, что под проезжей частью оборудуют отверстие, в которое впоследствии и будет проложен газопровод совместно с футляром.
Канал для прокладки инженерной коммуникации может выполняться несколькими способами. Горизонтальное бурение применяется не часто. В городских условиях более приемлемы методы прокалывания или продавливания. В первом случае грунт просто уплотняется, образуя отверстие. Во втором случае весь грунт из полученного отверстия выбирают наружу. Иногда эта операция механизируется, но чаще приходится работать вручную.
В принципе, существуют рекомендации по способу разработки грунта. Они учитывают свойства грунтов и диаметр прокладываемых труб. Но, на самом деле применяют то оборудование, которое имеется в наличии у монтажной организации или то, которое обойдется дешевле.
Прокладка газопровода в футляре производится не только при пересечении с различными дорогами. Если газопровод встречает на своем пути другие инженерные коммуникации, такими, как водопровод или тепловая сеть, то места их пересечения так же заключаются в футляры. Небольшие футляры оборудуются и в местах ввода труб газоснабжения в жилые или производственные здания.
Главная роль, которую играют футляры – это безопасность человека. Но человек часто забывает об опасности, которую представляет природный газ. Не секрет, что не смотря на установление охранных зон, люди проводят земляные работы в непосредственной близости от подземных газопроводов. Столь безответственные поступки могут привести к повреждению и самих газопроводов и их футляров, что очень опасно для человеческой жизни.
Нормативные документы
Главное меню
СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем ч. 1 |
Автор Редактор контента | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.08.2008 г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СООРУЖЕНИЯ НА ГАЗОПРОВОДАХ 4.49 Колодцы для размещения отключающих устройств на газопроводах предусматривают из несгораемых материалов (бетон, железобетон, кирпич, бутовый камень и т.д ). Для защиты конструкций колодцев от возможного проникновения поверхностных или грунтовых вод необходимо предусматривать устройство гидроизоляции. С целью обеспечения возможности спуска обслуживающего персонала в колодце предусматриваются металлические стремянки или скобы. В местах прохода газопровода через стенки колодцев следует предусматривать футляры, выходящие не менее чем на 2 см за стенки. Диаметр футляра принимается исходя из условий обеспечения выполнения строительно-монтажных работ, в том числе его герметизация, и с учетом возможных смещений газопровода. 4.50 Для защиты от механических повреждений контрольных трубок, контактных выводов контрольно-измерительных пунктов, водоотводящих трубок конденсатосборников, гидрозатворов и арматуры следует предусматривать коверы, которые устанавливают на бетонные железобетонные подушки, располагаемые на основании, обеспечивающем их устойчивость. 4.51 При прокладке газопровода под проезжей частью дороги с усовершенствованным дорожным покрытием отметки крышек колодца и ковера должны соответствовать отметке дорожного покрытия, в местах отсутствия проезда транспорта и прохода людей – быть не менее чем на 0,5 м выше уровня земли. При отсутствии усовершенствованного дорожного покрытия вокруг колодцев и коверов предусматривают устройство отмостки шириной не менее 0,7 м с уклоном 50 °/00, исключающим проникновение поверхностных вод в грунт близ колодца (ковера). Диаметр контрольной трубки должен быть не менее 32 мм. При выведении контрольной трубки выше уровня земли ее конец должен быть изогнут на 180°. Варианты установки контрольных трубок приведены на рисунке 1. а – над поверхностью земли, о – под ковер Рисунок 1 – Установка контрольных трубок 4.52 Для отбора проб из футляров предусматривают вытяжную свечу, изготовленную из стальных труб, с установкой на фундамент или иную опору. Вариант установки вытяжной свечи приведен на рисунке 2. 4.53 Футляры для газопроводов следует предусматривать для защиты газопровода от внешних нагрузок, от повреждений в местах пересечения с подземными сооружениями и коммуникациями, а также для возможности ремонта и замены, обнаружения и отвода газа в случае утечки. Соединения составных частей футляра должны обеспечивать его герметичность и прямолинейность. Футляры изготавливаются из материалов, отвечающих условиям прочности, долговечности и надежности (сталь, асбестоцемент, полиэтилен и т.д.). При этом в местах пересечения газопровода с каналами тепловых сетей, а также на переходах через железные дороги общей сети рекомендуется предусматривать металлические футляры. 1 – оголовник; 2 – вытяжная труба, 3 – отводная труба; 4 – фундамент Рисунок 2 – Вытяжная свеча Для газопровода, прокладываемого внутри футляра, можно предусматривать опоры (для стальных газопроводов – диэлектрические), которые должны обеспечивать сохранность газопровода и его изоляции при протаскивании плети в футляре. Шаг опор должен определяться расчетом в соответствии с разделом «Расчет газопроводов на прочность и устойчивость» (СП 42-102, СП 42-103). Допускается размещение нескольких газопроводов внутри футляра при условии обеспечения свободного перемещения их относительно друг друга и сохранности их поверхности (изоляции), т.е. газопроводы не должны соприкасаться друг с другом. Опоры могут быть скользящими, Катковыми (роликовыми). Катковые опоры рекомендуется применять при прокладке плети газопровода в футлярах длиной более 60 м. Вариант конструкции опор приведен на рисунке 3. Диаметр футляра выбирается исходя из условий производства строительно-монтажных работ, а также возможных перемещений под нагрузкой и при прокладке его в особых условиях. Концы футляра должны иметь уплотнение (манжету) (рисунок 4) из диэлектрического водонепроницаемого эластичного материала (пенополимерные материалы, пенополиуретан, битум, термоусадочные пленки, просмоленная пакля или прядь и т. д.). / – газопровод; 2 – опорно-направляющее кольцо; 3 – футляр; 4 – прокладочный материал Рисунок 3 – Прокладка газопровода в футляре / – трубная плеть, 2 – защитный футляр; 3 – резиновая манжета; 4 – малый хомут; 5 – большой хомут Рисунок 4 – Эластичное уплотнение на конце футляра Конструкция уплотнений должна обеспечивать устойчивость от воздействия грунта и проникновения грунтовых вод, а также свободные перемещения газопровода в футляре от изменения давления и температуры без нарушения целостности. Применение пенополиуретана (типа «Мак-рофлекс», «Пенофлекс») рекомендуется для полиэтиленовых газопроводов. 4.54 На участках с высоким уровнем грунтовых вод (пойменных, заболоченных), а также участках подводных переходов трассы следует предусматривать пригрузы для балластировки (предотвращения всплытия) газопроводов. На русловых и морских участках подводных переходов рекомендуется применение кольцевых (чугунных, железобетонных и т.п.) пригрузов или сплошного покрытия (монолитное, армированное бетонное и т.п.), на пойменных, заболоченных участках, а также участках с высоким уровнем грунтовых вод – седловых, поясных, шарнирных, контейнерных пригрузов (чугунных, железобетонных, из нетканых синтетических материалов и т.п.), а также анкерных устройств. Для предохранения изоляции стального газопровода или поверхности трубы полиэтиленового газопровода от повреждения под чугунными, железобетонными и т.п. пригрузами рекомендуется предусматривать защитное покрытие (футеровка деревянными рейками, резиновые, бризольные, гидроизольные и т. п. коврики и т.д.). 4.55 Опоры, эстакады, висячие, вантовые, шпренгельные переходы газопроводов должны выполняться из несгораемых конструкций. 4.56 Установку конденсатосборника рекомендуется предусматривать в характерных низших точках трассы, ниже зоны сезонного промерзания грунта с уклоном трассы газопровода к конденсатосборникам не менее 3 °/00– Необходимость установки конденсатосборников должна оговариваться в технических условиях на проектирование газораспределительных систем. Диаметр конденсатосборника, мм, рекомендуется определять по формуле (17) где Q – расчетный расход газа в газопроводе, м 3 /ч. 4.57 Компенсаторы на газопроводах устанавливают для снижения напряжений, возникающих в газопроводе в результате температурных, фунтовых и т. п. воздействий, а также удобства монтажа и демонтажа арматуры. Установка сальниковых компенсаторов на газопроводах не допускается. При проектировании и строительстве газопроводов следует использовать естественную самокомпенсацию труб за счет изменения направления трассы как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении и установки в обоснованных случаях неподвижных опор. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СТРОИТЕЛЬСТВО ГАЗОПРОВОДОВ ИЗ ПОЛИЭТИЛЕНОВЫХ ТРУБ ДИАМЕТРОМ ДО 300 ММ. СП 42-101-96Сооружения на газопроводах4.24. К сооружениям на полиэтиленовых газопроводах относятся: колодцы и наземные площадки, служащие для размещения запорной арматуры и компенсаторов; контрольные трубки, устанавливаемые в местах расположения футляров. 4.25. Концы защитных футляров, устанавливаемых на полиэтиленовых газопроводах, должны выводиться на расстояние не менее: 1) при пересечении трамвайных путей – на 2 м от крайнего рельса; 2) при пересечении подъездных железнодорожных путей промышленных предприятий – на 3 м от крайнего рельса; 3) при пересечении автомобильных дорог III, III-п, IV, IV-п и V категорий – на 3,5 м от края проезжей части и 2 м за пределы подошвы насыпи; 4) при пересечении подземных инженерных сооружений и коммуникаций – на 2 м от их наружных стенок; 5) при пересечении стенок газовых колодцев – на 2 см от наружных стенок колодцев. Примеры обозначения на листе проекта мест пересечения полиэтиленового газопровода с различными коммуникациями приведены на рис. 7. 4.26. Рекомендуемые диаметры футляров из стальных труб для полиэтиленовых газопроводов при пересечении коммуникаций и размещения соединений приведены в табл. 2. Рис. 5. Типовые схемы ответвлений Рис. 6. Узлы соединений полиэтиленовых труб Рис. 7. Примеры обозначения мест пересечений полиэтиленовых газопроводов с коммуникациями Рекомендуемые диаметры футляров из стальных труб, мм
Рекомендуемые диаметры футляров из неметаллических труб для полиэтиленовых газопроводов приведены в табл. 3. Рекомендуемые диаметры футляров из неметаллических труб, мм
4.27. С целью избежания повреждения поверхности полиэтиленовой трубы при протаскивании ее через металлический или асбестоцементный футляр следует предусматривать защиту ее поверхности с помощью колец изготавливаемых из труб того же диаметра, длиной 0,5 d_е, путем разрезки их по образующей и установки (после нагрева) на протягиваемую трубу на расстояниях 2-3 м друг от друга и закрепления на трубе липкой синтетической лентой. 4.28. В местах выхода полиэтиленовых труб над поверхностью земли (до высоты 0,8 м) и местах расположения полиэтиленовых цокольных вводов надземные участки полиэтиленовых труб вместе с узлом соединения “полиэтилен-сталь” должны быть заключены в защитные металлические футляры. При расположении цокольных вводов непосредственно у стен зданий (сооружений) в защитный футляр должен заключаться как вертикальный, так и горизонтальный участки ввода. Расстояние от наружной стены здания до конца горизонтального участка футляра должно быть не менее 1 метра. В футлярах надземных выходов и цокольных вводов могут размещаться (как разъемные, так и неразъемные узлы соединений “полиэтилен-сталь”. Диаметр футляров принимается по данным табл. 2. Фланцы узлов разъемных соединений и стальные патрубки узлов неразъемных соединений должны жестко фиксироваться внутри металлических футляров для исключения воздействия на узлы соединений нагрузок от веса кранов, задвижек, температурных деформаций стальных участков и пр. В целях предохранения наземного полиэтиленового газопровода от механических повреждений внутри металлического защитного футляра должен устанавливаться полиэтиленовый или полипропиленовый патрубок. Надземный стальной участок газопровода до места присоединения к домовому регулятору давления или ввода в дом, в этом случае должен иметь угловой или П-образный компенсатор (рис. 8). Размеры компенсатора должны определяться расчетом, на основании учета перемещений газопровода (включая надземный и подземный участки) от температурных воздействий и давления газа. На рис. 8показаны возможные варианты конструкций футляров для цокольных вводов и надземных выходов полиэтиленовых труб, монтируемых в простых геологических условиях, при отсутствии: – пучинистых, просадочных, набухающих, неслежавшихся насыпных грунтов; – возможности развития опасных геологических процессов (карст, оползни и др.); Конструкция цокольных вводов и надземных выходов полиэтиленовых труб, монтируемых в сложных геологических условиях, должна определяться специально разработанными техническими решениями, утвержденными в установленном порядке. 4.29. Размеры колодцев, рекомендуемых для полиэтиленовых газопроводов, должны соответствовать типовому проекту 905-7 “Унифицированные колодцы для подземных газопроводов”. Колодцы, предусматриваемые в пучинистых грунтах, должны быть сборными железобетонными или монолитными. 4.30. Контрольные трубки следует предусматривать на одном конце футляров при пересечении газопроводом автомобильных и железных дорог, подземных коллекторов и каналов, водостоков, канализации и тепловых сетей, а также на стальных футлярах в местах выхода полиэтиленовых труб над поверхностью земли и в местах бесколодезного расположения разъемных соединений. Рис. 8. Конструкция футляров цокольных вводов и надземных выходов При наличии на поверхности земли твердого асфальтового или бетонного покрытия (в частности, на территории населенных пунктов) контрольная трубка должна выводиться под защитное устройство (ковер). Если твердое покрытие отсутствует, контрольная трубка должна выводиться над поверхностью земли на высоту не менее 0,5 м. При этом диаметр контрольной трубки должен быть не менее 32 мм, а ее конец, выступающий над поверхностью земли, плавно изогнут на угол 180°. Варианты расположения контрольных трубок приведены на рис. 9. При установке контрольных трубок концы футляров должны быть заделаны пенькой или канатом и загерметизированы раствором низкомолекулярного полиизобутилена или битумом. |